Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колпачева, Е. В. Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта / Е. В. Колпачева, Е. А. Шуравина, А. Е. Колпачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108152/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Ключевые слова: обучающиеся, физическая культура, лицей, учебные универсальные действия, технологическая карта.

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет требования к образовательному процессу в области физической культуры в основной школе, который строится так, чтобы были решены следующие задачи:

– укрепление здоровья обучающихся и развитие основных физических качеств;

– повышение функциональных возможностей организма;

– формирование культуры движений и обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;

– освоение знаний о физической культуре и спорте;

– формирование навыков и умений в физкультурно-оздоровительной деятельности;

– воспитание положительных качеств личности и навыков общения.

Государство уделяет большое внимание образовательной политике в области здоровьесбережения, что утверждено распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года». В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года, сформулированы задачи, в которых приоритетным является формирование личности, ответственной за свое здоровье и здоровье окружающих людей как наивысшей человеческой ценности.

В диссертационном исследовании В. О. Петров выдвину и подтвердил гипотезу о том, что здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной деятельности учителя физической культуры будут реализованы наиболее эффективно, если будет моделироваться специфическая система способов реализации личностно-ориентированной здоровьесберегающей педагогической технологии и образовательный процесс будет проектироваться учителем физической культуры на основе диагностики здоровья обучающихся и профессиональной готовности к реализации здоровьесберегающих технологий [2].

По мнению Левицкой Л. В. проведение уроков физической культуры и повышение их эффективности невозможно без личностно-ориентированного обучения, основное требование которого — «…обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и др». [1].

Различные аспекты использования здоровьесберегающих технологий в различных видах спорта и в физической культуре анализируются в исследованиях И. Н. Антоновой, Е. М. Беспаленко, А. В. Гурвич, Л. А. Ивановой, Е. Ю. Пономаревой, А. С. Фетисова, Г. О. Красновой, Е. Г. Сайкиной, O. A. Медведевой и др.

Таким образом авторы приходят к единому мнению — здоровьесберегающие технологии — это необъемлемая часть физической культуры и спорта.

В связи с этим определилась цель нашего исследования — теоретическое обоснование и разработка схемы создания здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Объект исследования — процесс реализации ФГОС ООО с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Предмет исследования — модель создания здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ООО.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и обучающиеся МБОУ «Новоусманский лицей» Воронежской области. Участвовали разные классы, но особое внимание было уделено подросткам.

Методы проверки эффективности реализации ФГОС ООО — устный опрос, наблюдение во время уроков и соревнований.

Результаты и их обсуждение

Процесс реализации ФГОС ООО с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры осуществлялся по следующей схеме: цель — научное обоснование и разработка приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры, не наносящих вреда здоровью обучающихся и формирующих культуру здоровья, физкультурно-оздоровительные технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, спортивные игры, Основная группа технологий здоровьесберегающей педагогики по ФГОС, принципы.

Схема создания здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Рис. 1. Схема создания здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Немаловажную роль играет профессионализм учителя, от которого зависит проведение подготовительного, практического и аналитического этапов. Конечный результат — развитие и саморазвитие физического потенциала и здоровья обучающихся.

В процессе беседы с обучающимися учитывались следующие факторы, понимание обучающимися значимости физической культуры для здоровья, отношения к совершенствованию физических качеств и духовных сил, адекватная оценка собственных физических и психических возможностей, мотивационно-ценностное отношение к физической культуре. На практике проверялось овладение практическими умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья.

Эффективность деятельности педагогов доказана высокими показателями в физическом развитии. Средние показатели выросли на 1,23 % по сравнению с сентябрем 2023 года. В технологической карте урока прописываются личностно значимые проблемы и планируются результаты по предметным, метапредметным и личностным универсальным учебным действиям.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры представляют собой сложное явление, включающее в себя совокупность ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, личностных качеств в области поддержания и сохранения здоровья.

Литература:

  1. Левицкая Л. В. Здоровьесберегающие технологии на занятии физической культуры. Вестник науки. № 10 (19) Т.3., 2019, — с. 24–27.
  2. Петров В. О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Ростов н/Д, 2005, — 220 c.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, Федеральный государственный образовательный стандарт, урок, условие реализации, здоровье обучающихся, образовательный процесс, обучающийся, процесс реализации, физическое развитие.


Ключевые слова

физическая культура, технологическая карта, обучающиеся, лицей, учебные универсальные действия

Похожие статьи

Задать вопрос