Развитие крупной и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.11.2023

Статья просмотрена: 346 раз

Библиографическое описание:

Зверева, М. Л. Развитие крупной и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста / М. Л. Зверева, И. И. Коломыченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 156-157. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108122/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается проблема развития мелкой и крупной моторики в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается роль развития моторики в общем развитии ребенка. Описываются методы взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя детского сада в процессе развития у детей мелкой и крупной моторики.

Ключевые слова: моторика, крупная моторика, мелкая моторика, двигательная активность, физическое развитие, умственное развитие.

Наша жизнь — это постоянное движение. Поэтому на протяжении всей жизни человек старается развиваться не только интеллектуально, но и физически. Крупная и мелкая моторика — это два важнейших аспекта двигательной активности человека. Очень часто, родителями недооценивается значение двигательной активности и развития ребёнка. Они считают, что в первую очередь необходимо развивать интеллект. Однако, в дошкольном возрасте очень сложно разделять умственное и физическое развитие, так как они тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга. Именно поэтому развитие крупной и мелкой моторики дошкольников является актуальным вопросом во все времена. Крупная моторика отвечает за выполнение грубых и мощных движений, таких как бег, прыжки или подъёмы. Она требует координации больших мышц и силы. Мелкая моторика, напротив, относится к точным и мелким движениям, таким как письмо, плетение, застегивание пуговиц или манипулирование инструментами. Она требует отличной координации и контроля малых мышц, таких как пальцы рук [2]. Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача воспитать у детей потребность в двигательной активности.

Крупная моторика — это умение контролировать и координировать движения больших групп мышц, обеспечивая силу, гибкость и устойчивость тела. Она играет важную роль в развитии детей и взрослых, влияя на их физическую активность и способность справляться с повседневными задачами. Развитие крупной моторики начинается ещё в раннем детстве. Малыши начинают ползать, перекатываться, ходить, прыгать и бегать. Эти активности помогают развивать силу мышц, координацию и баланс. Постепенно, с ростом и развитием ребёнка, он улучшает свои двигательные навыки и приобретает возможность выполнять более сложные и точные движения. Очень важно помочь и поддержать ребёнка в его начинаниях, поэтому в детском саду особое внимание уделяется физическому развитию детей. Научно доказано, что между общим развитием ребёнка, развитием его речи, интеллекта и крупной и мелкой моторикой существует прямая взаимосвязь. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь, координация, психофизическое развитие детей. В связи с чем, большое значение во время образовательной деятельности по физической культуре в нашем детском саду уделяется играм и упражнениям, направленным на развитие крупной и мелкой моторики рук. В этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно направлены и на физическое и на психическое здоровье малыша. Педагоги нашего сада особое внимание уделяют комплексному развитию дошкольников, используя методы и приёмы развития как крупной, так и мелкой моторики у старших дошкольников. Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие крупной моторики детей, например: игра «Не дай мячику упасть», «Попадаем в цель», «Бесконечное движение», «Зеркало», «Снеговик» и другие. Данные игры не просто развивает крупную моторику старших дошкольников, но и учат их взаимодействию, работе в команде, умению договариваться друг с другом. Такие упражнения, как «Снеговик»,«Алфавит»учат снимать мышечный тонус и одновременно тренируют крупную моторику. А также упражнения с использованием спортивного инвентаря, такие как перелазанья через деревянные воротца, стойки с натянутым шнуром, обручи (для лазанья сквозь них), гимнастические скамьи (для ползания различными способами) и гимнастические лестницы (для лазанья вверх, вниз и с пролёта на пролёт). Таких упражнений огромное количество, самое главное, это правильно подобрать их по возрасту детей и использовать в условиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Важным аспектом развития крупной моторики является поддержка и поощрение детей. Педагоги в детском саду стараются создать дружественную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уверенно и мотивированными к активным движениям. Они также помогают детям правильно выполнять упражнения, объясняют правила игр и обеспечивают безопасность.

Работа воспитателя и инструктора по физической культуре должны дополнять друг друга. Воспитатель может выполнять рекомендации инструктора по физической культуре к примеру по отработанным упражнениям и их закреплению в свободной деятельности, на той же прогулке. Он организует физические активности, которые требуют использования больших групп мышц, таких как бег, прыжки, метание мяча или игры на открытом воздухе. Эти упражнения помогают развивать силу, выносливость и координацию движений, а также способствует формированию режима активности и отдыха у детей. Для этого воспитатель может брать на прогулку спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки) и закреплять с детьми определённые навыки двигательной активности. Воспитатель играет ключевую роль в стимулировании детей к активным движениям и помогает им развивать основные навыки и наборы двигательных умений. Особенно важную роль воспитатель играет в развитии мелкой моторики у детей. Всем известна крылатая фраза великого педагога В. А. Сухомлинского: «Ум ребёнка находится на его кончиках пальцев» [3]. Данная цитата несёт в себе великий смысл о том, что уровень развития мелкой моторики ребёнка является одним из показателей его интеллектуальных способностей. Поэтому, развитию мелкой моторики необходимо уделять особое внимание с раннего возраста. Развивая моторику пальцев рук у старших дошкольников, мы стимулируем у них развитие логического мышления. По мере развития моторики дети становятся все более самостоятельными. Развитие моторики позволяет ребёнку непринуждённо передвигаться, самому заботиться о себе, проявлять свои творческие способности, а самое главное, они будут готовы к дальнейшему обучению в школе.

Если в развитии крупной моторики больше участия принимает инструктор по физической культуре, так как крупная моторика связана с двигательной активностью, координацией, то в развитии мелкой моторики ключевую роль играет конечно же воспитатель. Он в течение дня, постоянно предлагает детям различные игры и занятия, которые требуют использования пальцев рук, например, рисование, лепка, аппликации, игры с различными элементами конструкций, собирание пазлов, мозаик и многое другое. Эти занятия помогают развивать мелкую моторику, мелкую координацию движений рук, а также развивают креативность и воображение у детей. Мелкая моторика тесно связана с развитием внимания, наглядно-действенного мышления, логики и речи. Кроме того, мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому необходимо регулярно выполнять упражнения по тренировке движений пальцев. Следовательно, очень важно в детском саду заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой, массажем рук и пальцев, каждый день с детьми рисовать, лепить, учить правильно захватывать карандаш, выкладывать фигуры из счётных палочек и многое другое. [1].

Таким образом, можно отметить, что роль воспитателя и инструктора по физической культуре в развитии крупной и мелкой моторики у дошкольников неоценима. Обе эти формы моторики важны для нормального развития и функционирования человека. Улучшение крупной моторики помогает укрепить мышцы, улучшить физическую выносливость и координацию. Улучшение мелкой моторики, в свою очередь, способствует развитию мелкой мускулатуры, координации глаз и рук, а также улучшает письменные и творческие навыки. Они способствуют формированию сильной физической основы, развивают навыки двигательной активности и важные моторные умения, которые будут полезны в будущем. Более того, воспитатель является примером для детей и стимулирует их к активности и развитию двигательных навыков. Собственная энергичность, умение демонстрировать и объяснить правильное выполнение движений, а также приверженность к заботе о своём теле и здоровье могут положительно влиять на развитие моторики у старших дошкольников.

Литература:

  1. Косинова, Е. М. Новые подходы к построению системы упражнений по развитию сложно координированных движений кистей и пальцев рук: (с использованием пальчиковой гимнастики) / Е. М. Косинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 4. — С. 59–65.
  2. Нартова, И. Развиваем мелкую моторику / И. Нартова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 4. — С. 83–86. — ISSN 0012–561X
  3. Сухомлинский В. А. о воспитании: золотой фонд педагогики / сост. Д. И. Латышина. — М.: Школьная Пресса,2003. — 192с.
  4. Дегтева, В. Н. Оригами с детьми 3–7 лет: методическое пособие / В. Н. Дегтева. — Москва: Мозаика-Синтез, 2012. — 128 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: http://biblioschool.ru/index.php?page=book&id=211885
  5. Круглова, А. М. Как научить ребёнка писать: учебное пособие / А. М. Круглова. — Москва: РИПОЛ классик, 2013. — 96 с. — (Играем и учимся). — Режим доступа: по подписке. — URL: http://biblioschool.ru/index.php?page=book&id=213634
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, крупная моторика, двигательная активность, физическая культура, детский сад, ребенок, развитие, особое внимание, упражнение, ключевая роль.


Похожие статьи

Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...

Отличительные особенности тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена анализу отличительных особенностей тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормативным развитием. В статье проанализировано исследование уровня сформированности м...

Основные задачи развития речи и речевой активности у детей раннего возраста в условиях специализированного дома ребенка

В статье обозначены основные задачи, направленные на развитие речевой и познавательной активности, а также речи в целом у воспитанников дома ребенка. Обозначенные задачи ставятся и успешно решаются в работе с детьми на начальных этапах активизации ре...

Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития. В настоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)

В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраст...

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Похожие статьи

Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...

Отличительные особенности тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена анализу отличительных особенностей тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормативным развитием. В статье проанализировано исследование уровня сформированности м...

Основные задачи развития речи и речевой активности у детей раннего возраста в условиях специализированного дома ребенка

В статье обозначены основные задачи, направленные на развитие речевой и познавательной активности, а также речи в целом у воспитанников дома ребенка. Обозначенные задачи ставятся и успешно решаются в работе с детьми на начальных этапах активизации ре...

Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития. В настоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)

В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраст...

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Задать вопрос