Формирование профессионального самоопределения и мотивации к выбору профессии у учащихся 8–9-х классов с нарушением интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 24.11.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Луцкая, С. А. Формирование профессионального самоопределения и мотивации к выбору профессии у учащихся 8–9-х классов с нарушением интеллекта / С. А. Луцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 495-501. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108116/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматривается исследование психологического сопровождения профессионального самоопределения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Описаны ход констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, интеллектуальные нарушения, лёгкая степень умственной отсталости, подростковый возраст, психологическое сопровождение.

The article discusses the study of psychological support for professional self-determination of adolescent children with intellectual disabilities. The course of the ascertaining, formative and control experiments is described.

Keywords: career guidance, professional self-determination, intellectual disabilities, mild mental retardation, adolescence, psychological support.

Введение . Самоопределение в профессии и поиск своего места в жизни крайне актуальны для подростков с нарушением интеллекта, помогая им успешно адаптироваться в обществе и в образовательном процессе. Этот вопрос важен для определения жизненных ориентиров и целей, развития навыков эмоционально-волевой саморегуляции и соблюдения правил, а также достижения академических успехов. К примеру, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой» [1, 8, 11].

Трудовое воспитание является обязательной частью образовательного пути для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости. Это позволяет им освоить трудовые навыки, получить профессиональное образование в доступных ремеслах и успешно интегрироваться в общество. Однако большинству подростков трудно выбрать профессию, особенно учащимся с интеллектуальными нарушениями, которым доступен ограниченный перечень профессий. Часто после окончания школы возникают проблемы с выбором образовательного учреждения для получения профессионального образования. Это повышает риск развития у таких учащихся социальной дезадаптации, аддикций и делинквентного поведения. Например, И. С. Кон считает, что самореализация имеет место быть чрез труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что «значение самоопределения — в возможности человека строить самого себя, собственную индивидуальную историю, в умении непрерывно переосмысливать свою сущность» [2, 3, 4, 7].

Выбор профессии становится проще, если учащиеся имеют достаточную информацию о профориентации и у них достаточно развиты личностные качества, способствующие профессиональному самоопределению, такие как внутренняя мотивация, готовность к самоопределению и осознанность в выборе. На данный момент продолжаются поиски новых путей в этом направлении. Изучение профессионального самоопределения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости и проведение коррекционно-развивающей профориентационной работы, включающей компоненты работы с мотивацией и осознанностью, помогут повысить осознанность и планирование в области профессионального самоопределения учащихся.

В связи с вышесказанным целью нашего исследования стало выявление особенностей и разработка программы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся 8–9 классов с нарушением интеллекта.

Перед выполнением данного исследования предварительно были проанализированы теоретические аспекты проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся 8–9 классов с диагностированными интеллектуальными нарушениями. Анализ этой проблематики позволил нам сделать несколько основополагающих выводов.

В процессе профориентационной работы необходимо учитывать особенности подросткового возраста. На основе имеющейся накопленной информации разрабатывается комплексный план и программа мероприятий. Учащиеся 8–9 классов находятся в периоде подросткового развития, в котором самоопределение занимает важное место, а профессиональное самоопределение является неотъемлемой его составляющей. Сообразно В. Франклу, самоопределение подразумевает не только «самореализацию», но и расширение собственных изначальных возможностей — «самотрансценденция» [6, 9].

Также стоит отметить, что планирование профориентационных активностей существенно влияет наличие диагностированных интеллектуальных нарушений, которые накладывают определенные ограничения на процесс профессионального самоопределения и всю профориентационную работу в целом. Это обусловлено как индивидуальными особенностями данных учащихся, так и социальными ограничениями, связанными с выбором профессионального пути. А значит профессиональное самоопределение учащихся с нарушением интеллекта требует дополнительно психологического сопровождение помимо традиционных педагогических мер трудового обучения. Э. Ф. Зеер в своих трудах считает, что психологическое сопровождение — это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержку [7, 12].

В настоящее время мы столкнулись с проблемой отсутствия обобщающей актуальной информации и методических разработок, применимых на практике и подтвержденных эмпирическим исследованиями, по программам психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения учащихся 8–9 классов с нарушением интеллекта, а именно — с лёгкой степенью умственной отсталости (МКБ 10 — F70) [5].

Все вышеперечисленные факторы и тщательное изучение индивидуальных и групповых особенностей подростков позволяют построить основополагающую структуру работы с данной группой учащихся, учитывающую их общие особенности и потребности.

Организация и методы исследования. На этапах констатирующего и контрольного эксперимента для оценки эффективности программы занятий, разработанной для этапа формирующего эксперимента, нами были использованы следующие методики диагностики:

— «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климов [8];

— «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенский [11];

— Тест-опросник «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчарова [9].

Выборка и ход исследования подбирались и производились в следующем порядке — исследование состоит из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.

Констатирующий эксперимент: нами было произведено обследование групп детей 8–9 классов с нарушением интеллекта и нормотипичных по подобранным методикам, направленным на определение профессиональной направленности, мотивационной готовности к выбору профессии и определении типа мотивации выбора профессии, с последующим сравнением результатов.

Формирующий эксперимент: нами было произведено разделение группы детей с нарушением интеллекта на контрольную и экспериментальную, и после проведения курса занятий с экспериментальной группой повторное тестирование с помощью методик, используемых так же на этапе констатирующего эксперимента.

Контрольный эксперимент: на данном этапе исследования нами сравнивались результаты экспериментальной и контрольной групп, а также результаты экспериментальной группы между результатами констатирующего и контрольного эксперимента.

Статистический критерий для оценки достоверности исследования подбирался в соответствии с выборкой, целью и гипотезой исследования. Для проверки гипотезы будет использован статистический критерий T-Стьюдента в сравнении результатов эксперимента — контрольной и экспериментальной группы в контрольном эксперименте, и экспериментальной группы в динамике в сравнении результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Основные результаты. В ходе констатирующего эксперимента были определены выборка исследования, а также методы диагностики испытуемых. Проведен количественный и качественный анализ результатов исследования на этапе констатирующего эксперимента.

Было обнаружено, что по результатам методики «ДДО» Е. А. Климова [3], нормотипичные учащиеся в своем профессиональном выборе больше предпочитают интеллектуальную деятельность и общение с людьми, в то время как учащиеся с интеллектуальными нарушениями имеют нереалистичные представления о своих профессиональных возможностях и делают выбор, который затруднительно реализовать на практике (Рисунок 1).

Сравнительный анализ значений констатирующего эксперимента по методике «ДДО» Е. А. Климова между группами нормотипичных учащихся и учащихся с нарушением интеллекта

Рис. 1. Сравнительный анализ значений констатирующего эксперимента по методике «ДДО» Е. А. Климова между группами нормотипичных учащихся и учащихся с нарушением интеллекта

Также было выявлено, что по результатам методики Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского учащиеся с интеллектуальными нарушениями проявляют меньшую готовность к своему профессиональному самоопределению по сравнению с нормотипичными учащимися (Рисунок 2).

Сравнительный анализ значений констатирущего эксперимента по методике «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского между группами нормотипичных учащихся и учащихся с нарушением интеллекта

Рис. 2. Сравнительный анализ значений констатирущего эксперимента по методике «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского между группами нормотипичных учащихся и учащихся с нарушением интеллекта

При этом сравнительный анализ диагностики учащихся по методике тест-опросник «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчарова показал, что у учеников с интеллектуальным нарушением преобладают внешние мотивы профессионального самоопределения, в то время как у нормотипичных учащихся преобладают внутренние мотивы, хотя и социально значимые.

Сравнительный анализ значений констатирующего эксперимента по методике «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчаровой между группами нормотипичных учащихся и учащихся с нарушением интеллекта

Рис. 3. Сравнительный анализ значений констатирующего эксперимента по методике «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчаровой между группами нормотипичных учащихся и учащихся с нарушением интеллекта

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что подросткам, нуждающимся в помощи в профессиональном самоопределении, ученики с интеллектуальными нарушениями требуют особого внимания, так как они испытывают нереалистичные ожидания от своего будущего профессионального выбора, проявляют низкую готовность к выбору профессии и имеют трудности в осознанном и самостоятельном принятии решений. Это может привести к осложнениям не только в выборе профессии, но и в дальнейшем профессиональном и жизненном пути.

На основе теоретического анализа и вышеизложенных данных констатирующего эксперимента нами была разработана программа занятий для этапа формирующего эксперимента в исследовании.

Продолжительность программы занятий составляет половину учебного года, что эквивалентно двум учебным четвертям. В рамках программы рекомендуется проводить два занятия в неделю, что соответствует нормам, установленным в соответствующих нормативных документах для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. В итоге, общее время занятий составляет 34 академических часа, что соответствует стандартному количеству учебных недель в учебном году.

Программа занятий включает в себя различные этапы, такие как: профориентация, работа с мотивами выбора профессии, развитие личностных качеств, осознанность выбора, а также рефлексия и подведение итогов.

Далее нами был проведен контрольный эксперимент для оценки эффективности разработанной и проведенной программы занятий на этапе формирующего эксперимента.

По результатам диагностики по методике «ДДО» Е. А. Климова, учащиеся 8–9 классов с интеллектуальными нарушениями из экспериментальной группы выработали более реалистичное представление о профессиональной направленности (Рисунок 4, Рисунок 5).

Анализ сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп на основе критерий T — Стьюдента (результат t эмп. = 7,5 p>0,05 p>0,01), который показал нахождение результата в зоне значимости, чем подтвердил нашу гипотезу.

Сравнение результатов между контрольной и экспериментальной группой учащихся с интеллектуальными нарушениями контрольного эксперимента по методике «ДДО» Е. А. Климова

Рис. 4. Сравнение результатов между контрольной и экспериментальной группой учащихся с интеллектуальными нарушениями контрольного эксперимента по методике «ДДО» Е. А. Климова

Анализ сравнения результатов экспериментальной группы в динамике между констатирующим и контрольным экспериментом на основе критерия T-Стьюдента (результат t эмп. = 8,1 p>0,05 p>0,01), который показал нахождение результата в зоне значимости, чем подтвердил нашу гипотезу.

Сравнение результатов между констатирующим и контрольным этапами исследования экспериментальной группы учащихся с интеллектуальными нарушениями контрольного эксперимента по методике «ДДО» Е. А. Климова

Рис. 5. Сравнение результатов между констатирующим и контрольным этапами исследования экспериментальной группы учащихся с интеллектуальными нарушениями контрольного эксперимента по методике «ДДО» Е. А. Климова

Также по результатам методики Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского проявили более высокую мотивационную готовность к профессиональному самоопределению (Рисунок 6, Рисунок 7).

Сравнивая результаты контрольной и экспериментальной группы, мы использовали математический анализ на основе критерия T-Стьюдента (результат t эмп. = 7,4 p>0,05 p>0,01), который показал нахождение результата в зоне значимости, чем подтвердил нашу гипотезу.

Сравнительный анализ значений контрольного эксперимента по методике «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского между группами учащихся с нарушением интеллекта

Рис. 6. Сравнительный анализ значений контрольного эксперимента по методике «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского между группами учащихся с нарушением интеллекта

Анализ сравнения результатов экспериментальной группы в динамике между констатирующим и контрольным экспериментом на основе критерия T-Стьюдента (результат t эмп. = 6,8 p>0,05 p>0,01), который показал нахождение результата в зоне значимости, чем подтвердил нашу гипотезу.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента экспериментальной группы учащихся с нарушением интеллекта по методике «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского

Рис. 7. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента экспериментальной группы учащихся с нарушением интеллекта по методике «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского

А также по результатам теста-опросника «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчарова выяснилось, что учащиеся из экспериментальной группы сильнее ориентировались на внутреннюю мотивацию в процессе профессионального самоопределения (Рисунок 8, Рисунок 9).

Сравнивая результаты контрольной и экспериментальной группы, мы использовали математический анализ на основе критерия T — Стьюдента (результат t эмп. = 6,3 p>0,05 p>0,01), который показал нахождение результата в зоне значимости, чем подтвердил нашу гипотезу.

Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента по методике «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчаровой

Рис. 8. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента по методике «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчаровой

Анализ сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп на основе критерия T-Стьюдента (результат t эмп. = 8,2 p>0,05 p>0,01), который показал нахождение результата в зоне значимости, чем подтвердил нашу гипотезу.

Сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов экспериментальной группы по методике «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчаровой

Рис. 9. Сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов экспериментальной группы по методике «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчаровой

В результате анализа результатов было выяснено, что в экспериментальной группе наблюдаются значимые изменения в сравнении с контрольной группой и с учетом динамики самой экспериментальной группы в сравнении с констатирующим экспериментом. Статистические расчеты, выполненные на основе t-критерия Стьюдента, подтвердили статистическую достоверность полученных данных.

Заключение. На основе полученных данных теоретического анализа и этапов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов мы можем сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: целенаправленная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа с учащимися 8–9 классов с интеллектуальными нарушениями в области профориентации способствует осознанности выбора и формирования направленности профессионального самоопределения учащихся 8–9 классов с интеллектуальными нарушениями с учётом актуального доступного перечня профессий. А значит, что для достижения цели по профилактике трудностей профессионального и жизненного самоопределения и возникновения дезадаптивного, аддиктивного и делинквентного поведения по завершению школьного обучения у учащихся с нарушением интеллекта целесообразно и с высокой вероятностью эффективно проводить психологические занятия, направленные на работу с мотивацией и осознанностью в вопросах профессионального самоопределения.

Литература:

  1. Акимова О. И. Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида // Концепт. Спецвыпуск. 2021. № 26. С. 1–6.
  2. Афанасьева Р. А. Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности//Наука и Школа. 2019. Вып. № 6.
  3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / M. Р. Битянова. — М.: Генезис, 2020. — 298 с.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.: Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика — 2022.—400 с.
  5. Егорычева И. Д. Ценностные ориентации как отношение подростков к миру и методика их диагностики//Мир психологии. 2011. № 4.
  6. Закревская О. В. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста: Дис. канд. психол. наук. М.; Екатеринбург, 2021.
  7. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.: Деловая книга, 2020.
  8. Климов, Е. Л. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие/ Е. Л. Климов. Ростов н/Д.: Феникс, 2019. 509с.
  9. Корженевская Е. А. и др. Диагностика профессиональных интересов и организация профессиональных мероприятий в системе инклюзивного образования//Труды БрГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2022.
  10. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов: В 2 ч. М.: Просвещение, 2020.
  11. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 62–72. 22.
  12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер 2022. — 516 с.
Основные термины (генерируются автоматически): контрольный эксперимент, экспериментальная группа, нарушение интеллекта, профессиональное самоопределение, констатирующий эксперимент, учащийся, выявление готовности школьников, зона значимости, нахождение результата, профессиональное самоопределение учащихся.


Похожие статьи

Задать вопрос