Перспективы развития государственного управления в условиях цифровой трансформации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 22.11.2023

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Чугунова, Ю. В. Перспективы развития государственного управления в условиях цифровой трансформации / Ю. В. Чугунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108100/ (дата обращения: 07.05.2024).



Что подразумевает цифровая трансформация в государственном секторе? Данный вопрос поднят в этой статье. Рассмотрены перспективы развития государственной цифровой трансформации.

Ключевые слова: государство, управление, трансформации, перспективы, цифровизация, население.

В современных условиях, вопросы эффективности и качества управления становятся приоритетными в исследовательской деятельности. От решений, выработанных на основе таких исследований, зависят принципы реформирования государственных структур. Вовлечение граждан в работу государственных органов позволяет привлечь внимание широкой общественности к деятельности правительства на всех уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Для достижения этой цели необходимо обеспечить доступ граждан к цифровому пространству для популяризации мероприятий с общественным участием. Один из ярких примеров цифровизации публичного управления — это портал Госуслуг, который ежедневно посещают миллионы людей, а число обращений на ресурсе исчисляется миллиардами ежегодно.

Ограничивающие факторы проведения цифровой трансформации в сфере государственного управления. В настоящее время необходимо учитывать тот факт, что, к сожалению, не все сотрудники административной системы обладают такими навыками, которые позволили бы внедрять цифровые решения и тем самым трансформировать административную систему в соответствии с технологическим укладом общества. Этот аспект является препятствием для повсеместной цифровизации и непосредственным фактором в достижении цели трансформации административной системы [1].

Стоит признать, что именно государство играет ключевую роль и в вопросах, связанных с сокращением цифрового неравенства граждан. Цифровое неравенство обусловлено неразвитостью инфраструктуры, региональными социокультурными особенностями, различиями в уровне жизни и цифровых возможностях граждан. Поэтому государство должно обеспечить гражданам не только равный доступ к базовым платформам и услугам, но и к специфическим цифровым решениям, таким как дистанционное обучение [2].

Перспективы развития государственной цифровой трансформации. Важно отметить, что на данный момент уже существуют обширные государственные программы, направленные на развитие цифровых технологий. Они охватывают проекты по развитию государственных электронных услуг, устранению цифрового неравенства, расширению системы электронных закупок, вовлечению граждан в улучшение условий жизни в городах и в принятие важных общественных решений. Значительно важно поддерживать текущие темпы цифровизации. Необходимо стремиться к дальнейшему развитию существующих услуг с более высоким качеством и повышению спроса на государственные цифровые услуги на всей территории. Цифровые технологии открывают новые возможности для привлечения граждан к социальным и политическим процессам. Традиционные офлайн демократические процессы могут быть перенесены в цифровую сферу. Чтобы эффективно подготавливать кадры для государственного сектора и расширять диджитализацию, необходимо улучшать подготовку сотрудников в условиях цифровой трансформации экономики. Это включает улучшение материально-технической базы вузов. Если потенциальных сотрудников готовить заранее к работе с цифровыми инструментами, увеличиваются шансы их успешной адаптации в государственных органах управления [3].

Можно сделать вывод, что цифровизация, которая в настоящее время осуществляется, может стать фундаментом для последующего развития государства на основе принципа управления по результатам деятельности. Внедрение инновационных цифровых решений в государственное управление позволяет преодолеть ранее выявленные ограничения. Однако, необходимо учитывать, что успешная реализация государственных программ в рамках цифровой трансформации возможна только при достижении согласия в определении стратегических целей государства. Модель равномерного социально-экономического развития, выбранная обществом и основанная на базовом понимании роли, задач и функций государства в условиях цифровой экономики, предполагает максимальное использование цифровых инструментов.

Цифровое преобразование (англ. Цифровое преобразование — трансформация, трансформация) государственной политики предполагает внедрение цифровых технологий государственными органами, сопровождаемое оптимизацией системы государственного управления технологическими процессами. Она может ускорить обмен информацией, увеличить промышленное производство и повысить эффективность государственного органа и/или организации. Показателем их цифрового развития, который характеризует меру и успех цифровой трансформации, является уровень цифровой зрелости, то есть способность государственной информационной системы оперативно реагировать на экологические вызовы и предоставлять необходимую информацию для своевременного управления средствами органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации [4]. Альтернативой технологии цифрового преобразования является непрерывная цифровая эволюция (Eng. Digital evolutio (цифровое развертывание), т. е. организация функций и деятельности в цифровой среде, ранее выполненные физическими лицами и организациями без использования цифровых продуктов. Их ориентирами выступают, с одной стороны, цифровая экономика, а с другой — «умное» цифровое государственное управление.

В различной экономической и административной деятельности важным аспектом производства государственных услуг является: а) большие объемы данных, представленные в цифровой форме; б) сбор, обработка и анализ больших объемов данных и информации; в) использование результатов анализа для повышения эффективности. Государственное управление в целом и реализация промышленной политики в частности. Два разных цифровых метода — трансформация и эволюция — объединены одной целью — цифровой зрелостью субъекта государственного управления с использованием государственной политики. Цифровая зрелость является одновременно показателем как достигнутого состояния ее цифрового развития, так и нереализованного потенциала. При этом цифровую зрелость применяемой государственной политики целесообразно оценивать с помощью системы целевых индикаторов, таких как:

1) нормативное обеспечение цифровизации государственной политики и управления;

2) количество специалистов, использующих ИТ-продукты в своей работе;

3) количество баз данных, интегрированных в единую государственную информационную систему;

4) объем отраслевых инвестиций во внедрение и использование цифровых решений;

5) качество и количество продукции, предоставляемой в цифровой форме, в том числе государственных/муниципальных услуг за основу для скорейшего принятия управленческих решений и своевременную реализацию административных мер [5].

Цифровая трансформация государственного управления требует стратегического подхода и оценки эффективности. Для успешной реализации цифровой эволюции в государственной политике необходимы следующие изменения: пересмотр организационной структуры федеральных и региональных органов государственной власти, определение ответственных за цифровое развитие и установление границ и зон, а также формирование команд специалистов с цифровыми компетенциями.

Литература:

  1. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В. В. Иванов. — Москва: Инфа-М, 2014. — 384 c. — Текст: непосредственный.
  2. Государственное управление в сфере стимулирования развития информационных технологий: проблемы и направления совершенствования / Южаков, В. Н., Э. В. Талапина, Е. Н. Клочкова, А. А. Ефремов. — Текст: непосредственный // Журнал юридических исследований. — 2017. — № 3. — С. 89–100.
  3. Шаулова, Т. В. Цифровизация и эффективность государственного управления / Т. В. Шаулова. — Текст: непосредственный // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. — 2019. — № 2. — С. 243–252.
  4. Перспективы развития законодательного регулирования процесса государственного управления в Российской Федерации / В. Н. Южаков, Э. В. Талапина, Е. И. Добролюбова, Ю. А. Тихомиров. — Текст: непосредственный // Издательский дом «Дело» РАНХиГС. — 2017. — № 2. — С. 135.
  5. Выжимова, Н. Г. О перспективах внедрения цифровых технологий в практику государственного и муниципального управления в России / Н. Г. Выжимова. — Текст: непосредственный // Саяпинские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — 2018. — № 5. — С. 38–43.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, цифровая трансформация, государственная политика, административная система, цифровая зрелость, цифровое преобразование, цифровое развитие, государственная цифровая трансформация, государственный сектор, успешная реализация.


Похожие статьи

Задать вопрос