Необходимость сохранения и развития декоративно-прикладного искусства как источника русской самобытности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 22.11.2023

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Белега, Л. А. Необходимость сохранения и развития декоративно-прикладного искусства как источника русской самобытности / Л. А. Белега. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108093/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье описывается необходимость декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Неотъемлемой частью сохранения и развития русского декоративно-прикладного искусства являются народные художественные промыслы, которые относятся не к современному или авангардному искусству, а исключительно к традиционным видам национального искусства страны. В ранние века преемственная связь могла быть и неосознанной, но в любом случае она была обращена не только к современности, но и к будущему. Без этой связи нет традиций и нет развития самого народного искусства.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, декор, народное искусство, народные художественные промыслы, законодательство о культуре, наследование художественных традиций.

This article describes the need for decorative and applied art in human life. An integral part of the preservation and development of Russian decorative and applied art are folk arts and crafts, which do not belong to modern or avant-garde art, but exclusively to the traditional types of national art of the country. In the early centuries, the succession connection may have been unconscious, but in any case it was addressed not only to the present, but also to the future. Without this connection, there are no traditions and there is no development of folk art itself.

Keywords: decorative and applied art, decor, folk art, folk crafts, legislation on culture, inheritance of artistic traditions.

В многонациональной культуре России развитие и продолжение традиций имеет исключительное значение для сохранения и взаимосвязи коренных народов, проживающих на территории России со славянскими и другими этносами больших и малых народностей. Это взаимодействие в современной отечественной культуре является перспективным направлением развития регионов, формирования духовно-нравственных основ искусства. События, происходящие в XXI веке в искусстве художественных промыслов России, вобрали в себя многообразие проблем, переживаемых современным обществом. Это и формирование нового художественного рынка, навязывание тенденций массовой культуры, падение профессионализма и отсутствие духовной составляющей искусства, вопросы выживания художника в сегодняшнем мире и сохранения российской культуры.

И несмотря на то, что время неминуемо вносит коррективы в систему культурных ценностей, в искусстве народных промыслов каждого последующего художественного поколения различных регионов России, входящих в контекст современного искусства, проявляется особый колорит, созерцательное мировосприятие художников, общность их исторических судеб.

Одной из важнейших задач является эволюция накопленного многими веками опыта народных мастеров прошлого в искусстве художественных промыслов будущего, неотделимого от исторической и духовной составляющей страны. Декоративно-прикладное искусство — самое древнее искусство: оно возникло еще в первобытные времена. И в тоже время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни в быту. Слово «декор» означает «украшать, придавать красивый вид».

Декоративно-прикладное искусство создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное, это искусство организует общение людей, троит их отношения.

Декоративно-прикладное искусство огромно и разнообразно, как окружающий нас мир. У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания. При создании предметов использовались разнообразные материалы: глина, камень, ткань, металл, позже стекло, разные способы художественной обработки материалов.

Декоративное искусство имеет свой совершенно особый образный язык. Освоение его дает возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает. Образному языку декоративно-прикладного искусства свойственны обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность. Здесь по-иному используются художественные средства: форма, объем, линия, ритм, цвет, фактура. Все природные мотивы — птицы, цветы, растения, животные, человек и т. д. — в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией художника в выразительный, обобщенный образ без мелких деталей и подробностей

Развитие традиций в народном декоративно-прикладном искусстве включает в себя временное понятие — три непрерывных жизненных этапа: прошлое, настоящее, будущее. Без этой связи нет традиций и нет развития самого народного искусства. В ранние века преемственная связь могла быть и неосознанной, но в любом случае она была обращена не только к современности, но и к будущему. Так, например вышивальщица, оценивая достижения предшественников, стремилась вышить своё изделие лучше и краше. При этом она знала, что ценное творение будет жить и достанется в наследство детям, внукам... Передача шедевров потомкам включалась в русло традиций. Благодаря именно этим традициям до нас дошли те произведения, которые ныне хранятся в музеях.

Неотъемлемой частью сохранения и развития русского декоративно-прикладного искусства являются народные художественные промыслы, которые относятся не к современному или авангардному искусству, а исключительно к традиционным видам национального искусства страны, таким же, как классические живопись и скульптура, лучшие образцы которых хранятся в музеях страны в ряду с шедеврами Третьяковской галереи и Русского музея, имея такое же культурное значение.

В силу своих специфических возможностей, народное творчество в частности народно-художественные промыслы, создают условия для приобщения учащихся к культурному наследию народов.

Этот традиционный, веками накопленный художественно-эстетический опыт народно-художественных промыслов — уникальная в своем роде школа воспитания вкуса, развивающая такие качества, как усидчивость, трудолюбие, внимание, и воспитанность. Методологические основы общей системы художественного образования и эстетического воспитания в общеобразовательной школе подробно разработаны профессором Т. Я. Шпикаловой. Они стали базисными в поиске и определении действенных методических принципов к художественному эстетическому воспитанию учащихся средствами народного искусства. Современная школа должна обратить внимание на сущностную природу НХП, так как оно является важным средством постижения национальной традиции. Отсюда неизбежно следует определенная специфика в преподавании и обучении традиционным народно-художественным промыслам с учетом регионального опыта. Богатый материал по данному вопросу можно почерпнуть в докторских диссертациях М. М. Байрамбекова, И. М. Раджабова, С. Ф. Абдулаева, С. С. Булатива и других.

«Декоративно-прикладное творчество своеобразно по своей природе: с одной стороны, оно развивает способность к художественной деятельности, с другой — прививает любовь к труду, к созданию полезных и красивых вещей. Оно связано с современностью, полноценным хозяином входит в наш дом, определяя вкусы и предпочтения людей. В нем содержатся определенные культурные традиции, национальные, народные, художественные ценности» (Пунин, Н. Н. Русское и советское искусство)

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. / Амонашвили Ш. А. — М.: Педагогика, 1984. — 296с.
  2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. / Богоявленская Д. Б. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
  3. Выготский Л. С. Психология искусства. / Выготский Л. С. — М.: Педагогика, 1987. — 341 с.
  4. Народное искусство России в современной культуре. Автор, составитель, науч. ред. М. А. Некрасова. — М., 2003.10.
  5. Народное искусство. Русская традиционная культура и правосла-вие. XVIII—XIX вв. Традиции и современность. Под ред. М. А. Некрасовой. — М.: Союз Дизайн, 2013.11.
  6. Народные мастера. Традиции и школы. Автор, составитель, общая редакция М. А. Некрасовой. — М.: Academia, 2006.
  7. Тангибердиева, З. И. Художественные промыслы РСФСР/ З. И. Тангибердиева, В. М. Варваров.- М., 1959. — 203с.
  8. Мухидинова, П. М. Роль народно-художественных промыслов в воспитании эстетической культуры школьников/ П. М. Мухидинова //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — № 2. — 2010, Режим доступа: http://www.rae.ru/upfs/pdf/2010/02/2010_02_11.pdf.
  9. Разина, Т. Художественные промыслы Подмосковья/ Т.Разина,- М., 1982.-132с.
  10. Смолицкий, Б. Г. Художественные промыслы России/ Б. Г. Смолицкий, Т. Н. Скавронская.- М., 1989.
  11. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве/ В. С. Воронов — М., 1972.-350с.
Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство, промысл, авангардное искусство, декоративное искусство, народное искусство, национальное искусство страны, преемственная связь, развитие, русское декоративно-прикладное искусство, самое народное искусство.


Ключевые слова

декоративно-прикладное искусство, народное искусство, декор, народные художественные промыслы, законодательство о культуре, наследование художественных традиций

Похожие статьи

Задать вопрос