Возможности предметной области «Технология» для реализации проектной деятельности школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.11.2023

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Попов, В. Л. Возможности предметной области «Технология» для реализации проектной деятельности школьников / В. Л. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 194-195. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108071/ (дата обращения: 11.12.2024).



В статье автор рассматривает основные возможности предметной области «Технология» для реализации проектной деятельности школьников. Предметная область «Технология» в содержании образования выступает в качестве основного интеграционного механизма, позволяющего в процессе предметно-практической и проектно-технологической деятельности синтезировать естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую (прикладную) направленность общего образования.

Ключевые слова: техническое творчество, инженерное мышление, проектная деятельность, предмет «Технология», общее и дополнительное образование.

Предметная область «Технология» основного и дополнительного уровня образования предоставляет широкий спектр возможностей для реализации проектной деятельности школьников, включая такие направления, как робототехника, программирование, дизайн, электроника и электротехника. Это означает, что ученики могут выбирать такие проекты, которые соответствуют их интересам и предпочтениям, развивать навыки и знания в конкретной области технологии [2].

Работа над проектами в области технологии позволяет школьникам развивать инженерное мышление и применять полученные знания на практике. Инженерное мышление — это особый вид мышления, позволяющий быстро и эффективно решать технические задачи [5]. Образовательная область «Технология» позволяет учащимся получить основы инженерного мышления. Мы понимаем, что не все ученики станут инженерами, но всем пригодятся данные основы в будущей повседневной жизни [3]. Кроме того, практические занятия на уроках технологии развивает моторику рук, память, фантазию, глазомер, координацию, а также множество других навыков, которые пригодятся в будущем.

Проектная деятельность в области технологии способствует формированию у школьников навыков самоорганизации, планирования и выполнения задач [6]. В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

Работа над проектами в рамках предмета «Технология» помогает школьникам развивать коммуникативные навыки, так как они должны сотрудничать и обмениваться идеями с другими участниками проекта. Умение слушать, высказываться, аргументировать точку зрения и работать в команде являются важными не только в робототехнике, но и во многих других сферах жизни [7].

Проекты в области технологии могут быть связаны с различными темами, такими как робототехника, программирование, дизайн, электроника и многое другое. Уроки технологии относятся к кружку дополнительного образования «Конструирование самоходной техники». Посредством метода сквозного проектирования ученики, выбрав тему будущего проекта, привязывают разработку и изготовление устройств к темам уроков технологии по основной образовательной программе, что расширяет возможности в реализации выбранных сложных и масштабных проектов [4].

Работа над проектами в рамках предмета «Технология» позволяет школьникам осваивать новые инструменты, что способствует их профессиональному росту. Синхронизация и интеграция учебных программ по обновлению содержания предметной образовательной области «Технология» происходит за счет синтеза проектов по конструированию, робототехнике, программированию, моделированию и прототипированию. Проект может носить комплексный характер, охватывать несколько разделов программы (например, культура ведения дома, технология обработки конструкционных материалов, технология электротехнических работ).

Проектная деятельность в области технологии может быть интересной и мотивирующей для школьников, так как они могут видеть результат своего труда в виде создания реального продукта или устройства. Ведущим способом решения этих задач является формирование способности к проектированию.

Работа над проектами в рамках предмета «Технология» позволяет школьникам применять знания и навыки на практике, что способствует глубокому усвоению материала. Основой для развития ребенка является принцип от «простого к сложному». Например, ученики изучают виды материалов и их свойства, затем ручную обработку и механическую, лазерную резку, аддитивные и информационные технологии. Получая теоретические знания и практические навыки, происходит соединение интеллектуальных и трудовых умений учащихся [1].

Проекты в области технологии могут стимулировать у школьников интерес к научным и техническим дисциплинам, что может повлиять на выбор будущей профессии. Вдохновение от профессионалов, доступ к информационным ресурсам, поддержка и руководство от учителей, наставников, индивидуальные консультации и обратная связь по проектам от экспертов определяет будущий профессиональный путь каждого учащегося.

Работа над проектами в рамках предмета «Технология» способствует развитию творческого потенциала у школьников и помогает им стать более самостоятельными и уверенными в своих силах. Использование новых технологий, таких как 3D-принтеры, программирование или виртуальная реальность, стимулирует творческий потенциал учащихся и предлагает им возможность реализовывать собственные идеи и проекты.

Таким образом, основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, поскольку вместе создают целостное образовательное пространство: интегрированное, комплексное, с возможностью для полноценного развития ребенка согласно запросам и интересам. «Технология» интегрируется в другие дисциплины и предоставляет возможности для реализации проектной деятельности школьников [6]. Школьники могут выбирать проекты, которые соответствуют их интересам и предпочтениям, развивать навыки и знания в приоритетных сферах жизнедеятельности человека. Это помогает им не только приобрести новые умения, но и формировать творческое, логическое мышление, навыки работы в команде, сделать осознанный выбор будущей профессии.

Литература:

  1. Заёнчик В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: методы и организация [Текст] / В. М. Заёнчик, А. А. Карачёв, В. Е. Шмелёв.
  2. Липатов В. И. ИКТ и техническое творчество учащихся // Проблемы современного образования. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-i-tehnicheskoe-tvorchestvo-uchaschihsya (дата обращения: 19.11.2023).
  3. Метод творческих проектов как средство развития научно-технологического мышления студентов, получающих технологическое образование [Текст] / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб. // Высшее образование сегодня. 2016. — № 5. — С. 59–64.
  4. Нагибин Н. И., Бурханов А. Г., Попов В. Л. Воспитательный потенциал межпредметной образовательной среды // Современное технологическое образование. Сборник статей, докладов и материалов XXIX Международной научно-практической конференции, 20–22 ноября 2023 года, г. Москва / Под ред. Ю. Л. Хотунцева и В. К. Балтяна — М.: Ассоциация технических университетов, 2023 — с. 169–175
  5. Послание президента Федеральному собранию [Электронный ресурс]. 2014. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 18.11.2023)
  6. Проектное обучение: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2011. 144 с. Методика проведения педагогического эксперимента и результаты опытно-экспериментальной работы [Текст] / О. В. Сидоров // Дискуссия. 2014. — № 11(52) — С. 159–167.
  7. Сидоров О. В. Дидактическое обеспечение обучения будущих учителей технологии и предпринимательства электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов [Текст] / О. В. Сидоров. Дискуссия на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2002.
  8. Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 256 с. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии [Текст] / Н. В. Матяш.
  9. Попов, В. Л. Возможности предметной области «Технология» для реализации проектной деятельности школьников / В. Л. Попов. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/vozmozhnosti-predmetnoj-oblasti-tehnologiya-dlya-realizacii-proektnoj-deyatelnosti-shkolnikov-6820000.html???history=2&pfid=1&sample=4&ref=0 (дата обращения: 23.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): область технологии, инженерное мышление, проект, рамка предмета, дополнительное образование, предметная область, проектная деятельность, проектная деятельность школьников, урок технологии, школьник.


Похожие статьи

Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования

В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения со...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Методические основы учебного проектирования и конструирования

В статье раскрываются проблемы проектной и конструкторской деятельности, которые является новыми для современности. В то время как в практике обучения и воспитания метод проектов известен уже достаточно давно, теоретический анализ проектной деятельно...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Экологическое образование в аудиовизуальных технологиях обучения

В статье рассматривается интересное практическое направление экологическое образование в аудиовизуальных технологиях. Используя «метод проектных технологий» на занятиях курса «Аудиовизуальные технологии обучения» студенты разрабатывали социально знач...

Похожие статьи

Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования

В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения со...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Методические основы учебного проектирования и конструирования

В статье раскрываются проблемы проектной и конструкторской деятельности, которые является новыми для современности. В то время как в практике обучения и воспитания метод проектов известен уже достаточно давно, теоретический анализ проектной деятельно...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Экологическое образование в аудиовизуальных технологиях обучения

В статье рассматривается интересное практическое направление экологическое образование в аудиовизуальных технологиях. Используя «метод проектных технологий» на занятиях курса «Аудиовизуальные технологии обучения» студенты разрабатывали социально знач...

Задать вопрос