Влияние международно-правового режима охраны нематериального культурного наследия на законодательства государств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Федорова, А. И. Влияние международно-правового режима охраны нематериального культурного наследия на законодательства государств / А. И. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 381-384. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108039/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье раскрываются понятия нематериального культурного наследия в законодательстве разных государств. Показываются различия и сходства охраны наследия в разных государствах. Выводы и рекомендации могут быть учтены при принятии новых проектов или уточнении уже действующего законодательства.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, репрезентативный список, республика, носитель живого сокровища человечества.

После принятия и вступления в силу Конвенции ЮНЕСКО «об охране нематериального культурного наследия» 2003 г. (далее — Конвенция), в большинстве государств наблюдается законодательная активность и принятие мер по охране нематериального культурного наследия. Это говорит о влиянии Конвенции на практику государств по охране национального культурного наследия, в том числе включая его нематериальные составляющие. Необходимо выделить, что Конвенция стала так называемой «основой» для регулирования правовых отношений в сфере сохранения нематериального культурного наследия во многих государствах мира, которые приняли её законодательно. Однако, несмотря на то, что Российская Федерация и ряд других государств эту Конвенцию не ратифицировали, все-таки государственные органы власти большое внимание уделяют вопросам сохранения нематериального культурного наследия [1].

Большое количество научных работ написано в данной сфере, однако наибольший интерес и внимание привлекает исследование доктора юридических наук, профессора Гродненского государственного университета им. Янки Купалы И. Э. Мартыненко. В своем исследовании профессор дает не только определение «нематериальное культурное наследие», но и понятие «охраны национального нематериального культурного наследия». В исследовании И. Э. Мартыненко вышеуказанное определение представляется как «система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти и управления мер, направленных на обеспечение жизнеспособности национального нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу, а также, при необходимости, возрождение различных аспектов такого наследия.» Указанное понятие полностью раскрывает не только направление работы, но и задачи данной охраны.

Анализируя исследование И. Э. Мартыненко, а также учитывая состояние национального законодательства государств, профессор говорит о том, что применено в отношении всех государств — участников и неучастников Конвенции, а именно то, что «проблемы выявления, учета, охраны, использования и популяризации нематериальных (духовных) ценностей решаются в принципе посредством дополняющих друг друга законов [2].». Указанное замечание является актуальным и на сегодняшний день и оно будет подтверждено при анализе законодательства государств: Республики Армения, Республики Молдова и Российской Федерации.

Начнем анализ законодательства об охране нематериального культурного наследия Республики Армения. В этой республике сохранение нематериального культурного наследия является одним из приоритетных правлений в политике.

В соответствии со ст. 3 Закона «о нематериальном культурном наследии» понятие «нематериальное культурное наследие» определяется как «обычаи, традиции, ритуалы, представления и выражения, знания и навыки, а также инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, ассоциированные с ними как материализованные носители нематериального культурного наследия». В исследовании И. Э. Мартыненко делается ссылка на то, что закон вводит понятие «нематериальная культурная ценность» как информацию, которая хранится в научных и образовательных учреждениях, архивах, библиотеках, касающаяся фольклора, языка, диалектов, графических названий, национальных символов, традиционного мастерства, национальных обычаев, традиций, праздников, обрядов, народных верований и поклонений».

В 2006 году Республика Армения ратифицировала Конвенцию ЮНЕСКО «об охране нематериального культурного наследия» и как результат, в рамках этого реализуются различные местные и международные программы по защите, сохранении и популяризации нематериального культурного наследия. Кроме того, 07.10.2009 года Национальное собрание Республики Армения приняло Закон «О нематериальном культурном наследии». Указанный закон регулирует правоотношения, которые возникают в процессе сохранения нематериального культурного наследия, применения, восстановления, защиты прав собственности на эти ценности, защиты культурного наследия, международного культурного сотрудничества и т. д.

В 2009 году при Министерстве культуры был создан экспертный совет по охране нематериального культурного наследия, который в сотрудничестве с организациями, занимающимися научной и образовательной деятельностью в этой области, разработал и представил Правительству Армении стандарты для инвентаризации нематериального культурного наследия.

Одним из интересных фактов является то, что Республика Армения на шестой сессии Генеральной Ассамблеи государств — участников Конвенции об охране нематериального культурного наследия от 2003 года, которая прошла в Париже в штаб -квартире ЮНЕСКО с 30.05.2016 по 01.06.2020, единогласно была избрана членом Межправительственного комитета Конвенции ЮНЕСКО сроком на 4 года [3].

Как итог принятия вышеуказанных законов, в целях популяризации нематериального культурного наследия организуются различные культурные мероприятия, такие как: фестивали, республиканские и международные конференции и тд., и также готовятся заявки национальных нематериальных культурных ценностей для включения в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

На сегодняшний день в Список нематериального культурного наследия человечества из Республики Армения зарегистрированы: «Дудук и его музыка» (2008 г.), «Лаваш. Традиционное хлебопечение, значение и культурные проявления в Армении» (2014 г.), «Кочари. Традиционный групповой танец» (2017 г.) и т. д.

Одним из первых государств, которое ратифицировала Конвенцию — это Республика Молдова. 29.03.2012 г. был принят закон «Об охране нематериального культурного наследия» и именно в этом законе в ст. 3 дается понятие «нематериального культурного наследия», как «совокупность элементов подлинного традиционного творчества, имеющих ценность с точки зрения истории и культуры, передаваемых из поколения в поколение в литературной, музыкальной, хореографической или театральной формах, а также комплекс практик, жизненных представлений, выражений, знаний и навыков в совокупности с инструментами, предметами, артефактами, специфической одеждой, аксессуарами и присущими им культурными пространствами, которые воспринимаются сообществом, группами людей и, по обстоятельствам, отдельными лицами как неотъемлемая часть их культурного наследия».

Анализируя вышеуказанный закон выделяется такое понятие, как «носитель живого сокровища человечества». Он представляет собой «почетное звание, присваиваемое отдельному создателю, семейной группе или коллективу, признанным сообществом носителей культуры и научным сообществом, которые создают, хранят и передают элементы нематериального культурного наследия в неизмененных традиционных формах и неизменными традиционными средствами». Согласно ст. 10 данное звание присваивается Министерством культуры и вручается свидетельство. Лица, имеющие данное звание праве использовать его для персонализации деятельности в области сохранения нематериального культурного наследия, и при этом обязаны содействовать сохранению нематериального культурного наследия.

Итогом реализации закона об охране нематериального культурного наследия является классификация и государственный учет элементов нематериального культурного наследия путем включения их в Национальный реестр нематериального культурного наследия. Данный реестр разрабатывается на основе досье наследия, составляемых на каждый элемент нематериального культурного наследия при участии научных работников, профильных специалистов и сообществ. Общественные мероприятия по культурному обмену, издательская продукция, аудиовизуальных средств, которые способствуют сохранению аутентичности — все это обеспечивает популяризацию сохранения нематериального культурного наследия.

В Список нематериального культурного наследия человечества из Республики Молдова зарегистрированы: «Мэрцишор» (2017 г.), «Мужские рождественские колядки» (2013 г.), «Техника изготовления национальной рубашки» (2022 г.) [4].

Российская Федерация одна из стран, которая не ратифицировала Конвенцию и пошла по своему «пути» в области охраны нематериального культурного наследия. В государстве принят ряд законов, регулирующих вопросы охраны нематериального культурного наследия: федеральные законы от 9 октября 1992 г. № 3612–1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ«О народных художественных промыслах», от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666..

Проводя анализ законодательств других государств и Российской Федерации, то можно увидеть, что в законе Российской Федерации делается большой упор на этнокультурное достояние и даже в ст. 4 Федерального закона от 20 октября 2022 г. № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» определение прямо на это указывает: «нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации (далее — нематериальное этнокультурное достояние) — нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации как совокупность присущих этническим общностям Российской Федерации духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, а также воссоздание и современные тенденции развития данного образа жизни, традиций и форм их выражения». Это зависит от большого количества национальностей на территории страны, которые имеют свой язык, традиции, обряды и т. д.

Отказ Российской Федерации от ратифицирования Конвенции обусловлен тем, что Конвенция «замораживает» развитие народов, которые ее приняли и кроме того она сохраняет такие традиции, как калым и бичевание. Как пояснила депутат Е. Драпенко в своем интервью «Парламентской газете», что «по этой конвенции сохраняется образ жизни народов, и это действительно важно для тех народов, которые не обладают письменностью и не могут зафиксировать свои обычаи: «но часто это просто является демонстрацией для туристов различных практик и обрядов и тормозит развитие этих малых народов. Также могут возникнуть проблемы традиций определённых близких народов или даже сохраняются те традиции, которые в обществе вызывают большие споры».

Однако это не повлияло на развитие в области охраны нематериального культурного наследия, у этой проблемы был комплексный подход, начиная с 2006 года в рамках Министерства культуры РФ, Национального информационно-библиотечного центра «ЛИБНЕТ» и др. был реализован проект по созданию единой электронной федеральной базы объектов нематериального культурного наследия и как итог работы на территории Российской Федерации был создан Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Указанный каталог представляет собой информационную систему, которая включает в себя банк данных объектов нематериального культурного наследия народов, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования. В такой каталог включены «Атамановские кулачки», «Технология изготовления вологодского кружева» и многое другое [5].

Обратим внимание на то, что несмотря на самостоятельный «путь» Российской Федерации в области охраны нематериального культурного наследия, все-таки в репрезентативный список нематериального культурного наследия от страны включены два наследия — это «культурное пространство и устное творчество семейский — староверы Забайкалья» и Якутский героический эпос «Олонхо».

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что принятая в 2003 году Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, стала основой для регулирования правовых отношений в области охраны нематериального культурного наследия во многих странах мира. Однако несмотря на проделанную большую работу стран, целесообразным будет закрепить права граждан на законодательном уровне в области сохранения и популяризации объектов, добиться этого также можно путем создания проекта об охране нематериального культурного наследия, который будет внедряться в школьное и вузовское образование, а также путем проведения большого количества фестивалей, где можно будет не только рассказывать, но и принимать непосредственное участие в этнокультурных мероприятиях.

Несмотря не то, что Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию, органы государственной власти большое внимание уделяют этому вопросу и итоги этой работы видны в принятии ряда нормативно — правовых актов. Но несмотря на то, что ряд стран ратифицировал Конвенцию, а ряд нет, это не приуменьшает значимость работы каждого государства в области охраны нематериального культурного наследия, а даже наоборот. Однако, несмотря на принятое законодательство, на сегодняшний день вопрос охраны нематериального культурного наследия остается актуальным и поднимается только на научных конференциях и страницах научных журналов, а не в жизни каждого из многочисленных народов.

Литература:

  1. Семенова Н. С. Международные организации в сфере образования // Право международных организаций: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. Х. Абашидзе. М.: Юрайт, 2016. С. 589
  2. Мартыненко И. Э. Правовая охрана нематериального культурного наследия государств –участников СНГ на международном и национальном уровнях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-ohrana-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya (дата обращения: 01.11.2023)
  3. Инвентаризация нематериального культурного наследия в Армении. URL: livingheritage.by/Kanfierencyi/Armenia-doc.doc (дата обращения: 11.10.2023)
  4. Алиева Г. В. Пределы полномочий международных правозащитных органов поохране нематериального культурного наследия // Правовое государство: теория и практика. Уфа, 2018.№ 3 (53). С. 177–187.
  5. Алиева Г. В. Возможности и пределы охраны нематериального культурного наследия с помощью международной системы защиты прав человека // Legal Concept. = Pravovaya paradigma. Международное право и сравнительное правоведение. 2018. Vol. 17. № 3. С. 133–145
Основные термины (генерируются автоматически): нематериальное культурное наследие, Российская Федерация, Армения, охрана, область охраны, Конвенция, Конвенция ЮНЕСКО, Молдова, нематериальное этнокультурное достояние, Республика.


Ключевые слова

республика, нематериальное культурное наследие, Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, репрезентативный список, носитель живого сокровища человечества

Похожие статьи

Задать вопрос