Основные свойства безопасности и их классификация. Субъекты обеспечения национальной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.11.2023

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Манафлы, Г. М. Основные свойства безопасности и их классификация. Субъекты обеспечения национальной безопасности / Г. М. Манафлы. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 327-329. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108038/ (дата обращения: 09.05.2024).



В статье автор исследует основные свойства безопасности и приходит к выводу о том, что индивид не способен обеспечивать безопасность на государственном уровне, но может обеспечить свою личную безопасность и безопасность своей семьи.

Ключевые слова: безопасность, природная безопасность, техногенная безопасность, политическая безопасность, военная безопасность, экономическая безопасность.

Виды безопасности в РФ не представляют собой некий устоявшийся неизменный перечень, они менялись по мере исторического развития государства и общества. При этом одни виды безопасности теряли свою актуальность, отходили на второй план, другие, наоборот, приобретали актуальность, переходили в разряд основных, то есть наиболее важных.

Понятие «безопасность» при этом всегда находилось в неразрывной связи с государством, которое, безусловно, в России всегда являлось основным субъектом безопасности и всегда ставило свою безопасность, как объекта, выше безопасности личности и общества. И довольно часто в угоду собственной безопасности жизненно важные интересы личности и общества государство игнорировало, как фактически, так и юридически.

Проблемой, которая препятствует формулированию наиболее полной и систематизированной классификации видов безопасности, является отсутствие единой точки зрения учёных при определении видов безопасности.

Наибольшей популярностью среди российских исследователей проблем безопасности в настоящее время пользуются три подхода к систематизации видов безопасности, предложенные А. В. Шободоевой, которая рассматривает их, как:

  1. Определение видов безопасности, исходя из субъектов носителей безопасности, то есть личность, государство и общество.
  2. Противопоставление видов безопасности конкретным угрозам и опасностям. Обеспечение каждого из видов безопасности по данной классификации отражает определенную угрозу.
  3. Определение видов безопасности с позиций имеющихся в государстве различных ресурсов и ценностей, безопасность которых нужно обеспечивать. [1].

Законодатель в современной России так же использует различные подходы к классификации видов безопасности, о которых мы говорили ранее, а, точнее, используется их совокупность, исходя из жизненно важных интересов личности, общества и государства, потенциальных и реальных угроз безопасности.

В Российской Федерации основные виды безопасности являются предметом регулирования Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», который выделяет такие виды безопасности, как:

1) безопасность государства;

2) военная безопасность;

3) общественная безопасность;

4) экологическая безопасность;

5) безопасность личности;

6) иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. [2].

Представляется, что классификацию видов безопасности по характеру угроз целесообразно проводить с учетом управления угрозами и рисками государственной безопасности.

Наиболее приемлемая картина в современной геополитической ситуации: хоть и геополитические доктрины уже играют основную роль в формировании баланса интересов многих государств в международной политике, вопрос о представлении национальных интересов и приемлемых им видов национальной безопасности — личное дело каждого самостоятельного субъекта международного права. Поэтому мы в нашей работе за основу берем труды отечественных ученых политологов, а примеры разных подходов к национальной безопасности используем преимущественно исходя из нашей идентичности.

Российским законодателем приняты и действуют на сегодняшний день Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» и «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», но ни в одном из них не дано ни строгого толкования принципов классификации по видам безопасности, ни определения этих понятий, что на практике привело к совершенно необоснованному дроблению родового понятия.

Национальную безопасность можно классифицировать с различных позиций, например по объекту защиты:

— безопасность личности,

— безопасность общества,

— безопасность государства.

В структуре национальной безопасности учитывая особенности различных сфер деятельности общества, можно выделить следующие ее виды:

— политическая безопасность,

— военная безопасность;

— экономическая безопасность,

— социальная безопасность,

— информационная безопасность,

— экологическая безопасность,

— энергетическая безопасность и т. д.

Систематизируя виды национальной безопасности, можно использовать позицию существующих в государстве разных ресурсов и ценностей, к которым относят: государственную независимость, национальную экономику, национальную культуру, информацию. С данными ресурсами и ценностями коррелируют и соответствующие виды безопасности: политическая безопасность, военная безопасность, экономическая безопасность, социальная безопасность, информационная безопасность.

Учитывая источник угрозы и анализируя катастрофы, чрезвычайные ситуаций, аварий, используются следующие понятия:

— природная безопасность;

— техногенная безопасность.

В ряде случаев при оценке опасности нескольких угроз используют комбинированное или условное название безопасности. В качестве примера можно привести: понятие глобальной экологической безопасности, которое характеризует состояние защиты человечества от экологической угрозы. Наглядным примером условного названия безопасности является введение национальной безопасности, которая включает в себя военную, экономическую, социальную, экологическую, финансовую, ресурсную, ядерную, информационную безопасности.

Для того чтобы наиболее полно оценить состояние защиты интересов государства от разных угроз представляется наиболее полное формулировка понятия безопасности объединяющее в себе частные безопасности.

Субъект обеспечения безопасности, являясь самостоятельным правовым явлением, в свою очередь обладает статусом основополагающего элемента системы обеспечения национальной безопасности.

Проанализировав вышеизложенное, можно сказать, что система обеспечения безопасности государства представляется как государственно-правовым институтом, так и общественно-политическим явлением.

В соответствии с разделением видов безопасности на государственную и общественную, предлагается разделить субъекты системы обеспечения национальной безопасности на две группы: государственные и общественные. Государственные представляют собой органы, которые обеспечивают защиту личности, общества и государства от различных угроз, внутреннего и внешнего характера, а общественные — структуры, выполняющие функции по обеспечению безопасности граждан.

В соответствии с нормами Конституции РФ, в группу субъектов, представляющих государство, входят: органы законодательной, исполнительной и судебной властей, а также Президент РФ, являющийся высшим должностным лицом государства.

Под органами исполнительной власти согласно законодательству понимаются: Правительство РФ, Министерства, службы, агентства и ведомства РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, а так же органы местного самоуправления.

В систему органов законодательной власти входят Федеральное Собрание Российской Федерации и органы законодательной власти субъектов РФ.

Судебную власть представляет система Федеральных судов РФ в составе Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Федеральных арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а также судов субъектов РФ.

Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что система государственного и общественного управления, чья деятельность по обеспечению безопасности происходит в соответствии с нормативно--правовыми актами, принятыми на основании Конституции РФ, состоит из множества элементов. Перечисленные органы осуществляют свою деятельность на основании принципов законности, правопорядка и гуманности.

Чтобы объективно оценить степень развития законодательства РФ в области обеспечения безопасности, необходимо рассмотреть правовую основу деятельности этих элементов.

Нормативные правовые акты, составляющие правовую основу, принято систематизировать по двум признакам, исходя: из территории на которой они обладают юридической силой, и самой юридической силы.

Юридическая сила — это свойство нормативно правового акта создавать правовые последствия. Она зависит от издавшего его органа власти, его компетенции и места в системе органов государства. Большей юридической силой обладают акты органов, которые находятся выше в иерархической системе; акты нижестоящих органов должны соответствовать положениям вышестоящих, так как обладают меньшей юридической силой.

В РФ распределение нормативных актов по их юридической силе осуществляется следующим образом:

1) международные договоры и соглашения;

2) законы;

3) законы субъектов;

4) подзаконные акты.

Кроме того, существует разделение нормативно правовых актов исходя из их действия в пространстве:

1) общегосударственные;

2) региональные;

3) местные;

4) локальные.

Таким образом, можно отметить, что индивид не способен обеспечивать безопасность на государственном уровне, но может обеспечить свою личную безопасность т безопасность своей семьи. Поэтому общество в основном делегирует функцию обеспечения «общей» безопасности государству, которое на законодательном уровне принимает законы в обеспечение безопасности.

Литература:

  1. Шободоева А. В. Вызовы и угрозы экологической безопасности Российской Федерации: теоретико-правовые аспекты // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9. N 3.
  2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности»
Основные термины (генерируются автоматически): вид безопасности, национальная безопасность, безопасность, военная безопасность, государство, Российская Федерация, безопасность личности, информационная безопасность, политическая безопасность, экономическая безопасность.


Ключевые слова

экономическая безопасность, безопасность, природная безопасность, техногенная безопасность, политическая безопасность, военная безопасность

Похожие статьи

Задать вопрос