Возможности мультимедийной презентации при формировании иноязычного лексического навыка на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Сваткова, В. А. Возможности мультимедийной презентации при формировании иноязычного лексического навыка на уроках английского языка / В. А. Сваткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108020/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор раскрывает возможности использования мультимедийной презентации для формирования лексического навыка у обучающихся начальной школы на уроке английского языка.

Ключевые слова: иноязычный лексический навык, мультимедийная презентация

Современный мир требует от преподавателя достаточно высокого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями. Данную необходимость диктует нам и ФГОС 2021 года [5], и осознание того, что педагог готовит обучающихся к жизни после выпуска из школы, готовит их ориентироваться в современных реалиях, где всех окружают инновационные технологии. К тому же для обучающихся они уже являются обыденными средствами хранения, обработки и передачи информации. Игнорировать в педагогике и методике преподавания такой мир вокруг кажется невозможным и ненужным.

В начальной школе мы видим особенную важность формирования иноязычного лексического навыка. Так, для успешного и эффективного процесса обучения иностранным языкам необходим определенный словарный запас, который выступает некой базой для изучения других сторон речи.

Согласно новому словарю методических терминов и понятий Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, «лексический навык — это автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [1, с.121].

Если обратиться к возрастным психолого-педагогическим особенностям обучающихся начальной школы, следует отметить неустойчивость нервно-психической, мотивационной, эмоциональной и волевой сфер [2]. Учитывая данную особенность возраста, можно предположить, что использование привычного наглядно-образного мышления с внедрением элементов словесно-логического мышления, подбор чётких инструкций и образцов будет достаточно эффективным.

Принимая во внимание особенности лексического навыка, этапы его формирования и возрастные психологические характеристики обучающихся начальных классов можно утверждать, что мультимедийная визуализация является одной из самых доступных современных технологий, которые можно применить на уроках.

Мультимедийная визуализация — это общее понятие, которое включает в себя различные компьютерные технологии; это сочетание нескольких способов передачи информации, например, таких как звук, текст, видео, анимация, сигналы, графика и др. [3, с.191]. Данная среда очень гибкая и может складываться в самые разные комбинации.

Мы имеем возможность использовать современные компьютерные технологии на разных этапах урока, в процессе формирования различных навыков. Достаточно долгое время для этого использовались интернет-площадки, викторины, игры, разработчиками которых являлись зарубежные компании. В новых условиях есть простор для творчества российских компаний по созданию подобных площадок. Так мы уже можем гордиться площадкой «Взнания» и пространством Российской электронной школы. Но, данные сервисы предлагают пока недостаточно широкие возможности.

Таким образом, самым популярным и доступным видом мультимедийной визуализации остается презентация Microsoft PowerPoint, которую чаще всего используют для представления нового материала в виде изображения или текста. Возможности данного приложения очень широкие и не требуют специальной и длительной подготовки для разработки ресурсов. Кроме того, у обучающихся сохраняется достаточно высокий уровень интереса к занятию, поскольку все задания могут быть подкреплены визуальными и звуковыми эффектами.

Самыми востребованными инструментами презентации оказались интерактивная навигация (осуществляющая нелинейный переход по слайдам) и эффекты анимации (появление или исчезновение объекта) [4].

Также стоит отметить, что презентация может сопровождаться не только изображениями, но и видеофрагментами и аудиозаписями. Для удобства пользования предоставляется такая возможность, как редактирование прикрепленного видеофайла. Имеется функция записи звука. А такой инструмент, как триггер запускает анимацию слайда и может придавать игровой или тестовый характер.

Открытые уроки, семинары, конкурсные презентации не обходятся без данного вида мультимедийной визуализации. Один из уроков конкурса «Учитель года» муниципального этапа Козульского района был успешно проведен с использованием мультимедийной презентации.

Конкурсное занятие английского языка проводилось автором данной статьи на тему «Части тела» в 3 классе в количестве 12 обучающихся на базе МБОУ “Чернореченская СОШ № 2 им. В. Д. Солонченко” в марте 2023 года.

Цель урока — изучить лексические единицы на тему «части тела».

На этапе целеполагания использовалось «спрятанное» за картинкой паззлов изображение робота (рис.1). С помощью анимации картинка паззлов уменьшалась, и учитель задавал вопросы на английском «Что это?», «У него есть глаза? У него есть Волосы? У него есть друзья?». По плану урока данные вопросы необходимы для определения обучающимися цели урока — изучение новых слов и создание друзей для робота.

Использование изображений и функции анимации на этапе целеполагания Использование изображений и функции анимации на этапе целеполагания

Рис. 1. Использование изображений и функции анимации на этапе целеполагания

На этапе введения новых лексических единиц к изображению ранее представленного робота плавно добавлялись слова (рис.2). С помощью наглядности, звука и повторений обучающиеся познакомились с новыми лексическими единицами.

Использование изображений и функций анимации на этапе изучения нового материала Использование изображений и функций анимации на этапе изучения нового материала

Рис. 2. Использование изображений и функций анимации на этапе изучения нового материала

Благодаря использованной функции материал добавлялся порционно, что способствовало лучшему восприятию.

С целью закрепления новых лексических единиц в презентацию была включена работа с видеофрагментом. Задание состояло в том, чтобы обучающиеся расположили предложения с использованной лексики по теме «Части тела» в том порядке, в котором они их увидят на видео.

На заключительном этапе урока проходила защита мини-проектов роботов, которых обучающиеся собирали с помощью шаблонов. Исходя из того, что было изучено 7 новых слов, то отметку «5» обучающиеся могли получить если использовали в диалоге верно 6–7 слов на тему «части тела». Отметку «4» получали те, которые использовали 4–5 слов, отметку «3» — за 3 слова. Защита проекта состояла в ответах на вопросы одноклассников, задававших вопросы по очереди друг другу в виде карусели.

Обучающиеся показали достаточно хороший результат. 45 % обучающихся получили отметку «5», 24 % — отметку «4», 31 % — отметку «3».

Таким образом цель урока была достигнута. На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что применение разных возможностей мультимедийной презентации является одним из интересных и эффективных средств формирования лексических навыков обучающихся.

Литература:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам): учеб.-метод. пособие. — М.: ИКАР, 2015. — 448 с.
  2. Красникова Т. В. Индивидуальность младшего школьника: теоретический аспект/ Проблемы современного педагогического образования. 2022 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnost-mladshego-shkolnika-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 03.11.2023).
  3. Сарыбеков М. Н., Сыдыкназаров М. К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Алматы: Триумф «Т», 2008. — 504 с.
  4. Мальченкова О. С. Использование возможностей приложения PowerPoint при разработке интерактивных занятий // Известия Великолукской ГСХА. — № 4–2021 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-vozmozhnostey-prilozheniya-powerpoint-pri-razrabotke-interaktivnyh-zanyatiy/viewer (дата обращения: 01.11.2023).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 12.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): мультимедийная визуализация, мультимедийная презентация, обучающийся, начальная школа, английский язык, возможность, единица, использование изображений, лексический навык, функция анимации.


Ключевые слова

мультимедийная презентация, иноязычный лексический навык

Похожие статьи

Задать вопрос