Стратегический анализ судоходной компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 28.11.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Лазовский, И. С. Стратегический анализ судоходной компании / И. С. Лазовский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108014/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы стратегического анализа судоходной компании. Проведён разбор этапов стратегического управления. Рассмотрены факторы, позволяющие выбрать и разработать варианты стратегий, позволяющих повысить конкурентоспособность.

The present article discusses issues of strategic analysis of a shipping company. An analysis of the stages of strategic management was carried out. Factors that allow you to select and develop strategy options to increase competitiveness were considered.

Функционирование морского транспорта можно рассматривать как сложную систему, которая состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, основными структурными элементами являются операторы морских терминалов и судоходные компании [1]. Судоходная компания — это коммерческая организация, которая занимается эксплуатацией морских транспортных судов. Для повышения конкурентоспособности судоходных компаний необходимо проводить стратегический анализ с учетом изменений, происходящих в мировой экономике и в международных морских перевозках. При разработке стратегии развития компании важно учитывать влияние внешних факторов и разработать план адаптации к ним.

Стратегии разделяют по уровням управления на общекорпоративную (главную), бизнес-стратегии, функциональные стратегии и операционные стратегии (во многих источниках включены в функциональные стратегии). Общекорпоративная стратегия разрабатывается на высшем уровне управления и описывает модель поведения компании как единого целого, а также регламентирует порядок распределения ресурсов между разными направлениями бизнеса [2]. Стратегия откачки капитала применяется в случае, когда компания находится в убыточном состоянии ввиду изменений во внутренней и внешней среде, и влечет за собой один из трех сценариев развития: продажу части активов предприятия, ликвидация фирмы и банкротство. Стратегия изменения курса предполагает смену направлений бизнеса с убыточных на перспективные в случаях, если уже существующая сфера перестала приносить существенный доход, либо появились новые технологии, способствующие развитию судоходной компании. Стратегия реструктуризации тесно связано со стратегий изменения курса, однако существенное отличие заключается в том, что данный тип предполагает кардинальное изменение сфер бизнеса. Связанная диверсификация представляет собой направление развития компании, при котором происходит включение в существующий портфель бизнеса новых сфер. Международная диверсификация позволяет компании развивать свой бизнес на международных рынках, что соответственно влечет за собой умение менеджмента координировать работу в различных странах.

Разработка стратегии развития судоходной компании предполагает использование соответствующих методов стратегического менеджмента, определяющих порядок формирования миссии, выявление целей, преследуемых компанией, путей их достижения, а также практической реализации обоснованного выбора в условиях специализации контейнерных, ролкерных, паромных перевозок, осуществляемых на соответствующем сегменте рынка. В области судоходства известны разработки, касающиеся основных этапов моделирования стратегии маркетинговой деятельности судоходных компаний, а также путей повышения их конкурентоспособности [3]. В настоящее время на фоне развития рыночных отношений наблюдается устойчивая тенденция расширения использования методов стратегического управления и управления проектами. Как показывает мировой опыт, применение стратегии с учетом перспектив дальнейшего развития является обязательным условием для сохранения и усиления конкурентоспособности предприятия. Повседневное развитие рыночных отношений требует совершенствования методического обеспечения предпринимательской среды, включая методы стратегического управления. Один из классических подходов к стратегическому управлению [4] предполагает наличие следующих этапов:

— определение миссии организации

— анализ внешней среды;

— анализ внутренней среды;

— анализ стратегических альтернатив;

— формирование целей;

— выбор стратегии;

— реализация стратегии.

Выбор обоснованной стратегии позволяет судоходной компании выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. В условиях жесткой конкуренции и быстрого изменения ситуации на рынке важно не только контролировать внутреннее состояние предприятия, но и разрабатывать обоснованную долгосрочную стратегию, которая должна обеспечить адаптацию судоходной компании к изменению окружающей среды [5]. Наличие хорошо продуманной стратегии развития, а также ее четкая реализация дают возможность руководству видеть перспективы развития на рынке при изменяющихся условиях, тем самым своевременно реагировать на любую ситуацию, возникшую в тот или иной момент времени. Процесс разработки, детального обоснования стратегий и средств их реализации следует рассматривать в рамках отдельных проектов с использованием соответствующих методов управления проектами.

Стратегические решения имеют значение первостепенной важности для будущего положения судоходной компании, поэтому при принятии решения важно получать полную и достоверную информацию о ее возможностях и показателях финансово-хозяйственной деятельности при разных состояниях факторов экономической природы (падение спроса на услуги, увеличение числа конкурентов, инфляция и т. д.).

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды (SWOT-анализ) [7]. Посредством стратегического анализа выявляется влияние внешних и внутренних факторов на деятельность судоходной компании, что определяет выбор стратегии и перспективы ее реализации. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для успешного осуществления проекта, реализующего определенную стратегию.

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития судоходной компании и внешних факторов, на которые компания не может оказывать непосредственное влияние. К внешним факторам относятся: рыночная конъюнктура, уровень конкуренции, местное законодательство, НТП, политическая и экономическая обстановка и др. Внутренние факторы, наоборот, подвержены влиянию со стороны руководства судоходной компании и составляют ее внутренний потенциал: 1) флот; 2) персонал; 3) заинтересованные стороны. Все блоки внутренних факторов тесно взаимосвязаны. На основе исследования факторов разрабатываются варианты стратегий, осуществляется выбор оптимальной стратегии, которая направлена на максимальное повышение конкурентоспособности судоходной компании.

Выбор стратегии — центральный момент стратегического планирования. Обычно производится выбор из нескольких возможных вариантов. Например, если судоходная компания работает в направлении увеличения объемов перевозок, она может пополнить тоннаж новыми высокоэффективными судами, привлечь новых грузоотправителей. Основными факторами влияния на выбор стратегии судоходной компании являются:

— со стороны макросреды: цены на материально-технические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, характеристики состояния рынка транспортных услуг (фрахтовые ставки, спрос и предложение тоннажа);

— со стороны микросреды: инвестиционные поступления, состояние основных производственных фондов, финансовой системы, материальных и трудовых ресурсов, маркетинговых действий.

Основным результатом стратегии развития судоходной компании является разработка конкурентоспособной продукции или услуг, что дает возможность выхода или расширения участия на внутренних и внешних рынках, увеличивает прибыль от реализации продукции или предоставления услуг, поднимает престиж судоходной компании.

Литература:

  1. Грасс, М. Г. Системный анализ в деятельности морского транспорта / М. Г. Грасс, Е. Ю. Грасс // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. — 2023. — № 1(42). — С. 61–67. EDN VSYMHZ.
  2. Экономика отраслевых рынков. Формирование, практика и развитие. Самозанятость населения. Правовое и экономическое регулирование: сборник материалов межвузовской научной конференции и круглого стола / О. В. Аксёнова, О. Н. Васильева, Е. В. Видищева [и др.]; под редакцией И. А. Меркулин, М. А. Пономарева. — Москва: Дашков и К, 2017. — 272 c. — ISBN 978–5–394–02853–3. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/70886.html
  3. Леменчук Е. Л., Проектная реализация стратегий судоходной компании. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-realizatsiya-strategiy-sudohodnoy-kompanii
  4. Кипервар, Е. А. Экономика и организация труда на предприятии: учебное пособие / Е. А. Кипервар, А. Е. Мрачковский, А. И. Чумаков. — Омск: Омский государственный технический университет, 2020. — 199 c. — ISBN 978–5–8149–3116–0. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/115461.html
  5. Подсорин, В. А. Методы исследований в экономике: учебное пособие для магистрантов по направлению «Экономика» / В. А. Подсорин. — Москва: Российский университет транспорта (МИИТ), 2020. — 217 c. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/115856.html
Основные термины (генерируются автоматически): судоходная компания, внешняя среда, выбор стратегии, стратегический анализ, стратегическое управление, анализ, вариант стратегий, внутренняя среда, перспектива развития, стратегия изменения курса.


Похожие статьи

Задать вопрос