Анализ роли гендерной принадлежности в отношении к собственному возрасту среди пожилых людей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Грицай, С. П. Анализ роли гендерной принадлежности в отношении к собственному возрасту среди пожилых людей / С. П. Грицай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 485-488. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108011/ (дата обращения: 27.04.2024).



В представленной статье основное внимание направляется на исследование того, как пожилые мужчины и женщины относятся к процессу своего старения, а также к значению гендерной принадлежности личности в аспекте восприятия ею своего субъективного возраста.

Ключевые слова: отношение к своему возрасту, пожилой возраст, старший возраст, гендерная принадлежность, субъективный возраст.

Вопросы старения волновали умы многих ученых людей еще с самых давних времен, но, на сегодняшний день феномен «состаривания личности», все еще недостаточно раскрыт, ввиду своей многогранности и зависимости от очень многих факторов. На протяжении нескольких последних десятилетий вопросы субъективного восприятия человеком своего возраста приобретают все возрастающую значимость ввиду общей тенденции демографического состаривания населения и все увеличивающейся доли отношения пожилых людей к общему числу жителей современного мира.

Изучение гендерных аспектов субъективного отношения пожилых мужчин и женщин к возрасту также имеет особое значение, поскольку полоролевые особенности могут оказывать существенное влияние на качество жизни людей старшего возраста.

В разные периоды в самых разнообразных культурах с момента зарождения человеческой истории старение человека встречалось с диаметрально противоположным подходом: как противопоставление геронтофилии (образы седовласых божеств и мудрецов) и геронтофобии (изгнание и умерщвление людей старшего возраста) [1, c.14].

Пожилой возраст (временные границы с 55 лет у женщин и 60 у мужчин и длящийся до достижения 75-летнего возраста), будучи промежуточным звеном между взрослостью и старческим возрастом, является для многих людей этого возраста и неким переломным (кризисным) моментом, сопряженным с большим количеством изменений как физиологических, социальных, когнитивных, так и психологических [2].

Календарный или хронологический возраст человека зачастую не отражает всей полноты картины физиологических, социальных, психологических параметров, накопленных человеком к определенному периоду. Для описания феномена того, как человек ощущает собственный возраст, введено понятие «субъективного возраста», которое Е. А. Сергиенко раскрывает как «репрезентацию человека о собственном возрасте, формирующуюся под влиянием раннего опыта, глубинных убеждений и ожиданий» [7]. Р. Кастенбаум представил свою модель субъективного возраста Age-of-me, как составную из эмоционального, интеллектуального, социального и биологического возрастов. Исследование субъективного возраста возможно с точки зрения 3 различных, но не взаимоисключающих друг друга подходов: причинно-целевого («каузального»), типологического (выделение характерных личностных организаций) и мотивационного.

На сегодняшний момент автором самых актуальных отечественных исследований в области субъективного возраста является Е. А. Сергиенко, которая в соавторстве с А. И. Мелехиным адаптировали для русскоговорящего населения тест для определения когнитивного (субъективного) возраста Б. Барака.

Разделение К. Левиным условного времени человека на 3 составляющих (прошлое, настоящее, будущее) привело Ж. Нюттена в своих исследованиях к таким понятиям, как «временная установка» (тенденция человека воспринимать свое прошлое, будущее и настоящее через позитивный или негативный эмоциональный фильтр) и «временная ориентация» (склонность личности направлять значительное количество своего внимания на прошлое или будущее, ориентируясь на внутреннюю перспективу) [8].

Направленность личности оказывает прямое влияние на то, как человек ощущает свое время и управляет им, так В. И. Ковалевым в его исследованиях было выделено 4 типа «личностной организации времени»: «обыденно-ситуативный», «функционально-действенный», «созерцательно-рефлексивный» и «сознательно-преобразующий». О «факторах возраста» писал Б. Г. Ананьев, поясняя, что психологическая, физиологическая и социальная составляющие, несомненно, оказывают существенное влияние на то, как личность ощущает субъективный возраст.

Понятие «гендерная идентичность», введенное в гендерную психологию Дж. Мани, позволило существенно расширить область познания личности с точки зрения полоролевых стереотипов с помощью введения параметров «феминности, маскулинности и андрогинии», тогда как ранее подобные исследования проводились, опираясь на разделение людей по физиологическим половым признакам.

Начало формирования гендерной идентичности происходит с дошкольного возраста и продолжается всю сознательную жизнь человека. С точки зрения теории социального научения А. Бандуры и «принципа обуславливания» И. П. Павлова, социальная среда и сопутствующие ей полоролевые стереотипы оказывают главенствующее влияние на развитие гендерной идентичности человека.

На основе сформированной в определенной социальной среде гендерной идентичности, включающей в себя комплекс общественно одобряемых и порицаемых норм и правил поведения у личности складывается понимание ее гендерной роли. В отечественной психологии в настоящее время выделяются гендерные роли 3 типов: маскулинная, феминная и андрогинная, при этом маскулинная роль вмещает в себя представления о собирательном образе «мужественности», феминная — служит неким эталоном «женственности», а андрогинная роль является сочетанием в себе признаков двух других полоролевых ролей [10].

Проявление личностью своей гендерной идентичности и роли в обществе происходит через реализацию определенных «гендерных стереотипов» поведения, т. е. представления о том, как именно следует и как не следует себя вести человеку определенного пола в соответствии с ожиданиями сообщества.

Несмотря на огромное количество научных работ в области исследований феномена «гендерного стереотипа» (например, исследования, проводимые С. Басоу, А. Льюисом, Р. Эшмором, Д. Рентзетти, И. С. Клециной) единого мнения относительно сущности, понятийного аппарата, а также понимания того, как именно происходит функционирование данного явления все еще не найдено. Часть ученых считает, что гендерные стереотипы — «схематизированный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин» (Ф. Дель Бока, Р. Эшмор), вторая группа под «гендерными стереотипами» понимает некие социальные конструкты, «подтверждающиеся своеобразным, в зависимости от пола, поведением, разным распределением социальных ролей и статусов среди мужчин и женщин и которые поддерживаются психологической потребностью человека вести себя в соответствии с социальными ожиданиями и ощущать свою целостность и непротиворечивость» (У. Рода), большая же часть исследователей гендерные стереотипы понимают, как «схематизированные, обобщенные образы маскулинности и феминности» [11].

И. С. Кон в своем исследовании «Половые различия и дифференциация социальных ролей» пишет о том, что «гендерные роли всегда связаны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении» [12].

А. Игли в своей работе выразила мысль о том, что гендерные стереотипы — это по сути своей «социальные нормы», которые мужчины и женщины добровольно принимают на себя, чтобы оправдать выдвигаемые сообществом «гендерные ожидания» [13].

И. С. Клецина [14] предлагает выделять 2 вида гендерных стереотипов: стереотипы-характеристики маскулинности/феминности для определенного круга людей и стереотипы, которые консолидируют эти стереотипные характеристики за людьми определенного пола.

Американский социолог-геронтолог Р. Батлер в своих гендерных исследованиях обратил внимание на то, что роль стереотипов о женском старении в обществе и их влияние на самооценку и уровень удовлетворенности жизнью у пожилых женщин достаточно высока, в частности, мужчины чаще ощущают себя более молодыми и активными, в то время как женщины испытывают большее давление общественных ожиданий.

Произведенный анализ отечественных и западных исследований показал: различия в субъективном восприятии возраста между пожилыми мужчинами и женщинами могут иметь социальную обусловленность. Большинство ученых-исследователей сходятся во мнении, что гендерные стереотипы о роли человека на основании его гендерной принадлежности в обществе способны оказывать влияние на самооценку и отношение к своему возрасту, в том числе и у людей старшей возрастной группы. Также важно отметить, что различия в доступности ресурсов и количестве возможностей способно быть значимым фактором в восприятии личностью собственного возраста.

Исследования показывают [15], что существуют различия в отношении к собственному возрасту среди пожилых людей в зависимости от их гендерной принадлежности. Например, Е. А. Здравомыслова в своей работе указывает на некоторые из них, в частности, на то, что тенденция неравномерного распределения бытовых обязанностей все еще сохранена в достаточно большом объеме и приводит к тому, что пожилые женщины склонны испытывать на себе достаточно ощутимые последствия этого перекоса. Одним из отдаленных последствий такого перекоса является недостаточность навыков у пожилых мужчин в организации собственного быта и уходе за собой и малая их вовлеченность в передачу своих навыков младшим поколениям. Последние исследования также показывают, что пожилые мужчины дольше задерживаются на оплачиваемой работе после достижения пенсионного возраста, а наличие подсобного хозяйства или увлечений позволяет им лучше интегрироваться в возраст 65 лет и старше.

В отношении к своему здоровью, по словам Е. А. Здравомысловой, у людей старшей возрастной группы также наблюдаются существенные различия: большая заинтересованность в бытовом и семейном плане у женщин приводит к тому, что в сфере сохранения и восстановления здоровья компетентность женщин оказывается на порядок выше, нежели у мужчин, что сказывается как на качестве, так и на продолжительности жизни (женщины по статистике чаще болеют, поскольку чаще обращаются за помощью в медицинские учреждения, но и продолжительность жизни, согласно данным Росстата, у них выше).

В завершение хочется подчеркнуть высокую значимость затрагиваемой темы, поскольку исследование роли гендерных аспектов в отношении пожилых людей к собственному возрасту на сегодняшний момент — приоритетное направление в гендерной психологии, позволяющие повысить понимание различных социальных и психологических факторов благополучного старения. Понимание мужчинами и женщинами старшего возраста смысложизненных ориентаций своей счастливой старости ведет к увеличению палитры возможностей и расширению горизонтов их будущего.

Литература:

  1. Краснова О. В., Лидере А. Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
  2. Döring A., Peters M.Sc., A., Ladwig K.-H. etc. Multimorbidity and successful aging / The population-based KORA-Age study.
  3. Лаврова М. А., Харитонова М. П. Особенности саморегуляции и качества жизни людей в старшем возрасте / М. А. Лаврова, М. П. Харитонова // Национальный психологический журнал. 2023. № 2 (50).
  4. Бянкина Е. А. Влияние социальных стереотипов на межличностные отношения / Е. А. Бянкина, Е. Ю. Савицкая // Юный ученый. 2020. № 6 (36). С. 135–138.
  5. Максимова О. Б. Гендерные роли и гендерные стереотипы как социокультурные категории: репрезентационный смысл / О. Б. Максимова // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. № 2. Том 12.
  6. Геронтопсихология: учеб. пособие / О. И. Дорогина, Ю. В. Лебедева, Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова; под общ. ред. Ю. В. Лебедевой; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 131 с.
  7. Сергиенко Е. А. Субъективный и хронологический возраст человека / Е. А. Сергиенко // Журнал «Психологические исследования», 2022. 12 с.
  8. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: учебник / В. А. Аверин, Ж. К. Дандарова, А. А. Деркач [и др.]; Под общ. ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Нева, 2001. 652 с.
  9. Малахаева С. К. Гендерная идентичность в условиях современного мира / С. К. Малахаева, А. А. Пашенцева // Молодой ученый. 2021. № 23 (365). С. 474–478.
  10. Байгускарова Д. М. Понятие гендерной идентичности как психологического феномена / Д. М. Байгускарова // Молодой ученый. 2019. № 3 (241). С. 330–331.
  11. Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований. Пер.с нем. Пол, генедер, культура. Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М; РГГУ, 1999.
  12. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму. М., 1975. С. 763–776.
  13. Бурн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  14. Клецина И. С. Гендерная проблематика в социальной психологии: направления исследований / И. С. Клецина // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 4. С. 5–12.
  15. Здравомыслова Е. А. Мужчины и женщины: старение в оптике гендерного подхода / Е. А. Здравомыслова // Социодиггер. 2022. № 5–6 (18).
Основные термины (генерируются автоматически): субъективный возраст, женщина, старший возраст, возраст, гендерная идентичность, гендерная принадлежность, мужчина, роль, собственный возраст, гендерная психология.


Ключевые слова

пожилой возраст, гендерная принадлежность, старший возраст, отношение к своему возрасту, субъективный возраст

Похожие статьи

Задать вопрос