Этапы развития брачных традиций на территории Российского государства в период с IX по XIX век | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 20.11.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Злобина, В. Р. Этапы развития брачных традиций на территории Российского государства в период с IX по XIX век / В. Р. Злобина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 345-348. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107948/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье представлена специфика брачных традиций, распространенных на территории Российского государствавпериод с IX по XIX век. Автором рассматриваются первые формы заключения брака. Акцентируется внимание на трансформации брачного церемониала после принятия на Руси христианской религии.

Ключевые слова: свадебное торжество, форма заключения брака, договорной брак, древнерусское общество, форма брака, городская свадьба.

Еще до принятия христианской религии в древнерусском обществе существовало две формы брака: моногамная и полигамная. Первая форма брака предполагала заключение союза одного мужчины с одной женщиной. Вторая полигамная форма в основном была представлена многоженством и допускала наличие у одного мужчины нескольких жен. Подтверждение данного факта можно найти в дошедших до нашего времени источниках. Не исключением были и древнерусские правители, исповедующие язычество. Следует отметить, что и сам Владимир Святославович еще до принятия христианской веры являлся обладателем пяти жен и огромного количества наложниц [9, c. 60].

Первая форма заключения брака у языческих славян была представлена умыканием, то есть похищением избранниц. По мнению историка Василия Осиповича Ключевского, представленная форма брака была распространена среди древних славян по нескольким причинам. Первая причина заключалась в наличии института многоженства, что вызывало дефицит невест. Иной причиной было нежелание других родов отдавать женщин, что вынуждало их умыкать [5, c. 121]. Помимо указанного, распространенность умыкания была вызвана отсутствием необходимости представлять выкуп за невесту и покрывать расходы на свадебное празднество.

Следующая форма заключения брака предполагала выкуп невесты. Выкуп невесты имел свою определенную обрядность. Первым делом семьям было необходимо совершить запродажную сделку. Такого рода сделка подразумевала процесс заключения договора в два этапа: сватовство и рукобитье. Во время запродажной сделки стороны устанавливали величину выкупа и сроки заключения брачного союза. Результатом соглашения сторон становилась помолвка семей брачующихся. Имелось и правовое регулирование данного этапа бракосочетания [2, c. 5].

Следующая ступень развития брачных отношений была связана с появлением договорного брака. Появление договорного брака способствовало образованию института приданного. Данная форма заключения брака, свойственная для языческих славян, была наиболее цивилизованной. При договорной форме брака решение о судьбе дочери принимал отец.

Церемония бракосочетания включала в себя обряды, символизирующие переход молодой девушки из-под власти отца под власть мужа. Еще вечером невеста приводилась в жилище к жениху. Традиционными угощениями, с которыми ее встречали, были мед и хлеб, а для плодовитости и зажиточности будущей супруги ее забрасывали разнообразные плодами. Далее следовал обряд, при котором невеста трижды обводилась вокруг очага для поклонения и осуществления жертвоприношения домашним божествам [7, c. 205].

Христианство привнесло изменения в культуру древнерусского общества. Трансформировались и представления, касающиеся брачных отношений, семьи и их значения. Вместе с тем процесс трансформации брачных традиций носил длительный характер. Низшие слои населения еще долго сохраняли пережитки старых обычаев и традиций. Несмотря на яркий пример отказа от язычества с многоженством и народничеством Владимиром I, представители древнерусского общества не спешили следовать его примеру.

Церковный брак предполагал два этапа: обручение и венчание. На этапе обручения стороны, также, как и при договорном браке, обязывались заключить договор. Однако если по нормам обычного права представленный договор носил исключительно имущественный характер и предполагал в случае отказа лишь плату, то по нормам церковного права обручение выступало в качестве нерасторжимого религиозно освященного обряда [2, c. 6].

Уже в Средневековой Руси заключение христианского брака являлась нормой для подавляющей части населения. Во многом это было обусловлено укоренением христианских традиций в обществе. С XII века брак воспринимался важным церковным таинством. По этой причине для каждого взрослого христианина было важно состоять в браке. Безбрачие было нежелательным и осуждалось [8, c. 58].

К XIX столетию свадебное торжество представляло собой комплекс, включающий в себя сложные религиозные и этические представления и обряды. Свадьба являлась важнейшим событием для представителей любого сословия Российского государства. Праздник, посвященный бракосочетанию, был наполнен большей торжественностью в сравнении с остальными событиями семейной жизни.

В крестьянской среде сохранилось наибольшая традиционность в проведении свадебного торжества. Бракосочетание не ограничивалось двумя главными фигурами празднества — женихом и невестой. Обязательными участниками свадебных обрядов становились и другие лица. Важным членом свадьбы являлся дружка (дружко). Его ключевая задача заключалась в контроле за соблюдением обычаев и осуществлением ритуалов. То есть дружко выступал главным распорядителем на свадебном торжестве [4, c.77].

К XIX веку был увеличен допустимый возраст вступления в брак. Для девушек нижним порогом был возраст от 16 до 18 лет, для мужчин — от 18 до 20 лет. Вторая половина столетия ознаменовала ограничение вступления в брак несовершеннолетних на законодательном уровне [3, c. 18].

Традиционно началом предсвадебного цикла было сватовство. Сватовство предполагало установление согласия между семьями жениха и невесты. Точного срока заключения договора между родителями не имелось, однако ввиду больших затрат на празднование свадьбы семьи стремились свататься заблаговременно, то есть за пол года или год до планируемого торжества.

Отличительными чертами обладали свадебные церемонии городских жителей [1, c. 82]. Городская свадьба отличалась меньшей традиционностью и большим влиянием веяний моды. Характерной чертой городских торжеств, посвященных бракосочетанию, выступали желание молодоженов привнести в свою свадьбу что-то новое и неповторимое [10, c. 27–32]. На трансформацию городской свадьбы также оказывали влияние факторы, связанные с политической ситуацией в государстве, повседневной жизнью русского общества и тд.

Следующим не менее важным этапом бракосочетания выступало венчание. Образ невесты был также наполнен символичностью. Ее свадебный наряд преимущественно состоял из тканей белого цвета, а материал был представлен такими тканями, как шелк, кашемир, атлас. Неотъемлемой частью образа были свадебные фата, покрывающая голову невесты, и букет, подаренный ей женихом. В качестве замены букета мог служить свадебный венок [10, c. 77].

Венчание традиционно проходило в церкви, где будущих супругов ждали собравшиеся на торжество гости. Первым прибыть в церковь обязывался жених со своей семьей. Далее на церемонию являлась невеста в сопровождении отца или крестного. После встречи жениха и невесты первый должен был подвести свою избранницу за руку к алтарю.

По окончании церемонии венчания молодожены поклонялись образам, а затем принимали поздравления от гостей. Далее они отправлялись домой, где их встречали родители жениха. Важными атрибутами при встрече молодых были икона и хлеб-соль. Сами же молодожены осыпались рисом, сладостями или деньгами.

Пир, как и несколько столетий прежде, оставался частью свадебного празднества. Расположение родных и близких жениха и невесты, как и самих молодоженов, также было регламентировано. Однако было возможно изменить порядок рассадки гостей в зависимости от имеющихся традиций этноса или от предпочтений самой семьи [11, c. 201].

В дворянской среде XIX века набирала популярность организация «мальчишника», то есть встречи жениха со своими друзьями по случаю прощания с холостой жизнью [6, c. 105–106]. Допустимым было проведение и «девичников».

Таким образом, в период господства языческой веры отсутствовал общеустановленный порядок заключения браков. Первая форма заключения брака у языческих славян была представлена умыканием, то есть похищением избранниц. Следующая форма заключения брака предполагала выкуп невесты. Наиболее цивилизованной формой брака у языческих славян был договорной брак. С приходом христианства прежние свадебные обычаи сохранялись и лишь со временем на них накладывались христианские традиции. К XIX столетию свадебное торжество представляло собой комплекс, включающий в себя сложные религиозные и этические представления и обряды. Свадьба являлась важнейшим событием для представителей любого сословия Российского государства.

Литература:

  1. Александров, А. Русские / А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — Москва: Наука, — 1997. — 828 с.
  2. Андреева, Н. И. История развития брачно-семейных отношений Древней Руси / Н. И. Андреева // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. — 2015. — № 1 (20). — С. 5–8.
  3. Асташова, А. Н. Свадебная обрядность крестьянства Воронежской губернии в пореформенный период (социально-психологический аспект) / А. Н. Асташова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 35. — С. 16–22.
  4. Ефименко, П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / П. С. Ефименко. — Москва: Тип. Ф. Б. Миллера. — 1877. — 894 с.
  5. Ключевский, В. О. Сочинения. / В. О. Ключевский. — Москва: Госполитиздат, 1956. — 468 c.
  6. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начала XIX века) / Ю. М. Лотман. — Санкт-Петербург: Искусство, 1994. — 399 с.
  7. Нидерле, Л. Славянские древности / Л. Нидерле. — Москва: Алетейа, 2000. — 590 c.
  8. Огородникова, О. А. Брак и семья в Средневековой Руси / О. А. Огородникова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2011. — № 3. — С. 58–63.
  9. Татищев, В. Н. История Российская / В. Н. Татищев. — в 3 томах. Т. 1. — Москва: АСТ, 2005. — 864 c.
  10. Тёрнер, В. У. Символ и ритуал / В. У. Тёрнер. — Москва: Наука. — 1983. — 277 с.
  11. Юдина, Н. А. Русские обряды и обычаи / Н. А. Юдина. — Москва: Вече. — 2005. — 219 с.
Основные термины (генерируются автоматически): форма заключения брака, договорной брак, свадебное торжество, древнерусское общество, выкуп невесты, городская свадьба, невеста, форма брака, Российское государство, свадебное празднество.


Ключевые слова

свадебное торжество, форма заключения брака, договорной брак, древнерусское общество, форма брака, городская свадьба

Похожие статьи

Задать вопрос