Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 18.11.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Ермолаева, Е. А. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц / Е. А. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107916/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье отмечается, что применение мер административной ответственности к юридическим лицам является актуальной проблемой в современном правовом пространстве. Юридические лица играют важную роль в экономике и общественной жизни, их деятельность напрямую влияет на интересы государства и общества в целом. Однако нередко возникают ситуации, когда юридические лица нарушают законодательство, что может привести к негативным последствиям.

Ключевые слова: рассмотрение, юридическое лицо, дела, привлечение, административная ответственность.

Одной из основных проблем рассмотрения дел об административных правонарушениях юридических лиц является сложность определения личности виновного лица. В отличие от физических лиц, у которых есть конкретное имя и фамилия, юридическое лицо — это абстрактное образование, которое не может совершать действия или не совершать их в отличие от его руководителей или исполнительных органов [2].

Кроме того, возникают проблемы с определением степени вины юридического лица в совершении правонарушения. В таких случаях может быть затруднительно определить, насколько далеко руководство юридического лица осознавало возможность и последствия нарушения, и насколько оно предпринимало меры для предотвращения правонарушения.

Еще одной проблемой является то, что процесс рассмотрения дел об административных правонарушениях юридических лиц может затягиваться на длительное время. В таких случаях, даже если правонарушение будет доказано, меры административной ответственности могут быть неэффективными из-за давности правонарушения и потери своей актуальности.

Кроме того, в некоторых случаях может возникнуть проблема определения размера штрафа или другой меры административного воздействия, так как в зависимости от ситуации и обстоятельств правонарушения, его степени и характера, размер штрафа может значительно варьироваться, и его назначение может вызывать определенные споры и разногласия.

Наконец, проблемой может являться и эффективность применения мер административной ответственности юридическими лицами. Некоторые юридические лица могут не исполнять решения органов государственной власти о наложении на них административных штрафов и других мер административного воздействия, что может привести к снижению эффективности применения этих мер и подрыву авторитета государственных органов [2].

Таким образом, проблемы рассмотрения дел об административных правонарушениях юридических лиц связаны с определением виновности юридического лица, определением степени вины, затяжкой процесса рассмотрения дел, определением размера штрафа и эффективностью применения мер административной ответственности.

Для решения этих проблем может быть применен ряд мер, включая усовершенствование процессуальных норм, например, упрощение процедуры выявления виновного юридического лица, определение более точных критериев степени вины и уменьшение сроков рассмотрения дел. Кроме того, для повышения эффективности применения мер административной ответственности может быть введено более жесткое наказание за неисполнение решений органов государственной власти, а также увеличены размеры штрафов и санкций.

Важно также обеспечить более тесное сотрудничество между органами государственной власти и представителями бизнеса, чтобы обеспечить совместное понимание и уважение к законодательству. Это может быть достигнуто путем проведения консультаций, обучения и обмена опытом между представителями бизнеса и органами государственной власти.

В целом, эффективность рассмотрения дел об административных правонарушениях юридических лиц зависит от комплексного подхода к решению проблем, включая как совершенствование законодательства и процедур, так и повышение уровня правовой культуры и сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами.

Одной из основных проблем установления санкций и мер административной ответственности для юридических лиц является сложность определения соответствующего размера штрафа или иной меры воздействия. Размер штрафа должен быть достаточно значимым, чтобы обеспечить соблюдение закона, но в то же время не должен быть настолько высоким, чтобы стать непосильным для юридического лица и привести к его банкротству.

Кроме того, возникают проблемы в случае, когда нарушение было совершено несколькими лицами, а ответственность юридического лица определяется на основе принципа коллективной вины. В этом случае необходимо определить степень вины каждого лица в правонарушении и установить соответствующий размер штрафа.

Еще одной проблемой является то, что меры административной ответственности, применяемые к юридическим лицам, могут не оказывать должного воздействия на руководство и сотрудников компании. В таких случаях необходимо разработать меры, которые будут способствовать изменению поведения юридического лица и предотвращению будущих правонарушений [1].

Еще одной проблемой является то, что меры административной ответственности могут оказаться неэффективными в тех случаях, когда юридическое лицо не исполняет решения органов государственной власти о наложении штрафов или других мер. В таких случаях необходимо разработать более эффективные механизмы принуждения к исполнению решений.

Кроме того, проблемой может стать недостаточное количество специализированных органов и сотрудников, которые могут осуществлять контроль за соблюдением закона и налагать меры административной ответственности на юридические лица [1].

Таким образом, проблемы установления санкций и мер административной ответственности для юридических лиц связаны с определением размера штрафа, установлением степени вины каждого лица, повышением эффективности мер административной ответственности и увеличением количества специализированных органов и сотрудников, контролирующих соблюдение закона.

Для решения этих проблем могут быть предприняты следующие меры:

  1. Усовершенствование законодательства по установлению размеров штрафов и других мер административной ответственности для юридических лиц. Необходимо разработать четкие критерии для определения размеров штрафов и других мер, которые будут учитывать степень вины каждого лица, участвующего в нарушении, а также уровень доходов и финансовой стабильности юридического лица.
  2. Разработка мер для повышения эффективности мер административной ответственности для юридических лиц. Например, можно предусмотреть возможность наложения штрафов на руководство и сотрудников юридического лица, а также наложения на юридическое лицо других мер, таких как ликвидация или приостановление деятельности.
  3. Создание специализированных органов и сотрудников, контролирующих соблюдение закона юридическими лицами. Это позволит более эффективно выявлять нарушения, устанавливать степень вины и налагать меры административной ответственности.
  4. Проведение обучения и консультаций для представителей бизнеса по вопросам соблюдения закона. Это поможет повысить уровень правовой культуры и снизить количество нарушений, что в свою очередь позволит более эффективно применять меры административной ответственности.
  5. Введение механизмов принуждения к исполнению решений органов государственной власти о наложении мер административной ответственности на юридические лица. Например, можно предусмотреть штрафы за неисполнение решений, наложить запрет на участие в государственных закупках или расторгнуть договоры с нарушителями.

В Решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2018 № А56–46990/2018 [3] судом фактически признается наличие иерархии принципов привлечения к административной ответственности, а также тот факт, что принцип неотвратимости наказания занимает в данной иерархии положение более высокое, чем принцип однократности привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение. Доводом заявителя в данном деле явилась недопустимость повторного привлечения к административной ответственности. По результатам рассмотрения другого заявления Величко Л. А. в отношении заявителя уже было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Заявитель считает, что, вменяя нарушение Правил присоединения в отношении одного и того же потребителя по одному Договору присоединения, Управление ФАС по Ленинградской области фактически дважды привлекло заявителя к административной ответственности за одно и то же правонарушение, что не 524 соответствует положениям КоАП РФ. Обратимся к позиции арбитражного суда относительного данного довода.

Суд подтвердил, что в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ одним из основополагающих принципов административного права является принцип однократности привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение. Суд также согласился с тем, что поскольку выявленные Управлением ФАС в деянии заявителя нарушения Правил присоединения связаны с одной процедурой, с одним договором и выводы о них основаны на результатах одной проверки, данные нарушения Правил присоединения не являются совокупностью административных правонарушений, а лишь указывают на различные эпизоды одного правонарушения.

Однако, принимая во внимание принцип неотвратимости наказания, суд решил не отменять оспариваемое постановление, вместе с тем, уменьшил штрафные санкции до суммы менее минимального размера. Таким образом, данным решением суда фактически признается наличие иерархии принципов привлечения к административной ответственности, а также тот факт, что принцип неотвратимости наказания занимает в данной иерархии положение более высокое, чем принцип однократности привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение. Данная позиция может быть интересна для рассмотрения с точки зрения теории административного права.

Таким образом, для решения проблем установления санкций и мер административной ответственности для юридических лиц необходимо принимать комплекс мер, которые будут способствовать более эффективному контролю за соблюдением закона и налагать адекватные меры воздействия на нарушителей. Эти меры должны быть направлены на установление более точных критериев для определения размеров штрафов и других мер, повышение эффективности мер административной ответственности, создание специализированных органов и сотрудников, проведение обучения и консультаций для представителей бизнеса и введение механизмов принуждения к исполнению решений.

Кроме того, для решения этих проблем необходимо проводить дополнительные исследования и анализировать опыт других стран, где уже приняты административные меры в отношении юридических лиц. Важно также учитывать интересы всех заинтересованных сторон, включая государственные органы, бизнес-сообщество и общество в целом.

Литература:

  1. Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред. Зубач А. В. — М.: Юрайт, 2019. 530 с.
  2. Алексеев И. А., Станкевич Г. В., Цапко М. И., Свистунов А. А., Белявский Д. С., Хабибулина О. В. Административное право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. 320 с.
  3. Решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2018 № А56–46990/2018//Консультант Плюс
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, юридическое лицо, мера, лицо, государственная власть, размер штрафа, представитель бизнеса, проблема, административное правонарушение, РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос