Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 17.11.2023

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Баитова, Г. Н. Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности / Г. Н. Баитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 177-181. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107893/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и правовые вопросы, связанные с действующим законодательством и практикой его применения, наиболее важные из них представлены в данной статье. Одним из препятствий, серьезно снижающих эффективность прокурорского надзора, является отсутствие налаженного взаимодействия и сотрудничества прокуроров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, оцениваются различные подходы к определению понятия «законность». Исследуются задачи прокурорского надзора на примере информационной сферы. По результатам исследования сформулированы выводы, предложены меры, способствующие повышению эффективности прокурорской деятельности.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, законность, информационная сфера, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

The article discusses the current problems of prosecutorial supervision and the challenges facing prosecutorial supervision in Russia in the light of current events. When implementing prosecutorial supervision on the territory of the Russian Federation, organizational and legal issues arise related to the current legislation and the practice of its application, the most important of which are presented in this article. One of the obstacles that seriously reduce the effectiveness of prosecutorial supervision is the lack of well-established interaction and cooperation between prosecutors and state authorities of the constituent entities of the Russian Federation and local governments. various approaches to the definition of the concept of «legality» are evaluated. The tasks of prosecutorial supervision are studied on the example of the information sphere. Based on the results of the study, conclusions are formulated, measures are proposed to improve the efficiency of prosecutorial activities.

Keywords: prosecutor's office, prosecutor's supervision, legality, information sphere, observance of human and civil rights and freedoms.

Прокурорский надзор — сложное многофункциональное явление и включает в себя контроль за законностью деятельности различных субъектов, принятие мер по ликвидации последствий преступных деяний, восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

Прокурорский надзор играет важную роль в современном правовом государстве и гражданском обществе, предупреждая нарушения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации [5].

Осуществляя надзор за соблюдением законов, прокуратура способствует выполнению задач общества и государства, соблюдению прав и законных интересов человека и гражданина. Иными словами, при осуществлении собственной компетенции в области общего надзора прокуроры «решают совместно с другими органами и организациями вопросы политического, муниципального, финансового, общественного, государственного и культурного характера» [6].

Актуальность вопросов прокурорского надзора за соблюдением законности может быть детерменирована внутренними и внешними условиями, а также задачами, которые ставят перед прокуратурой государство и общество.

Ежегодный доклад Генерального прокурора о состоянии законности и правопорядка за 2022 год, представленный Совету Федерации в апреле 2023 года, обозначил наиболее актуальные вопросы деятельности прокуратуры, касающиеся контроля над обеспечением защищенности критической инфраструктуры, борьбы с контрафактной продукцией, взаимодействием с институтами гражданского общества, обеспечением прав участников специальной военной операции и правопорядка в новых субъектах РФ, реализации социально значимых проектов. Приоритетами на 2023 год стали вопросы пресечения правонарушений в сфере госзакупок, распоряжения бюджетными средствами, выделенными для выпуска необходимой военной техники и боевой экипировки, а также вопросы возмещения ущерба, причиненного актами коррупции [3].

В период проведения СВО важно обеспечить не только общественную безопасность и должную обороноспособность страны, но и соблюдение гарантированных прав и свобод граждан, верховенства закона в стране.

Одним из ключевых направлений надзора в текущий период является надзор в социальной сфере и охране условий труда (надзор в сфере промышленной безопасности). В этой сфере прокуратура максимально использует потенциал превентивных мер реагирования. За 2022 год объявлено свыше тысячи предостережений руководителям организаций о недопустимости нарушений трудового законодательства, принимались все необходимые меры для выплаты долгов по заработной плате, в результате которых было выплачено более 17 миллиардов рублей [3].

Что касается охраны условий труда, то особое внимание было направлено на шахты Донбасса, где зафиксирован опасно низкий уровень безопасности: изношенное оборудование, отсутствие современных средств защиты и систем контроля.

Для контроля за ситуацией было принято решение создать в Донбассе специализированную прокуратуру по надзору за исполнением законов в угольной отрасли по примеру аналогичных прокуратур, успешно функционирующих в Коми и Кузбассе.

Как было отмечено выше, пристальное внимание уделяется соблюдению законодательства в социальной сфере, осуществляется контроль над реализацией законодательства по обеспечению детей-сирот жильем, за расходами бюджета, направленными на поддержку семей и детей-льготников.

В прокуратуру поступали многочисленные жалобы на отказы в предоставлении выплат семьям с несовершеннолетними детьми. Целевая проверка прокуратуры выявила ряд нарушений. В результате принятых мер реагирования пересмотрено 140 тысяч незаконных решений об отказе родителям в назначении ежемесячных пособий.

Много примеров прокурорского реагирования по восстановлению прав детей-льготников на лекарственное обеспечение, на средства реабилитации, санаторно-курортное лечение.

В докладе Генерального прокурора были подняты темы соблюдения прав пенсионеров, надзорных проверок в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, на транспорте, вопросы поддержки российской экономики и бизнеса, охраны окружающей среды и рационального природопользования. Также обращено внимание на вопросы борьбы с коррупцией, надзора за оборонно-промышленным комплексом и обеспечения законности в Вооруженных силах.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления прокуратурой систематически выявляются нарушения законодательства, допускаемые региональными органами власти и органами местного самоуправления. Это неприведение местных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством; несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, установленных законом; нарушение сроков рассмотрения обращений граждан; нарушение норм бюджетного законодательства при заполнении и ведении реестра закупок; нарушение требований антикоррупционного законодательства при проведении антикоррупционной экспертизы региональных и муниципальных нормативных правовых актов или их проектов. Приведенный перечень нарушений, с которыми сталкиваются прокуроры при осуществлении надзора за исполнением законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не является исчерпывающим.

Серьезным препятствием эффективности прокурорского надзора является отсутствие налаженного взаимодействия и сотрудничества прокуроров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Достаточно часто прокуроры не информируются о дате и времени заседания законодательного, представительного или исполнительного органа, на котором обсуждаются проекты нормативных правовых актов и акты прокурорского реагирования. Проекты этих правовых актов зачастую направляются в прокуратуру с нарушением установленного срока или не направляются вообще, что исключает возможность их внимательного изучения и вынесения аргументированного заключения. Кроме того, государственные органы субъектов Российской Федерации и муниципальные власти не всегда направляют в прокуратуру копии уже принятых нормативных правовых актов для проверки их соответствия федеральному законодательству, а также не проявляют инициативы привести эти правовые акты в соответствие с федеральным законодательством [4].

Прокуроры отслеживают процессы приведения правовых актов всех уровней государственной и муниципальной власти в соответствие с конституционными нормами и федеральным законодательством. Так, только за 2022 год внесены поправки в 400 тысяч региональных и муниципальных нормативных правовых актов, принято почти 24 тысячи новых актов.

Учитывая проблемы государственного надзора за соблюдением законности, необходимо остановиться на значении термина «законность».

В учебной и академической литературе даются различные определения законности, но чаще всего под законностью понимают строгое и систематическое соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, государственными и негосударственными организациями, гражданами.

В то же время в литературе обращается внимание на то, что законность представляет собой относительно сложное и многогранное явление. Законность может выступать в качестве правового принципа. В этом качестве это могут быть принцип организации и деятельности государственного аппарата, принцип государственного управления, принцип права, принцип применения права, принцип юридической ответственности и др. Кроме того, законность может выступать методом государственного управления обществом, характеризуя легитимность деятельности органов государственной власти и должностных лиц, которая основывается на действующем законодательстве и протекает строго в соответствии с нормами позитивного права.

Содержание термина «законность» в информационной сфере представляет собой определенный политико-правовой режим информационной сферы общественной жизни. Можно также сказать, что законность — определенный порядок, который проявляется в господстве закона, строгого и непоколебимого соблюдения и выполнения правовых норм всеми участниками общественных отношений.

В Указе Президента РФ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» закреплены положения об обеспечении законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях [2].

Контроль над распространением информации в сети Интернет осуществляется различными органами в соответствии с их предметной компетенцией, в частности, органами ФСКН России, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), прокуратуры.

Прокурорский надзор в информационной сфере ежегодно возрастает. Прокуроры осуществляют свои полномочия в рамках правового статуса, установленного процессуальными нормами, с целью предотвращения распространения в сети Интернет информации, связанной с незаконной продажей товаров, работ, услуг; фальсификацией документов; информации, нарушающей интересы детей, и др.

Одной из самых значительных проблем информационной сферы является распространение в сети Интернет запрещенной информации или информации, распространяемой с нарушением исключительных прав.

К информации, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, относятся, например, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних; информация о способах изготовления и использования наркотических средств; информация о способах совершения самоубийства и др. Контроль над распространением информации Интернете направлен на предотвращение распространения владельцами сайтов или страниц сайтов запрещенной информации.

Мониторинг сайтов и страниц сайтов на предмет размещения информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, к экстремистской деятельности, к участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, осуществляют органы прокуратуры. В целях нейтрализации негативного информационного воздействия прокуратура осуществляет блокирование распространения противоправной информации в сети Интернет.

В 2022 году ежедневный интернет-мониторинг позволил выявить публикации противоправного содержания на более чем 180 тысячах интернет-страниц. Все они заблокированы по требованию прокуратуры. Прекращено вещание ряда теле- и радиоканалов, распространяющих откровенные фейки и другую незаконную информацию.

Один из наиболее эффективных инструментов защиты интересов неопределенного круга лиц, а также предупреждения правонарушений во многих областях общественной жизни, который используется прокурорами, — это обращение в суд с требованием о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это необходимо для защиты прав граждан и интересов общества и государства [1]. Выявление соответствующей информации обеспечивается помимо результатов систематического мониторинга информационных и телекоммуникационных сетей, путем рассмотрения поступивших обращений в органы прокуратуры, сигналов органов власти, средств массовой информации и т. п. Поэтому особое внимание следует уделять расширению технологических возможностей по выявлению соответствующей информации, а также обеспечению оперативного информационного взаимодействия с Роскомнадзором.

Всё вышеизложенное позволяет констатировать, что органы прокуратуры РФ ведут масштабную эффективную работу по контролю над соблюдением правопорядка во всех сферах жизни общества. При этом следует отметить, что объем рабочей нагрузки на прокуроров и их помощников при осуществлении всех видов прокурорского надзора ежегодно возрастает, это влечет постоянную смену кадрового состава [7]. Представляется, что штатное расписание прокуратуры следует расширить (например, за счет увеличения количества ставок помощников прокурора). Эта мера позволит снизить объемы рабочей нагрузки, как на помощника прокурора, так и на самих прокуроров.

Прокуратура стала более открытой в своей работе и максимально ориентирована на профилактику, предупреждение и предотвращение незаконной деятельности, и есть конкретные результаты этой работы.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017г. № 203 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
  3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 544 заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Доклад Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению в 2022 году. // URL: http://council.gov.ru/activity/meetings/144337/agenda/ (дата обращения: 30.07.2023).
  4. Британов А. И., Черепанов М. М. О проблемах прокурорского надзора за исполнением законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления // Электронное приложение к российскому юридическому журналу. 2018. № 3. С. 63–71.
  5. Гладышева О. В. Проблемы и вызовы прокурорского надзора в РФ в свете современных изменений в законодательстве // Молодой ученый. 2023. № 22 (469). С. 242–244. URL: https://moluch.ru/archive/469/103367/ (дата обращения: 05.08.2023).
  6. Майоров А. В. Теоретические основы прокурорского надзора за исполнением законов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2020. Т. 5, вып. 1. С. 49–53.
  7. Маринкин Д. Н., Маленьких Ю. В. Актуальные проблемы прокурорского надзора в Российской Федерации // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-prokurorskogo-nadzora-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 26.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, Российская Федерация, информационная сфера, местное самоуправление, акт, государственная власть субъектов, орган, прокуратура, федеральное законодательство, распространение информации.


Похожие статьи

Задать вопрос