Эволюция прав человека на благоприятную окружающую среду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 16.11.2023

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, М. С. Эволюция прав человека на благоприятную окружающую среду / М. С. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 294-297. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107819/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье «Эволюция прав человека на благоприятную окружающую среду» рассматриваются общественные отношения, связанные с областью защиты прав человека на благоприятную окружающую среду. В статье так же представлены мнения различных ученых-юристов по данной теме.

Ключевые слова: конституционные права свобод человека и гражданина, экологические права, благоприятная окружающая среда.

Несомненно, для точного и объективного исследования проблем защиты прав человека на благоприятную окружающую среду, важно учитывать геополитические и исторические особенности становления и развития Российского государства — ведь это огромная территория, а также неравномерная и низкая её заселённость. Что самое необходимое — это многообразие природных ресурсов.

Историческая периодизация, которая определяет характер становления и развития правовых норм, связанных с защитой окружающей среды, а также определение прав человека на благоприятную окружающую среду, соответственно, на проживание в такой среде, помогает рассмотреть и сравнить каждый этап становления данного института.

Вплоть до 1017 года включительно отсутствовало писанное право, которое было бы сопряжено с защитой прав граждан на благоприятную природную среду. Но стоит отметить, что существовало запрещение на конкретные действия, которые были направлены на природные компоненты, например, вырубка лесов, охота. Этот запрет объясняется тем, что природные компоненты находились на священных территориях. Это говорит о религиозной направленности норм того времени.

С момента принятия «Русской Правды», самого древнейшего русского правового кодекса, который является основным письменным источником русского права, и вплоть до девятнадцатого века начали появляться первые нормативно правовые акты. Бали инициированы положения об обороне и защите государственной, общественной, а также личной собственности, к ним можно отнести леса и реки, которые населяют животные и рыбы. В Пространной правде, ст. 69, предусматривался штраф в двенадцать гривен за кражу бобра. Интересно, что за убийство крепостного крестьянина предусматривалась аналогичная санкция. Ко второй половине семнадцатого столетия существовало приблизительно двадцать законов, сопряжённых с охраной природы, но они, как правило, носили экономические критерии. В основном, они были ориентированы на защиту общегосударственной и индивидуальной собственности, на защиту лесов и дикой природы, например, от браконьерства.

В 1719 году начинают приниматься нормы о борьбе с загрязнением городских рек и водоёмов. Также Петр I указывает в документе о том, что нельзя рубить деревья именно тех размеров и пород, которые возможны в использовании строительства кораблей.

В 1720 г. Пётр I подписал указ «О наказании за порубку заповедных лесов», в котором говорилось о порубщиках, где несмотря на все их оправдания, наказывали очень строго.

В том же году был принят указ «О бытии всем заповедным лесам в Санкт-Петербурге, Новгородской и Луцкой провинциях в полном ведении Адмиралтейской коллегии, об их описании и об межевании оных и о предостережении от порубки»1. В основном указ касался тех лесов, которые выступали особенными для петербургских верфей. Также содержится уточнение, чтобы описание заповедных лесов на определённой территории были проверены и установлены. Акт довольно подробно указывает породы деревьев, способы их охраны, способы оповещения населения о запрете вырубки данных лесов2.

Важным документом, по нашему мнению, в становлении права на благоприятную окружающую среду в России является принятый в 1763 году Закон «О неловлении и нестрелянии никому зверей и птиц с 1 марта до 29 июня». Указанный нормативно-правовой акт, несёт в себе прогрессивную мысль остановки охотничьего промысла зверей в период размножения. Увы, поскольку надзор за осуществлением данного закона отсутствовал, он совсем не действовал на практике.

В 1803 году принятый закон № 20881 был обращён к полицейским. В нём указывались способы охраны окружающей среды в городах, моменты, на которые нужно обращать полиции пристальное внимание полиции.

В 1864 году был принят судебный устав, включающий в себя список мероприятий, призванных предотвратить негативное воздействие на окружающую природную среду и установить санкции за нарушения. Полномочиями по наложению таких санкции обладали мировые судьи.

Например:

— сброс в водные источники камней, песок и тому подобное — засорение водоёмов;

— порча воды в местах, где она берётся для личных нужд;

— отвод сточных труб в водные источники;

— сброс нечистот, мусора, а также устройство скотомогильников не в предназначенных для этого местах. Пристальное внимание в данном уставе уделялось безопасности лесных ресурсов. За разведение огня и неосторожное обращение с ним вблизи от лесных массивов предусматривалось наказание. В ст. 95 устава было установлено наказание даже за курение в лесах в пожароопасное время.

Положение о размещении и устройстве частных заводов и других заведений в Санкт-Петербурге было принято в 1833 году. Благодаря принятию данного акта, началось развитие системы регулирования степени допустимости загрязнения окружающей среды, вызванного деятельностью промышленных предприятий. Положении было четко указано, что вредные газы, выделяющиеся в процессе промышленных работ, должны быть эффективно устранены — поглощены или сожжены. Устанавливались три категории предприятий по количеству выбросов вредного воздействия в атмосферный воздух и окружающую среду. Третья категория включала предприятия с высокими выбросами, которые могли оказывать значительное негативное воздействие на окружающую среду.

В начале двадцатого века начали появляться первые заповедники, принадлежащие как государству, так и частным лицам. В Волынской губернии был создан один из крупных заповедников, который располагался на землях графа Потоцкого и площадь его была более семи тысяч десятин земли.

В 1903 году было принято Уголовное Уложение Российской империи, в котором устанавливалось наказание за нерациональное, наносящее вред минеральным источникам, эксплуатацию месторождений природных ископаемых и природных ресурсов, принося этим вред интересам общества и государства.

До 1917 года продолжают приниматься новые нормативно правовые акты, обеспечивающие защиту природных объектов от разнообразного разграбления и защиту от вредного воздействия, непосредственно, окружающую среду. В основном, такая защита направлена на сохранение здоровья городского населения, особенно в условиях увеличения численности жителей и развития индустриального производства, но кроме этого, нормы ориентированы на защиту природных компонентов и установление конкретных зон с целью сбора мусора и так далее.

Следующий этап длится с 1917 по 1961 год. Нормативно-правовые акты, которые были приняты в это время, содержали цель по защите экономических отношений государства. Начинает зарождаться использование природоохранных и природосберегающих технологий для регулирования защиты компонентов природной среды, в том числе той среды, где человек живёт и трудится.

Интересно, что в Конституции РСФСР 1918 года и Конституции СССР 1924 года права человека на благоприятную окружающую среду не содержались ни как право, ни как обязанность.

Непосредственно, в период с 1961 по 1991 год, был принят первый Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». Нормы, установленные в данном законе, получили и последующее развитие в действующих нормативно-правовых актах, например, такие как: обязательность проведения предварительной природоохранной экспертизы проектов крупнейших промышленных объектов; государственная охрана объектов природы и необходимости рачительного использования природных ресурсов.

В Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года нашли своё отражение первые в истории государства нормы, благодаря этой норме были заложены основы экологических правоотношений в виде базы для правового регулирования естественных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Принятию Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» в 1988 году способствовали многочисленные крупнейшие экологические катастрофы (взрыв на Чернобыльской АЭС, уничтожение Аральского моря, проект поворота сибирских и северных рек на юг). Законодательная и исполнительная власть государства должна была в необходимом порядке решить установленные в законодательстве задаче определёнными способами. Способы включали в себя:

— создание независимого и самостоятельного органа в области природоохранного контроля и управления;

— принятие закона об охране естественной природной среды;

— обеспечение открытости и доступности экологических данных о состоянии природной среды;

— формирование института, осуществляющего экологическую экспертизу.

В промежуток, с 1991 и по настоящий момент, происходило фундаментальное преобразование обстоятельств регулирования взаимоотношений в сфере взаимодействия человека с природой, а также определил задачи деятельности Российской Федерации в природоохранной области. Государственный Комитет по охране природы был основан в 1991 году и был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Эти события стали фундаментом для развития российского экологического законодательства, экологических отношений в новых условиях развития общества и государства.

В 2002 году вступил новый закон «Об охране окружающей среды». Согласно этому закону благоприятная окружающая среда представляет собой ту окружающую среду, «качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов».

Федеральный закон ориентирован на формирование государственной политики в области охраны окружающей среды, сохранение среды, обеспечение экологической безопасности, укрепление правопорядка. По нашему мнению, закон содержит основные критерии охраны окружающей среды: права и обязанности граждан и организаций, экологическое нормирование, мониторинг, надзор (государственный и общественный), ответственность за нарушение действующего законодательства.

Т. Ю. Сорокина в своём диссертационном исследовании утверждает, что данная тема требует тщательного изучения и продолжает оставаться актуальной. Ею отмечается, что» конституционное право на благоприятную окружающую среду в нашей стране не реализуется и повсеместно нарушается» 3.

М. М. Бринчук отмечает, что нормативно-правовые акты, которые кодифицируются в России по смыслу противоречат действующей Конституции государства. И практически на высоком уровне происходят нарушения норм экологического законодательства4.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в ста тридцати шести городах России можно наблюдать повышенный и крайне высокий уровень загрязнения атмосферы. Также, данные исследований Всемирной организации здравоохранения, говорят о то, что в 2004 г. от загрязнения окружающей среды в России умерли четыреста девятьсот три тысячи человек. Автор считает, что «повсеместное нарушение основополагающего экологического права негативно отражается не только на здоровье и жизни граждан, но и на их благосостоянии». С данным суждением стоит согласиться.

Можно сделать вывод, что формирование в Российской Федерации подобного правового института как защита прав человека на благоприятную окружающую среду миновала долгий и тернистый путь. Начиная с 1018 года и по настоящее время законодательство постоянно развивалось, и совершенствовалось.

Экологическими правами человека являются признанные юридически и законодательно закрепленные права человека и гражданина в области взаимодействия между обществом и окружающей средой для удовлетворения личных нужд и при этом не ставящие под опасность удовлетворение нужд будущих поколений. Невзирая на широкую теоретическую исследованность данного института, вопрос о происхождении правового характера и содержании данных прав, без исключения, по-прежнему остается открытым5.

На данный момент дефиниция «экологические права граждан» отсутствует и в европейском законодательстве. Она упоминается в лишь в некоторых институтах окружающей среды и представляют собой совокупность норм, которая включает в себя, в том числе, основное право — благоприятная окружающая среда и второстепенные — частные (возмещение причинённого экологическим правонарушением вреда) и публичные (судебная защита от деятельности экологических нарушителей).

М. Н. Копылов и А. М. Солнцев пришли к выводу, что действующие права, если они соблюдаются безоговорочно, будут настолько эффективны, что создание новых норм будет излишним — это в лучшем случае, а в худшем — контрпродуктивным.

Анализируя эволюцию прав человека на благоприятную окружающую среду, стоит сделать вывод о том, что Российской Федерации понадобились долгие годы на становление и укрепление данного института. В основном, раннее законодательство до XIX века включала себя ограничительные меры по совершению каких-либо противоправных действий в отношении природных ресурсов государства в общей форме (вырубка и поджог деревьев, охота в неположенных местах, кража и убийство животных и т. д.). Но какого-либо конкретного нормативно-правового акта, который бы содержал всю совокупность таких противоправных действий не существовало.

Одним из основных, на наш взгляд, документом, который явно отражает эволюцию экологических прав — это Положение о размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и других заведений в Санкт-Петербурге 1833 года. Это положение послужило толчком к началу регулирования степени допустимости загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями. Вплоть до 1917 года в основном принимались те законодательные акты, которые гарантировали защиту природных естественных богатств от расхищения и защиту окружающей среды от вредоносного влияния. Обеспечивались нормы, которые были направлены на защиту лесных массивов, атмосферы, водных ресурсов. Также были приняты санитарные нормы, обеспечивающие рациональное использование отходов и загрязняющих веществ6. На тот момент, принятие санитарных норм было очень актуальным и важным решением, так как стало развиваться промышленное производство, транспортная инфраструктура, начался рост населения. Стоит сказать, что именно в этот период началось определение особых мест для сбора мусора.

В советский период началось зарождение технологий природосберегающего и природоохранного характера. В большинстве, законодательство данного периода была направлена на обеспечение защиты экономических интересов государства.

С началом важного этапа развития института прав человека на благоприятную окружающую среду была принята Конституции Российской Федерации в 1993 году, где данное право неукоснительно закрепилось. В последующем развитии законодательства, федеральные и региональные нормативно-правовые акты стали включать в себя комплекс прав граждан на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды 7.

Основной вопрос, который остается нераскрытым — почему на международном уровне, и, следовательно, в Российской Федерации, до сих не общепризнана данная дефиниция. Ведь если утвердить термин «право на благоприятную окружающую среду» официально, то будет устранён самый важный и главный пробел мирового законодательства. Решение такой проблемы поможет окончательно закрепить данное право за человеком как естественное, неотчуждаемое и абсолютное 8. По мнению А. А. Третьяковой, понятие «экологические права человека» тоже отсутствует в европейском законодательстве 3. О данных правах упоминается лишь в различных институтах права окружающей среды, и представляют собой комплекс прав.

По нашему мнению, будет целесообразно хотя бы в теории экологического права определить дефиницию «экологические права человека» как совокупность закрепленных в международных актах, Конституции Российской Федерации, специальном экологическом, смежном с ним законодательстве прав индивида, то есть человека и гражданина, которые реализуются в процессе взаимодействия с окружающей средой, в том числе обеспечивают удовлетворение его первоначальных нужд в данной сфере.

А дифференциация экологических прав представляет собой способ обеспечения индивидуальных экологических интересов человека, а также, выступает механизмом, который направлен на сохранение и восстановление естественной природной среды в виде публичного блага.

Литература:

  1. Законодательство Петра I / Клеандрова В. М., Колобов Б. В., Кутьина Г. А., Новицкая Т. Е., Под ред. Новицкой Т. Е., Преображенского А. А. — М.: Юрид. лит., 1997. — С. 120.
  2. Боголюбов С. А. Экологическое право. — 6-е изд. — М.: Юрайт, 2018. — С. 70.
  3. Третьякова А. А. Экологические права граждан в государствах — членах Европейского Союза: основные подходы. Общее и особенное. // Современное экологическое право в России и за рубежом. — 2001. — С. 37.
  4. Бринчук М. М. Право на благоприятную окружающую среду как фактор национальной безопасности // Астраханский вестник экологического образования. — 2014. — № 1 (27). — С. 5.
  5. Велиева Д. С. Конституционно-правовые основы экологической безопасности в Российской Федерации: дис. д-р юрид. наук. — Саратов, 2011. — С. 12.
  6. Тонков Е. Е. Международно-правовые основания формирования в России системы экологической безопасности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2015. — № 2. — С. 129–135.
  7. Петров В. В. Экологическое право России. — М.: БЕК, 1995. — С. 105.
  8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 10000 слов, терминов и выражений. — М.: Мир и Образование. — 2017. — 2003 с.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, благоприятная окружающая среда, Российская Федерация, защита, акт, охрана природы, Россия, РСФСР, Санкт-Петербург, вредное воздействие.


Ключевые слова

благоприятная окружающая среда, экологические права, конституционные права свобод человека и гражданина

Похожие статьи

Задать вопрос