История развития общественных советов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 16.11.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Подоляк, И. О. История развития общественных советов в Российской Федерации / И. О. Подоляк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107806/ (дата обращения: 08.05.2024).



Статья посвящена анализу становления института общественных советов в Российской Федерации. В указанной статье автором исследована роль Советского общественного контроля при становлении современного института общественных советов в Российской Федерации.

Ключевые слова: народный контроль, общественные советы, органы исполнительной власти Российской Федерации.

Как известно, первое упоминание о Советах в принципе появилось в 1905 году. В указанный год Советы представляли из себя самоорганизованные органы власти рабочих, которые фактически осуществляли полномочия представителей органов власти. При этом сочетали в себе черты общественных организаций и органов власти.

Вместе с тем, Советы имели полномочия выполнять ряд функций: контрольные (непосредственно или через создаваемые органы) и исполнительно-распорядительные [1].

В то время Советы просуществовали лишь два года, в 1907 году они исчезли. После чего возникли повторно уже в 1917 году.

Владимир Ильич верил, что Советы и есть, наконец, та сама диктатура пролетариата: он верил, когда народ начнет производить такой контроль самостоятельно, тогда народный контроль станет действительно универсальным и всеобщим [2, с. 600].

После прихода большевиков Советы стали децентрализованными и второстепенными, денежных средств на них не выделялось. На разных уровнях государственной власти падала роль советских съездов и конференций.

Однако в силу особенностей развития экономики в СССР, а также в силу участия рабочих в управлении производством произошло становление народного контроля в понимании как способа укрепления финансовой и трудовой дисциплины.

В 1919 году был принят первый важный нормативно-правовой акт, который регулировал основы осуществления государственного контроля Декрет ВЦИК от 12.04.1919 «О государственном контроле» [3].

В 1920 году на базе Декрета, принятого в 1919 году, была учреждена Рабоче-Крестьянская Инспекция, которая фактически являлась органом государственного социалистического контроля с активным участим в государственном управлении рабочих и крестьян [4].

В феврале 1934 года Иосиф Сталин заявил, что созданная Рабоче — Крестьянская Инспекция российскому государству не нужна, в связи с чем Инспекция в этот же год была ликвидирована.

Таким образом, с 1934 года народный контроль был заменен на контроль партийный, то есть фактически народный контроль в СССР перестал существовать.

После войны Союз Советских Социалистических Республик поставил перед экономикой актуальные задачи: восстановление разрушенного хозяйства, повышение эффективности работы органов власти, усиление контроля за расходованием бюджетных средств Союза.

В связи с чем, в 1957 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Комиссии советского контроля Совета Министров СССР», в котором прослеживалось возрождение института народного контроля [7].

Фактически указанный документ «возродил» в Российском государстве народный контроль, спустя более двадцать лет.

В 1961 году стали образовываться общественные советы при областных и краевых группах, в состав которых входили представители советских, профсоюзных, комсомольских организаций и передовики производства.

В 1965 году был принят Закон «Об органах народного контроля в СССР», которым утверждена структура его органов [6].

Кроме того, из принятого Закона следовало, что правовой статус органов народного контроля будут регулироваться отдельным нормативным правовым актом, который в последующем будет утвержден Советом Министров СССР.

Следует отметить, что правовой статус органов народного контроля был утвержден только через три года — в 1968 году. Три года принятый 09.12.1965 Закон был фактически декоративным и не доработанным.

Принятие Положения в 1968 году наконец-то укрепило правовой статус органов народного контроля, были расширены его задачи — теперь народный контроль стал наблюдать за соблюдением должностными лицами законодательства при взаимодействии с гражданами [8].

В 1977 году народный контроль был закреплен на конституционном уровне — в Конституции СССР появились впервые нормы, в которых регулировался народный контроль [9].

Закрепление народного контроля в Конституции СССР определяло развитие социалистической демократии советского общества, поскольку в ней содержалась конституционного — правовая характеристика данного института: определялся правовой статус, правовая природа, сфера деятельности и основные функции.

В 1979 году принятый в 1965 году закон был заменен на Закон «О народном контроле в СССР», в котором, в соответствии с принятой Конституцией, были раскрыты принципы его деятельности, сущность, система, порядок образования, функции и полномочия его органов [5].

Институт народного контроля просуществовал до 1990 года и был 16 июня был ликвидирован в связи с прекращением политической системы Советского Союза.

Вместе с тем в период реформ руководство страны приходит к выводу о необходимости общих целей и идей с гражданами государства. По мнению руководства, необходимо чтобы общество одобряло решения страны.

В связи с чем, с учетом исторического опыта, с целью общественного примирения, взаимодействия общества с государством, а также согласования принимаемых руководством страны решений, первым Президентом Российской Федерации в 1993 году принимается решение о создании Общественной палаты.

Поскольку данный институт оказался довольно успешным, с 1994 года стали создавать Общественные палаты в субъектах Российской Федерации.

После событий в Беслане В. В. Путиным проявлена инициатива в создании Общественной палаты на федеральном уровне, после чего, в 2005 году, был принят Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» [10].

Можно констатировать, что этот закон является первым в Российской Федерации, который законодательно закрепил общественный контроль.

Названный закон определял, что Общественная Палата осуществляет мониторинг за деятельностью государственных органов, осуществляет экспертизу принимаемых нормативных правовых актов.

При осуществлении данных полномочий Палата должна была обеспечить взаимодействие общественных институтов и граждан с органами государственной власти, а также способствовать учету интересов и потребностей населения страны.

Целями и задачами такого института являлось привлечение граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению деятельности государственных органов.

Названный закон закрепил важную для нас норму, устанавливающую участие членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

Упомянутое участие выглядит следующим образом: в адрес руководителя органа исполнительной власти Общественная палата направляет предложение о создании общественного совета при таком органе.

В таком предложении указывается причина, которая послужила основанием для проявления такой инициативы.

Затем руководителем органа исполнительной власти рассматривается полученная из Общественной палаты инициатива и принимает соответствующее решение.

В нем указывается причина, побудившая Общественную палату обратиться в федеральный орган исполнительной власти, цели сотрудничества, планы работы, а также предполагаемые результаты и сроки их достижения.

Порядок создания общественных советов при федеральных органах исполнительной власти разграничивается по двум критериям в зависимости от того, в чьем ведении находится федеральный орган исполнительной власти: Президента РФ или Правительства РФ.

Первым нормативно-правовым актом, который упоминает общественный совет в Российской Федерации, становится Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации» [11].

В последующем принимается Указом Президента РФ от 4 августа 2006 № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» [12].

Исходя из проведенного анализа следует, что на разных этапах истории России преобладали различные формы контроля: государственный, партийный, общественный.

Сочетание и взаимопроникновение вышеуказанных контролей привели к формированию современного общественного контроля, объединяющего в себе все указанные формы и обладающего властными полномочиями, основанный на фундаменте демократии.

Литература:

  1. К. Е. Балдин, А. М. Семененко. Иваново-Вознесенск. Из прошлого в будущее. — 248 с. — Иваново: Епишева О. В., 2011. — с. 57–62.
  2. В. И. Ленин Полн. собр. соч.: в 55 т. 5-е изд. М.: Госполитиздат, 1958–1965. Т. 35. 600 с.
  3. О государственном контроле: Декрет ВЦИК от 12.04.1919 [Электронный ресурс]:https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=6418#o7cjavTKMD4U63cr (дата обращения 14.11.2023)
  4. О Рабоче — Крестьянской Инспекции: Декрет ВЦИК от 08.02.1920 //
  5. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943. стр. 123–125.
  6. О народном контроле в СССР: Закон СССР от 30.11.1979 № 1159-X [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=44514#1qToavTVuD8sYXS6 (дата обращения 14.11.2023)
  7. Об органах народного контроля в СССР: Закон СССР от 09.12.1965 № 4224-VI [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=17829#X4NmavTPpiWu62IY (дата обращения 14.11.2023)
  8. Об образовании Комиссии советского контроля Совета Министров СССР: Указ Президиума ВС СССР от 23.08.1957 [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=48963#iDtlavTKT8JFXEo4 (дата обращения 14.11.2023)
  9. Положение об органах народного контроля в СССР: Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.12.1968 № 1020 [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=17477#0uBnavTFHMn0yaKN (дата обращения 14.11.2023)
  10. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.
  11. Об Общественной палате Российской Федерации: федер. закон от 04.04.2005 № 32 (ред. от 05.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 15, ст. 1277; 2017. № 50 (ч. 3), ст. 7545.
  12. О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 481 [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/188462/ (дата обращения 14.11.2023)
  13. О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам: Указ Президента РФ от 4 августа 2006 № 842 [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/12148772/ (дата обращения 14.11.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): народный контроль, Российская Федерация, Общественная палата, исполнительная власть, орган, совет, СССР, порядок образования, правовой статус органов, Российское государство.


Похожие статьи

Задать вопрос