Правовое регулирование международных автомобильных перевозок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 17.11.2023

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Бледных, В. А. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок / В. А. Бледных, А. А. Чульдум. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 181-182. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107762/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье исследуется правовое регулирование международных автомобильных перевозок. Статья затрагивает положительные стороны международных автомобильных перевозок, вопросы ответственности перевозчика, размера ущерба, и другие аспекты, регулируемые конвенциями.

Ключевые слова: правовое регулирование, международные автомобильные перевозки, Конвенция МДП, перевозка, груз.

Прежде чем мы начнем раскрывать выбранную нами тему, обозначим понятие «международная автомобильная перевозка».

Международная автомобильная перевозка — это процесс перевозки товаров и (или) пассажиров между двумя или более странами, когда груз или пассажир перемещаются или транспортируются за границу в соответствии с договором перевозки.

На сегодняшний день быстрая и качественная перевозка грузов просто необходима [7].

Огромное количество граждан уверенно используют автомобильный транспорт, ставший для всех проверенным и удобным видом транспорта.

Иванова Т. А. в одной из своих работ указала положительные признаки международных автомобильных перевозок: «Достаточное количество транспортных организаций предоставляют услуги автомобильных перевозок в международном сообщении. Для автомобильного транспорта при осуществлении внешнеторговых перевозок характерны определенные преимущества по сравнению с другими видами транспорта: выполнение в сжатые сроки и систематическая доставка. Груз может перевозиться без упаковки, или упаковка требуется в меньших объемах» [6, с. 70].

Переходя к правовому регулированию договора международных автомобильных перевозок выделим основную его особенность — все основные вопросы по данному договору регулируются конвенциями, содержащими в себе унифицированные нормы, помогающие определить все моменты и условия договора, и обладают как двусторонним характером, так и многосторонним.

Основополагающим нормативным актом, закрепляющим правила, регулирующие отношения в сфере международных автомобильных перевозок, является Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года.

Благодаря Конвенции можно решить такие вопросы, как расположение доставочных пунктов на территории каждой страны и определить стран участников. 30 июня 2023 года Правительство Российской Федерации вынесло Постановление.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2023 г. № 1078 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» до 30 декабря 2023 был продлен запрет на международные автомобильные перевозки ряда грузов по территории России транспортными средствами недружественных государств, а также введен запрет на перевозки по территории России польскими транспортными средствами [3].

Между тем, для критически важных товаров (лекарственные средства, медицинские изделия, и другие ) сделаны исключения. Важным стоит уточнить, что к дружественным и нейтральным странам на 2023 год относятся Китай, Аргентина, Египет, Индия, Марокко, Молдова, Перу, Тунис и др.

Страны, признанные недружественными, официально закреплены в Распоряжении Правительства РФ от 5 марта 2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» [4].

К ним относятся: Украина, Австралия, Канада, Сингапур, Исландия и др.

Очевидно, что возможно, что и отправитель груза, и перевозчик являются российскими лицами, но перевозка должна осуществляться за пределами территории Российской Федерации. В этом случае отношения будут регулироваться международной конвенцией, в свою очередь, российское законодательство будет применяться опосредованно, в той части, которая не противоречит положениям Конвенции [6, с. 70].

Конвенция содержит статьи, регулирующие:

— пределы ответственности перевозчика (ст. 23);

— ответственность перевозчика за груз (ст. 17);

— определение размера ущерба за потерю или повреждение груза.

Следующим нормативно-правовым актом, регулирующим международные автомобильные перевозки, является Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» [2]. Если говорить конкретнее, то данный закон регулирует отношения сторон, возникающие при выполнении международных автомобильных перевозок.

Нельзя не упомянуть гл. 40 «Перевозка» Гражданского кодекса Российской Федерации [1], регулирующую перевозку грузов по самым общим правилам, а также гл. 41 «Транспортная экспедиция», применяющаяся для регулирования договора транспортной экспедиции.

Особое внимание также следует уделить: Таможенной конвенции о международной перевозки грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Женева, 14 ноября 1975 г.) и Международной конвенции о согласовании условий контроля грузов на границах (Женева, 21 октября 1982 г.).

Конвенция МДП была заключена с целью унификации таможенных процедур и упрощения процедуры выдачи разрешений на международные перевозки грузов.

В соответствии с положениями Конвенции МДП, «гарантийное объединение», являющееся членом Международного союза автомобильного транспорта, берет на себя ответственность за нарушение условий перевозки грузов с использованием книжки МДП, которое обязано оплатить все таможенные пошлины и сборы, причитающиеся в случае нарушения режима предусмотрено Конвенцией МДП.

В Российской Федерации таким гарантийным объединением является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) [5, с. 99].

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // Российская газета. № 146. 4 авг.
  3. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2023 г. № 1078 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. 2023.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2022 № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» // Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 11. — Ст. 1748.
  5. Абарышев В. А., Кожевникова А. И. Правовое регулирование договора международной перевозки автомобильным транспортом // Вестник науки. 2022. № 6 (51). С. 95–101.
  6. Иванова Т. А. Некоторые вопросы ответственности автоперевозчика по договору международной перевозки грузов // Вопросы российского и международного права. 2021. Том 11. № 2А. С. 69–75.
  7. Миличенкова Ю. В. Автомобильные перевозки как часть жизни обществ // Молодой ученый. 2019. № 37 (275). С. 173–175.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, перевозка, автомобильный транспорт, Конвенция, Женева, Международная конвенция, международная перевозка грузов, ответственность перевозчика, положение Конвенции, правовое регулирование.


Ключевые слова

правовое регулирование, перевозка, груз, международные автомобильные перевозки, Конвенция МДП

Похожие статьи

Задать вопрос