Игра как средство речевого развития дошкольников с задержкой речевого развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 20.11.2023

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Зайцева, О. В. Игра как средство речевого развития дошкольников с задержкой речевого развития / О. В. Зайцева, А. Г. Дусаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107754/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье авторы раскрывают возможности использования игры как средства речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

Ключевые слова: речевое развитие, дошкольный возраст, речевое развитие детей, игра, ребенок, развитие речи.

Освоение родного языка, развитие речи является одним из самых важных приобретений дошкольника и рассматривается в современной системе дошкольного образования как общая основа воспитательно-образовательного процесса и обучения детей. Развитие сознания ребенка, совершенствование процесса познания мира, а также развитие его личности напрямую зависит от речевого развития. Родной язык — средство получения знаний, изучения школьных предметов в последующем образовании. Л. С. Выготский, изучавший процессы мышления и речи, сделал следующий вывод: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [1].

Главной целью деятельности по развитию речи дошкольников является формирование у них навыков устной речи и речевого общения с другими людьми на основе овладения русским литературным языком. В методике развития речи детей дошкольного возраста выделяются основные задачи: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи. Они же могут рассматриваться и как показатели речевого развития.

В последние годы наблюдается неблагоприятная тенденция — растет число детей с задержкой речевого развития. Минздрав РФ утверждает, что проблемы с формированием речи существуют у 30 % детей до 3 лет, у каждого четвертого ребенка дошкольника и у 15 % школьников. Диагноз задержка речевого развития ставят каждому десятому ребенку, мальчикам в 4 раза чаще девочек. Задержка речевого развития — это широкий медико-психологический диагноз, который обусловлен физиологическими, психологическими, личностными особенностями и требует коррекции, как психологической, так и педагогической. Используется он, как правило, для характеристики отклонения от нормы развития речи, когда тип нарушения не установлен.

Наиболее актуальным в современной дошкольной педагогике остается вопрос поиска эффективных средств речевого развития дошкольников с задержкой речевого развития. На наш взгляд, таким средством является игра. Игра — ведущая деятельность ребенка-дошкольника.

Для развития речи используются различные виды игр: подвижные, игры-драматизации, дидактические. В разной степени они положительно влияют на расширение активного словаря, развитие речевой активности и звуковой культуры речи, на формирование эстетического вкуса и интереса к художественному слову и художественно-речевой деятельности [2].

Эффективность игры как средства речевого развития детей с ЗРР была подтверждена экспериментально в ходе исследования, осуществленного на базе СП Детский сад «Семицветик» ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный м. р. Волжский, Самарской области. Авторами статьи было проведено обследование уровня речевого развития 10 детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. У некоторых детей были различные травмы, асфиксия, нарушения моторного развитие. Изучение медицинских и речевых карт детей, наблюдения за ними дали возможность составить психолого-педагогическую характеристику: практически у всех отмечалась недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, недостаточная точность зрительного восприятия, нарушение формирования пространственных представлений, неустойчивость и сужения объема слуховой, реже зрительной памяти; повышенная утомляемость и истощаемость; затруднение в переключении с одного вида деятельности на другой, с одной стратегии мышления на другую. В ходе обследования речи дошкольников с помощью комплекса методик, предложенных О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной [3], мы установили, что у детей с ЗРР уровень развития речи низкий и ниже низкого по всем показателям, что свидетельствовало о необходимости разработки и реализации системы речевого развития детей с ЗРР средствами игры.

Такая система была разработана на основе работ А. П. Усовой, О. С. Ушаковой и других и апробирована. Она предполагала три направления: работу с детьми, работу с родителями, а также работу со специалистами ДОО.

Цель направления работы с детьми — стимулировать речевое развитие речи дошкольников с ЗРР средствами игры. Работа с детьми в рамках кружка «Речецветик» предполагала проведение с дошкольниками игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи. Важное значение имело создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. Использовалось следующее оборудование: дидактический стол, центр «Песок — вода», игровые двигательные модули, уголок продуктивной деятельности, зона активности, книжный уголок, театральный уголок, сенсорно — речевой центр «Речевичок».

«Игротека» предполагала проведение игровых упражнений («Проговори», «Назови предметы», «Четвертый лишний», «Накажи непослушный язычок», «Качели», «Угадай игрушку», «Кто интереснее придумает», «Скажи какой?», «Скажи наоборот», «Скажи, чего не стало?», «Назови деток», «Рассмотри картинку и ответь на вопросы», «Измени по образцу», «Кто лучше придумает», «Опиши, что нарисовано на картинке», «Поиграем со сказкой», «Что перепутал Незнайка», «Договори», «Будь внимателен», «Послушай и назови»), а также игр. В своей работе с детьми использовали: игры с предметами, игры с крупами, игры с различным природным и бросовым материалом, игры с песком и водой в центре «Песок-вода», игры-имитации речи и движений, музыкальные игры с использованием детских музыкальных инструментов, игры с мячом. Перед началом игры проводилась подготовка помещения и игрового пространства, подробно проговаривались игровые правила. Важно для развития речи также развивать мелкую моторику. Для этого с детьми проводились различные пальчиковые игры, которые были подобраны по лексическим темам, а также подвижные игры с речевым сопровождением, в которых дети учились отчетливо произносить звуки, слова и фразы.

Работа с детьми осуществлялась как в мини-группах (по 3–5 человек), так и индивидуально. Кроме того, для закрепления проведенной в ДОО работы по развитию всех сторон речи детей с ЗРР предлагали родителям выполнять с детьми игровые упражнения и игры дома. Так осуществлялась преемственность в работе детского сада и семьи в данном направлении развития детей.

Работа с родителями была организована в различных формах взаимодействия, а именно родительское собрание на тему «Особенности развития речи детей с ЗРР», выставка книг и методических пособий «В помощь родителям», групповые консультации «Значении игры в развитии речи ребенка с ЗРР», «Игры для развития дыхания, темпа и ритма речи», «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей с ЗРР», семинар-практикум «Значение подражания для развития речевых навыков детей с ЗРР». Работа с родителями позволила сформировать у них адекватные представления об особенностях речевого развития их детей, повысить их информационную и педагогическую культуру в вопросах использования игры как средства речевого развития.

Для педагогов-воспитателей была разработана программа круглого стола «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста с ЗРР», в рамках которого обсуждались вопросы о роли игры как ведущей деятельности в общем и речевом развитии детей дошкольного возраста, об условиях развития фонематического слуха в дошкольном возрасте, а также эффективных средствах речевого развития детей дошкольного возраста. Для педагогов были разработаны консультации по темам «Психолого-педагогические особенности речевого развития детей с ЗРР» и «Дышим легко — говорим правильно», а также программы семинаров-практикумов «Развитие связной речи дошкольников с ЗРР методом наглядного моделирования», «Нейропсихологические игры с мячом для детей с ЗРР», «Дидактические игры для развития связной речи детей дошкольного возраста с ЗРР».

Повторное обследование речи старших дошкольников с ЗРР показало, что по всем показателям уровень речевого развития у них повысился, что позволило нам подтвердить эффективность разработанной системы речевого развития детей дошкольного возраста с ЗРР средствами игры. Разработанная нами программа речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития средствами игры может использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — С. 283–299.
  2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — 3-е изд. — М.: Академия, 2000. — 400 c.
  3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Владос, 2013. — 287 c.
Основные термины (генерируются автоматически): речевое развитие, дошкольный возраст, речевое развитие детей, игра, развитие речи, ребенок, средство игры, работа, развитие, детский сад.


Похожие статьи

Задать вопрос