Мониторинг среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.11.2023

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Пикина, О. З. Мониторинг среднего профессионального образования / О. З. Пикина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107746/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматривается состояние процессов среднего профессионального образования. Отдельное внимание уделяется научному поиску методов и способов эффективного анализа качества оказания образовательных услуг в учебных заведениях, реализующих программы среднего профессионального образования. По итогам рассмотрения темы автором предложены научные рекомендации по решению проблемы своевременной оценки состояния качественного оказания образовательных услуг в сфере среднего профессионального образования.

Ключевые слова: мониторинг, образование, СПО, среднее образование, профессиональное образование, инновации, методы, способы, анализ.

Введение

Актуальность. На современном этапе развития общественных отношений одним из элементов, составляющих основу хозяйственной деятельности предприятий и организаций, является кадровое обеспечение [2].

Соответственно, эффективное развитие экономики без надлежащего кадрового обеспечения невозможно. Для поддержания и развития экономики государством уделяется беспрецедентное внимание по поддержке сферы образования, где особое внимание отводится среднему профессиональному образованию.

В частности, из Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 г. подчеркивается, что существующие отдельные проблемы в сфере образования должны системно решаться и автоматизироваться при помощи цифровых технологий [2].

Существующий объем учебных заведений на территории Российской Федерации осуществляющих реализацию средних профессиональных программ по образованию (рис. 1–2), обуславливает запрос административных органов власти на поиск наукой эффективных и автоматизированных инструментов мониторинга, которые позволяют собирать, систематизировать и анализировать необходимую информацию с целью выявления проблемных аспектов деятельности учебных заведений.

Реализация программ среднего профессионального образования [5]

Рис. 1. Реализация программ среднего профессионального образования [5]

Профиль среднего профессионального образования в цифрах [5]

Рис. 2. Профиль среднего профессионального образования в цифрах [5]

Основная часть

В современных научных трудах отсутствует единый подход ученых к процедуре выстраивания и определения методологии мониторинга образования в учебном заведении с целью выявления проблемных аспектов.

Однако большинством ученых выделяется основные общетеоретические задачи мониторинга:

— организация и проведение исследований по сбору, систематизации и обработке актуальной информации по различным критериям в образовательном учреждении;

— разработка технического и программного обеспечения для целей обеспечения процедуры мониторинга;

— разработка и последующее принятие методических рекомендаций с учетом специфики проведенного анализа для непосредственной деятельности образовательного учреждения [4, c. 10].

В свою очередь предметом мониторинга в сфере образования принято считать конкретные изменения в состоянии системы образования в определенный период времени и в конкретном учебном направлении [3].

Опираясь на сущность и характер задач, предлагается при организации процедуры мониторинга с использованием автоматизированных технологий в отсутствии общепринятых практик, уделять особое внимание общеруководящим принципам систематизированных автором на основании анализа научных трудов по рассматриваемой тематике:

— масштабность (определение объекта мониторинга, целостности или частности проводимого анализа);

— адекватность (соответствие разумным нормам в задачах и целях мониторинга, общепринятой этике в обществе);

— целостность (комплексная характеристика исследуемого явления);

— оперативность (своевременное проведение мониторинга, а не в отсутствии каких-либо уже имеющихся разумных возможностей исправить существующую проблему);

— научность (при мониторинге необходимо опираться на научные данные, которые могут быть подтверждены или уже опровергнуты учеными);

— объективность и непротиворечивость (анализируемые данные должны объективно существовать и не противоречить друг другу);

— системность (соответствие мониторинга целям и задачам исследуемых процессов).

Выводы

Таким образом, можно полагать, что рекомендуемые автором общеруководящие принципы для процедуры организации мониторинга системы среднего профессионального образования позволят укрепить и усовершенствовать на практике:

1) единоначалие при применении в данной процедуре цифровых технологий;

2) упорядочить выявление и решение практических проблем;

3) качественно достичь целей мониторинга процедуры образования.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС Гарант.
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 «Послание Президента Федеральному Собранию» // СПС Гарант.
  3. Колесников Ю. Ю. Мониторинг качества образования в вузе // Нижегородское образование. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kachestva-obrazovaniya-v-vuze.
  4. Горшкова Н. К. Мониторинг и управление качеством образования // Вестник СамГУ. 2008. № 63. С. 10–18.
  5. Характеристика системы СПО в Российской Федерации. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=spo&year=2021.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, образовательное учреждение, особое внимание, сфера образования, цель выявления.


Похожие статьи

Задать вопрос