Проблема формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 15.11.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Мостовых, А. О. Проблема формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья / А. О. Мостовых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 451-453. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107745/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена проблеме формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Она показывает проблему, которую мы имеем в обществе сегодня. В статье рассмотрены основные подходы к проблеме детско-родительских отношений. На сегодняшний день, этот вопрос является актуальным, так как недостаточно изучен, имеет различные трактовки понимания. Необходимо формировать позитивное отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья т. к. семьи, где воспитываются дети с особыми потребностями социально уязвимы, таким семьям необходима помощь и поддержка компетентных специалистов.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, психологическое консультирование, родители, позитивное отношение, дошкольный возраст.

С каждым днем в России увеличивается количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Рост обусловлен рядом факторов, в том числе никак не зависящих от нас. В нашей стране насчитывается 11,3 млн. человек, имеющих инвалидность, это каждый 13-й россиянин, 6,5 % из них — дети с ограниченными возможностями здоровья. С целью обеспечения адекватных условий и равных возможностей получения образования было необходимым внедрение специальной коррекционно-развивающей среды. Что и подразумевает под собой введение повсеместной инклюзии.

В связи с включением детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс вместе с детьми, не имеющими нарушений, неизменно возросла роль семьи. Ведь именно там закладываются личные и человеческие отношения, умения нарабатывать социальный опыт и адаптироваться к новым условиям среды. Семья должна выступать активным субъектом коррекционно-образовательного процесса системы образования. Следовательно, семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом психолого-педагогическом сопровождении [5].

Психокоррекционная работа с родителями детей с нарушениями развития является неотъемлемой частью процесса адаптации и становления личности их ребенка. Чаще проблема семьи особенного малыша рассматривается через призму проблемы именно его самого, упуская из внимания серьезный аспект — эмоциональный фон и состояние родителей, и его влияние на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Стресс, тревожность, неуверенность в себе — состояния, которые неизменно появляются у каждого члена семьи, в которой родился и воспитывается человек с особенностями развития [6].

От семьи зависит, каким станет ребёнок в будущем, именно в семейном кругу ребенку прививают семейные ценности и традиции, учат общению с окружающими людьми. Когда в семье рождается ребенок с особыми потребностями, родители выпадают из реальности, начинают испытывать страх за будущее своего чада и ищут подтверждения того что это ошибка и с их ребенком все будет в порядке. Семья, в которой есть особый ребенок, постоянно встречает на своем пути различные препятствия, в лице общества которое не хочет принимать особых детей и постоянно критикует таких детей и их родителей, думая, что это лишь итог плохого воспитания. Это становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всех членов семьи [3].

Детям, имеющим нарушения развития, необходима поддержка от всех членов своей семьи, поэтому родителям необходимо создать комфортную психологическую атмосферу внутри семьи, чтобы ребенок понимал, что его тут любят и всегда поддержат. Семье особого ребенка необходимо поддерживать друг друга в сложившейся ситуации и самое главное не искать виноватых и не перекладывать вину на других членов семьи, необходимо быть сплоченным коллективом чтобы помочь своему не простому маленькому человечку жить во взаимодействие в едином социуме, чтобы в дальнейшем такой ребенок смог реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал [1].

Дошкольный возраст является очень значимым периодом для развития творческого потенциала, способностей ребенка, получения практических навыков. В это время формируются коммуникативные умения и навыки детей с ограниченными возможностями здоровья, которые ведут к их успешной социализации. Необходимо организовать четкий, последовательный, привычный и щадящий режим дня ребенка, чтобы была возможность не только к успешному учебному процессу, но также и к общению со сверстниками, играм и прогулкам на свежем воздухе. Такой режим облегчает работу ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создает условия для проявления его здоровых начал: активности, развитию познавательного интереса, лучшей работоспособности. Он приучает к определенному ритму жизни, создает бодрое, веселое настроение. Такой режим поможет сохранить и восстановить нервные силы организма особенного ребенка [2].

Родители должны всячески помогать ребенку в этот сложный для него этап жизни, помогать организовывать творческую деятельность ребенка и налаживать контакт со сверстниками, чтобы адаптация в школе прошла успешно и у ребенка не было психологического дискомфорта, необходимо создавать более спокойную и доверительную обстановку дома. Родители должны проявить толерантность к особенностям ребенка, необходимо набраться терпения и воспринимать, и любить своего ребенка таким какой он есть [4].

Родители особенного ребенка не всегда компетентны в вопросах воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поэтому им необходимо обращаться к помощи психолога, чтобы понять своего ребенка и адекватно реагировать на его особенности развития. Одной из эффективных форм работы с семьями, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии, является психологическое консультирование, предусматривающее оказание психологической помощи и поддержки клиенту психологом. Родителям необходимо решить эмоциональные проблемы, преодолеть отторжение ребенка и работать на принятие ребенка [8].

Вывод. В общем, родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывают трудности в принятии своего ребенка. Такая тенденция, способствует снижению качества жизни семьи. Поэтому родителям, которые имеют детей с особенностями развития, не должны лишать себя жизни, посвящая все время и внимание ребенку с особенностями, а работать со специалистами в сфере психологии чтобы научится позитивному отношению и принятию своего ребенка. Необходимо уделять ребенку время, установить круг его интересов, развивать творческие способности и вместе вовлекаться в процесс, при этом не забывая о себе. Родителям необходимо научится расслабляться, наполнять жизнь личными увлечениями, интересами, знакомствами и положительными событиями. Что-то, конечно, можно делать и даже нужно вместе с ребенком, но обязательно должна быть собственная жизнь. Жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни родителям. Если родители будут счастливы, то будет счастлив и ребенок, поэтому родителям необходима работать с психологом — это одна из возможностей решить эмоциональные проблемы, преодолеть негативизм, активизировать нервную систему, научится взаимодействию с ребенком, это будет способствовать успешной социализации детей, их психофизическому развитию [7].

Литература:

  1. Астапов В. М. Дети с нарушениями развития / сост. В. М. Астапов. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. С.44–50.
  2. Беляева О. Л. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и решения современности: методические рекомендации для начинающих специалистов / О. Л. Беляева, Е. Ю. Лёвина, Е. Ю. Мозякова, Е. В. Реди, А. Ф. Гох, А. В. Мамаева; отв. ред. Е. А. Черенева. Красноярск гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2015. С.15–17.
  3. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. Москва: изд-во Просвещение, 1973. С.176.
  4. Иванов В. А. Программа взаимоподдержки для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Сургут, 2016. — 24 с. [Электронный ресурс]. URL: http://socioprofi.com/sites/default/files/nodes/4/6/212 (дата обращения: 20.03.2023).
  5. Николаева Е. И. Психология семьи / Е. И. Николаева. — Спб.: Питер, 2013 г. С. 114.
  6. Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. URL:http://sd-mo.ru/doc_pdf/ovz_recomendacii.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
  7. Стребелева Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями// Дефектология, 2002. № 5. С.68–72.
  8. Услуга. Организация группы поддержки для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. — Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://ddn36.edu.27.ru/files/documents/80 (дата обращения: 25.02.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, родитель, позитивное отношение, семья, особенность развития, член семьи, дошкольный возраст, особенный ребенок, особый ребенок.


Похожие статьи

Задать вопрос