История развития института административной преюдиции в уголовном законодательстве России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Морозов, В. И. История развития института административной преюдиции в уголовном законодательстве России / В. И. Морозов, Г. В. Пережогина, Т. Н. Белоногова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 253-256. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107731/ (дата обращения: 02.05.2024).



Данная статья посвящена исследованию развития института административной преюдиции в кодифицированном уголовном законодательстве России, также анализу законодательной техники при конструировании составов правонарушений с административной преюдицией. На основе проанализированных научных источников в статье приводятся примеры различных точек зрения исследователей института административной преюдиции в части периода возникновения анализируемого правового явления. В том числе проводится анализ преюдициальных составов преступлений, признаков, характеризующих уголовно-правовые запреты как преюдициальные в уголовном законодательстве России. Выявлено отсутствие унифицированного подхода при конструировании составов преступлений с административной преюдицией в кодифицированном законодательстве России, что может привести к проблемам практики применения преюдициальных составов преступлений.

Ключевые слова: административная преюдиция, преюдициальный состав преступления, состав преступления с административной преюдицией, законодательная техника, признаки административной преюдиции, Уголовный кодекс Российской Федерации.

В уголовно-правовой теории одним из дискуссионных и недостаточно исследованных вопросов остается вопрос генезиса административной преюдиции в уголовном законодательстве России.

Исследованием возникновения и развития составов преступлений с административной преюдицией посвящены научные работы таких ученых как Безверхов А. Г., Попова И. А., Урда М. Н., Малков В. П., Ямашева Е. В., Коротков А. В., Еремина Н. В. и др. [1, 2].

Анализ научных публикаций, посвященных изучению вопроса истории возникновения преюдициальных предписаний в уголовном законодательстве России, позволяет сделать вывод об отсутствии единообразного понимания среди исследователей о периоде возникновения уголовно-правовых норм с административной преюдицией.

Так, Безверхов А. Г., Попова И. А., Урда М. Н. утверждают о досоветском характере составов преступлений с административной преюдицией. По мнению этих правоведов, нормы Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, предусматривающие ужесточение наказания за тождественные противоправные деяния, например, ст. 322, ст. 309, ст. 1201, ст. 1368 являются прототипом современных уголовно-правовых предписаний с административной преюдицией [2, 3].

По мнению О. С. Одоева ужесточение наказания в зависимости от количества совершенных тождественных преступлений содержалось в более ранних законодательных актах, например, в Двинской уставной грамоте 1397 года (ст. 5) [4].

На наш взгляд, при анализе указанных выше норм, правильнее говорить о специальном рецидиве, нежели о преюдициальном уголовно-правовом предписании. В свою очередь данные юридические конструкции по своей правовой природе безусловно различны, в связи с чем мы полагаем, что недопустимо стирание границ между столь различными правовыми явлениями, а соответственно и относить нормы актов Царской России к прототипам современных преюдициальных уголовно-правовых предписаний не представляется возможным.

Ямашева Е. В., Коротков А. В., Еремина Н. В. являются приверженцами мнения о первичности возникновения преюдициальных предписаний с момента введения ст. 79 в УК РСФСР 1922 года, регламентирующей уголовную ответственность за повторный неплатеж налогов, в первый раз за данное противоправное деяние предусмотрено административное взыскание, за повторный, упорный неплатеж лицо подлежит уголовной ответственности [5, 6]. Но, по нашему мнению, уголовно-правовые нормы с административной преюдицией все же были закреплены в 1921 году в Декрете СНК РСФСР, а именно за совершенное впервые правонарушение в виде нарушения правил оптовой и розничной торговли вином было предусмотрено административное взыскание, за повторное лицо подвергалось уголовной ответственности [7].

Малков В. П. в своей научной работе приводит и другие примеры нормативно правовых актов, которые косвенно указывают на применение преюдициальных предписаний до кодификации уголовного законодательства РСФСР [8].

Из чего следует, что преюдициальные нормы содержались в различных нормативно правовых актах советского периода, но в кодифицированном уголовном законодательстве России впервые состав преступления с административной преюдицией был закреплен в УК РСФСР 1922 года.

После первой практики применения норм с административной преюдицией лишь в 1924 г. Декретом ВЦИК СНК РСФСР были внесены изменения в ст. 139-А УК РСФСР, в результате чего в главе четвертой была закреплена преюдициальная уголовно-правовая норма, предусматривающая уголовную ответственность за повторное нарушение установленных акцизных правил.

Преюдициальные составы преступлений за нарушение порядка управления и военной службы были предусмотрены УК РСФСР 1926 года [9].

Наибольшее распространение составы преступлений с административной преюдицией получили с принятием Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., в котором последовательно были закреплены предписания с административной преюдицией против политических, трудовых, иных прав и свобод граждан, в том числе хозяйственные, должностные преступления, преступления против правосудия, против порядка управления, против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения.

Несмотря на практику включения в уголовное законодательство России и применения приюдициальных уголовно-правовых предписаний с 1922 по 1960 годы, в период с 1960 по 1996 годы, законодателем по-прежнему не был выработан единообразный подход к конструированию преюдициальных предписаний, в которых, как и в предшествующем уголовном законодательстве использовались различные признаки, определяющие составы преступлений как преюдициальные, что свидетельствует о проблемах законодательной техники.

Возможно выделить следующие признаки, используемые законодателем в содержании уголовно-правовых норм с административной преюдицией в УК РСФСР 1960 года:

  1. Повторное, в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ст. 224.3, ст. 225.1);
  2. Лицо, ранее подвергавшееся административному взысканию за такое же нарушение (ч. 1 ст. 133.1, 156.4, также судимым за такие же действия);
  3. Лицо, которое в течении года подвергалось административному взысканию, за такие же нарушения (за те же действия) (ч. 1 ст. 133.1, ст. 175.1);
  4. Деяние, после наложения административного взыскания за такие же (систематически) нарушения, правонарушения;
  5. Действия (ст. 133.2, 156.5, 156.6, 162, 162.1, 162.9, 162.10, ст. 188.4, ст. 197, ст. 200.1);
  6. Схожие деяния (такие же) (ч.1 ст. 133.1);
  7. В течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ст. 152.2, 162.4);
  8. После применения мер административного взыскания за такое же нарушение (ст. 166, 166.1, 167.2);
  9. Если лицо за нарушение было в течение года подвергнуто административному взысканию (ст. 197.1);
  10. Если ранее за такое же деяние были применены меры административного взыскания (ч. 2 ст. 198.1);
  11. Лицом, к которому в течение года применялись меры административного взыскания за такое же нарушение, такие же действия (ст. 208.1, 230.1).
  12. Судимость учитывалась в ст. 156.4, 156.5, 162, ч. 2 ст. 208.1 УК РСФСР 1960 г. [10].

В период действия Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. нормы с административной преюдицией, в наименьшей степени обладающие актуальностью их применения, были подвергнуты исключению из уголовного законодательства. Так, согласно Закону РСФСР от 05.12.1991 г. № 1982–1, была исключена ст. 198, а в соответствии с Законом РФ от 29.04.1993 г. № 4901–1 исключена ст. 198.2, также Федеральным законом от 01.07.1994 г. № 10-ФЗ была исключена Глава вторая, содержащая следующие преюдициальные предписания: ст. 94.1 «Самовольное использование транспортных средств, машин или механизмов»; ст. 94.2 «Нарушение правил использования энергией или газом в быту».

В течение всего периода действия Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. было закреплено 35 составов преступлений с административной преюдицией.

На момент прекращения действия с 01.01.1997 г. Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. в нем содержалось 24 состава преступлений с административной преюдицией, что свидетельствует об актуальности правоприменения исследуемого института в период с 1960 по 1996 г.

Во введенном в действие с 01.01.1997 г. Уголовном кодексе Российской Федерации от 13.06.1996 г. изначально законодатель отказался от использования составов преступлений с административной преюдицией. Лишь по истечении 13 лет Президент РФ Д. А. Медведев обращает внимание законодательного органа на необходимость гуманизации уголовного законодательства посредством введения норм с административной преюдицией [11]. В том числе в заключительном слове на заседании президиума Государственного совета «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», проходившего в 2009 году, Д. А. Медведев вновь акцентировал внимание на возврате к конструкциям составов преступлений с административной преюдицией [12].

В результате одного из значимых направлений совершенствования уголовного законодательства России, а именно его гуманизации, возрождается сфера административной преюдиции, которая до настоящего время является актуальной.

На сегодняшний день в действующем УК РФ насчитывается более 34 преюдициальных составов преступлений в различных сферах общественных отношений, охраняемых уголовным законодательством. Так, в разделе VII УК РФ закреплено 4 уголовно-правовых запрета с административной преюдицией, ст. 151.1, ч. 1, ч. 2 ст. 157 УК РФ. Преюдициальный состав преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК РФ вызывает наибольший интерес, во-первых, данный состав преступления законодателем отнесен к делам частного обвинения, уголовное дело по которому возбуждается по общему правилу не иначе как по заявлению потерпевшего, что ставит преюдициальность уголовно-правового запрета под сомнение, в силу того, что лицо, подвергнутое административному наказанию совершив вновь противоправные аналогичные деяния, за которые и был подвергнут изначально административному наказанию по ст. 6.1.1. КоАП РФ, может избежать уголовной ответственности в случае, если на него не поступит заявление в уполномоченные органы власти, в том числе административной ответственности не сможет быть подвергнут, т. к. в деянии будут содержаться признаки уголовно наказуемого деяния, в результате один из важнейших принципов неотвратимости наказания не будет реализован, лицо фактически избежит как административной, так и уголовной ответственности. Во-вторых, объектом ст. 116.1 УК РФ выступают общественные отношения по охране здоровья. Безусловно, отнесение законодателем данного состава преступления к преступлениям против здоровья в достаточной степени условно в силу того, что вред здоровью в качестве обязательного признака диспозиционной части преюдициального состава преступления не регламентирован.

Преюдициальные преступления в сфере экономики, предусмотрены ст. 158.1, ст. 171.4, ст. 171.5, ч. 1 ст. 191, ч. 1 ст. 193, ч. 1 ст. 201.2, ст. 201.3 УК РФ, всего в Разделе VIII УК РФ, содержится более 7 преюдициальных предписаний. В Разделе IX, а именно в сфере общественной безопасности и общественного порядка УК РФ введено более 9 составов преступлений с административной преюдицией, ст. 212.1, ч. 1 ст. 215.3, ч. 1 ст. 215.4, ч. 2 ст. 255, ч. 1 ст. 264.1, ч. 1 ст. 264.2, ч. 1 ст. 264.3, ч. 1, ч. 2 ст. 274.2, УК РФ. В X разделе УК РФ, в сфере преступлений против государственной власти законодателем регламентировано наибольшее количество запретов с административной преюдицией, более 14, в частности ч. 1 ст. 280.1, ч. 1 ст. 280.3, ч. 1 ст. 282, ч. 1, ч. 2 ст. 282.4, ч. ст. 284.1, ст. 284.2, ч. ст. 285.5, 285.6, ч. 2 ст. 314.1, ч. 1 ст. 315, ч. 1, ч. 2 ст. 330.1, ч. 1 ст. 330.3 УК РФ и др.

Следует отметить то, что законодатель при конструировании составов преступлений с административной преюдицией в действующем УК РФ также использует различные признаки, указывающие на преюдициальность нормы, что в свою очередь безусловно свидетельствует о проблемах законодательной техники в силу чего институт административной преюдиции требует совершенствования с целью унификации признаков, характеризующих составы преступления как преюдициальные, что в значительной степени будет способствовать более эффективной практике применения уголовно-правовых запретов с административной преюдицией [13, 14].

Завершая исследование вопроса возникновения, развития преюдициальных уголовно-правовых предписаний в уголовном законодательстве России, следует отметить, что начало формирования института административной преюдиции в кодифицированном уголовном законодательстве России возможно отнести к периоду введения составов преступлений с административной преюдицией в УК РСФСР от 26.05.1922 г.

Наибольшее распространение преюдициальные составы преступлений получили в течение действия УК РСФСР 1960 г.

В действующем уголовном законодательстве России, в период непосредственного его введения, уголовно-правовые предписания с административной преюдицией не были законодательно закреплены. На сегодняшний день действующим уголовным законом России регламентировано более 34 преюдициальных составов преступлений, содержащихся в различных сферах общественных отношений, охраняемых законом.

На протяжении всего исторического периода существования административной преюдиции законодателем так и не было сформулировано понятие административной преюдиции, в юридической конструкции преюдициальных составов преступлений до настоящего времени отсутствует единообразный подход к определению признаков, характеризующих составы преступления как преюдициальные, что свидетельствует о проблемах законодательной техники.

Литература:

  1. Беляков Д. В. История становления института административной преюдиции // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-instituta-administrativnoy-preyuditsii (Дата обращения 26.09.2023).
  2. Хавронюк Н. И. Административная преюдиция и институт рецидива с точки зрения уголовного права европейских стран // URL: http://pravo.zakon.kz/190761-administrativnajaprejudicija-i.html (Дата обращения: 12.06.2023).
  3. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных // Том пятнадцатый, издание 1885 года // URL:http://pravo.by/upload/pdf/krimpravo/ulogenie_o_nakazanijah_ugolovnih_i_ispravitelnih_1845_goda.pdf (Дата обращения: 24.05.2023).
  4. Одоев О. С. К истории вопроса о конструировании составов преступлений с использованием административной преюдиции // Право и политика. — 2016. — № 6 (198). — С. 806–807.
  5. Белокобыльский Н. Н., Богуш Г. И. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник для вузов // под ред. В. С. Комиссарова, Н. Е. Крыловой, И. М. Тяжковой / Н. Н. Белокобыльский, Г. И. Богуш, Г. Н. Борзенков. — М.: Статут Москва. — 2012. — С. 409.
  6. О введении в действие Уголовного Кодекса Р. С. Ф. С. Р. Постановление ВЦИК от 01 июня 1922 года // РСФСР. — 1922. — № 15.
  7. Об ответственности за нарушения декрета о продаже виноградных, плодово-ягодных и изюмных вин Декрет СНК РСФСР // РСФСР. — 1921. — № 68. — С. 543.
  8. Малков В. П. Неоднократность правонарушения и административная преюдиция как средство криминализации и декриминализации содеянного в российском уголовном праве // Библиотека криминалиста. — 2013. — № 2 (7). — С. 179–187.
  9. О введении в действие Уголовного Кодекса Р. С. Ф. С. Р. от 1926 года Постановление ВЦИК от 22 ноября 1926 г. // РСФСР. — 1926. — № 80.
  10. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27 октября 1960 г.) // Ведомости ВС РСФСР. — 1960. — № 40.
  11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979 (дата обращения: 10.06.2023).
  12. О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Заключительное слово на заседании президиума Государственного совета от 11 февраля 2009 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/3149 (дата обращения: 10.06.2023).
  13. Влияние административной преюдиции на содержание уголовно-правового запрета / С. Г. Лосев, В. И. Морозов // Право и политика. — 2021. — № 6. — С. 99–115 .
  14. Морозов, В. И. Новые составы с административной преюдицией — старые проблемы / В. И. Морозов, С. Г. Лосев // Новеллы уголовного и уголовно-процессуального законодательства: проблемы содержания и реализации: материалы Всероссийского круглого стола, Тюмень, 31 марта 2022 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт государства и права. — Тюмень: ТюмГУ-Press, 2023. — С. 58–64. — EDN QVSSLY.
Основные термины (генерируются автоматически): административное взыскание, УК РФ, преюдициальный состав преступлений, УК РСФСР, уголовная ответственность, уголовное законодательство России, законодательная техника, Россия, состав преступлений, уголовный кодекс РСФСР.


Ключевые слова

законодательная техника, Уголовный кодекс Российской Федерации, административная преюдиция, преюдициальный состав преступления, состав преступления с административной преюдицией, признаки административной преюдиции

Похожие статьи

Задать вопрос