Толкование правовых норм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.11.2023

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Макаров, М. П. Толкование правовых норм / М. П. Макаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 242-249. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107715/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассмотрены ключевые аспекты толкования правовых норм. Раскрыты виды и способы толкования.

Ключевые слова: толкование, правовые нормы.

The article discusses key aspects of the interpretation of legal norms.The types and methods of interpretation are revealed.

Keywords: interpretation, legal norms.

Теоретические аспекты толкования правовых норм

Определение понятия «толкование правовых норм»

Процесс интерпретации правовых норм предполагает ясное и детальное пояснение выраженной в законах и других нормативных актах. Его цель — обеспечение правильного и унифицированного понимания содержащихся норм и их точного применения в конкретных ситуациях.

Этот процесс предусматривает разъяснение, создание интерпретированного акта. Основной задачей является обеспечение единообразного толкования законов и поддержание единства законности.

Интерпретация представляет собой важную юридическую деятельность, необходимую для эффективного регулирования в области права. Эта деятельность считается неотъемлемым условием для существования и развития правовой системы.

Роль толкования в правовой системе

Толкование правовых норм выполняет несколько ключевых функций, способствующих более глубокому пониманию и эффективному применению нормативных актов.

Во-первых, толкование служит информационной цели. Оно предоставляет субъектам права возможность разъяснить суть и содержание юридических предписаний. Благодаря этому процессу люди и организации способны лучше осознать, что конкретно утверждает закон, и какие обязанности им предстоит соблюдать.

Во-вторых, толкование выполняет функцию конкретизации. При его применении нормы могут быть более детализированы и уточнены с учетом конкретных обстоятельств. Это особенно актуально в процессе функционального толкования, когда требуется адаптировать правила к специфическим ситуациям.

В-третьих, толкование имеет регламентирующую функцию. В форме официального разъяснения оно фактически завершает процесс нормативного регулирования общественных отношений. Это подразумевает, что помимо законов и нормативных актов существуют официальные документы, служащие для разъяснения, интерпретации и установления стандартов правоприменительной практики гражданам, организациям и государственным органам. Эти акты толкования могут выпускаться как органами государственной власти, так и должностными лицами, их задачей является обеспечение единообразия и эффективности применения законов.

В-четвертых, правообеспечительная функция. Заключается в установлении общих правил и методов применения законодательства, чтобы избежать неоднозначных интерпретаций и добиться согласованности в решениях судов и иных органов, занимающихся правоприменением. Они играют важную роль в создании стабильной и предсказуемой правовой среды, что содействует укреплению прав и интересов граждан и организаций.

В-пятых, сигнализаторская функция. Функция выполняет важное значение в юридической сфере. Она не только предоставляет возможность понимания смысла нормативных актов, но также помогает выявить технические и юридические недочеты в этих документах. Этот процесс является своего рода «сигналом» для законодателя, указывая на необходимость улучшения соответствующих норм.

В конечном итоге, толкование законов является юридической деятельностью, направленной на обеспечение соблюдения законности и повышение эффективности в правовом регулировании. В современных условиях, когда законодательство постоянно обновляется и внедряет новые нормы, толкование становится более актуальным. Это связано с изменениями в принципах правотворчества, внедрением новых юридических терминов и конструкций, а также широким использованием зарубежного опыта. Толкование играет важную роль как инструмент познания, реализации и совершенствования правовых норм.

Проблемы и спорные вопросы в теории толкования права

Толкование правовых норм — это сложный процесс, который связан с тем, как законодатель придает смысл и цель юридической норме. Законодатель формирует правила и предписания, которые регулируют различные правовые отношения. Эти нормы обычно записываются в виде законов, постановлений и других нормативных актов. Однако такие документы обычно содержат множество слов, фраз, длинных предложений и текстов, иногда с неясной формулировкой, что усложняет понимание истинной сути нормы.

Чтобы донести смысл этих норм до конечных пользователей, и в первую очередь, чтобы правильно понять их самих, необходимо провести толкование. Как правило, качество этого толкования зависит от правовой культуры интерпретатора и способов, которыми он применяет методы толкования, или иначе говоря, технику интерпретации.

Итак, процесс толкования правовых норм становится сложным из-за словесной формы, значения слов, фраз и терминов, а также из-за техник, которые применяются при интерпретации норм.

Источники толкования правовых норм

Законодательные акты и нормативные документы

Классификация актов официального толкования — распределение актов по различным критериям с учетом характеристик каждого из них. Осуществляется на основе формы, наименования, юридической значимости, сроков действия, структурных элементов норм, сферы применения, объема толкования, участников процесса толкования и др.

По форме акта толкования можно выделить два основных типа: акты-действия и акты-документы. Акты-действия представляют собой устные формы толкования, такие как устные разъяснения, предоставляемые гражданам на индивидуальных консультациях или приемах. Эти акты отличаются оперативностью и гибкостью формы. Акты-документы, напротив, оформлены в письменной форме, что обеспечивает более четкую и долгосрочную фиксацию интерпретации. Сюда входят официальные документы, циркуляры, заключения и другие письменные формы.

При рассмотрении классификации по отраслям права акцент делается на конкретной отрасли, в которой акты применяются. Акты толкования норм различных отраслей права выделяются для учета специфики каждой отрасли при проведении толкования.

Классификация также может быть основана на наименовании актов, выделяя такие типы, как указы, постановления, распоряжения, инструкции, письма и другие. И еще один подход к классификации — это ориентация на структурные элементы норм. Интерпретационные акты делят на:

— акты-толкования гипотезы нормы права. Направлены на пояснение условий;

— акты-толкования диспозиции нормы права. Осуществляют толкование норм, их содержания;

— акты-толкования санкции нормы права. Фокусируются на разъяснении последствий нарушения нормы и мер ответственности;

— комплексные акты толкования права. Совмещают в себе несколько из вышеупомянутых аспектов.

Эти критерии классификации позволяют систематизировать акты официального толкования норм права и учесть разнообразие их характеристик, что помогает более точно и эффективно применять и интерпретировать законы и нормы в различных ситуациях.

Законодательные акты являются одним из основных источников толкования правовых норм. Они включают в себя законы, указы, постановления, распоряжения и другие нормативные документы, принятые органами государственной власти.

Законы — это основные нормативные акты, принимаемые законодательными органами государства, такими как парламент или высший представительный орган. Законы определяют права и обязанности граждан, регулируют отношения между государством и его гражданами, а также между различными субъектами права.

Указы, постановления и распоряжения принимаются исполнительными органами государства, такими как президент, правительство или администрация. Они применяются для реализации и конкретизации положений законов и обеспечения их исполнения.

Акты законодательства являются основными источниками толкования правовых норм, так как они содержат прямые инструкции и указания по применению правил и положений права. Они помогают определить смысл и содержание нормативных актов, а также их применимость в конкретных ситуациях.

Однако следует отметить, что акты законодательства не являются единственным источником толкования правовых норм. Кроме них, также используются и другие источники, такие как судебная практика, доктрина права и международные правовые акты. Все эти источники взаимосвязаны и в совокупности позволяют достичь наиболее точного и объективного толкования правовых норм.

Прецеденты и судебная практика

Прецеденты и судебная практика могут использоваться в качестве источников толкования правовых норм.

Прецеденты являются решениями суда в конкретных правовых делах. Когда суд принимает решение, он объясняет и обосновывает свою позицию с помощью аргументов, основанных на правовых принципах, нормах и толковании законов. В последующих делах суды могут ссылаться на эти прецеденты при рассмотрении аналогичных ситуаций и применять ту же самую логику, чтобы прийти к похожему решению.

Судебная практика — это общие принципы, нормы и толкования, которые суды применяют в своей работе в течение времени. Суды могут разрабатывать общие прецеденты и интерпретировать законы на основе судебной практики.

Использование прецедентов и судебной практики в качестве источников толкования правовых норм имеет свои преимущества и ограничения. С одной стороны, это позволяет судам принимать во внимание конкретные обстоятельства и потребности справедливости в каждом отдельном случае. С другой стороны, это может вызывать неоднозначность и неопределенность в правовой системе, поскольку разные судьи могут давать разные интерпретации одних и тех же норм.

В своем комментарии к Постановлению Пленума ВС РФ от 22.11.2016 г. № 54, В. Е. Карнушин освещает не только пункты данного постановления, но и выясняет дополнительные аспекты, которые не совсем очевидны из текста самого постановления Пленума. Это предоставляет теоретическое понимание и практическую значимость данного акта.

Акты толкования норм права, такие как постановления Пленума ВС РФ, играют важную роль при правоприменении. Они помогают разъяснить смысл и применение законов.

Примером является Постановление Пленума ВС РФ от 28.1.2017 г. № 46. В этом документе утверждается, что работодатель или заказчик работ (услуг) ответственен только, если гражданин, замещавший должности государственной (муниципальной) службы, работает на условиях трудового или гражданско-правового договора стоимостью более 100000 руб. Работодатель в течение 30 дней после заключения договора сообщает об этом представителю нанимателя государственного (муниципального) служащего.

Этот пример показывает, какие конкретные обязанности возлагаются на работодателя и какие условия должны быть соблюдены, чтобы привлечь его к ответственности. Такие акты толкования помогают обеспечить единое понимание правовых норм и их правильное применение.

Существует два типа актов толкования — комплексные и официальные. Комплексные акты разъясняют элементы правовой нормы сразу, а не только один. Например, в Постановлении Пленума ВС РФ от 17.12.2015 г. № 56 анализируется ст. 163 УК РФ, уточняются требования норм права, содержащиеся в ней, и их санкции. При этом разъясняется порядок применения других норм, связанных с правоприменением данной статьи.

Официальные акты толкования, напротив, посвящены разъяснению конкретных структурных элементов правовых предписаний. Эти акты помогают уточнить смысл отдельных норм и порядок их применения.

Важно отметить, что акты толкования могут действовать на разных уровнях — на всей территории России, на определенной территории (локальные акты), или быть ограничены ведомственным характером. Например, Постановление Пленума ВС РФ от 26.12.2017 года № 58 действует на всей территории РФ и регулирует сферу обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В то время как постановление Конституционного Суда Республики Татарстан от 23.06.2017 г. № 74-П применяется только в Татарстане. Письмо Минфина России от 20.04.2018 г. № 03–11–06/3/26727 характеризуется ведомственной подчиненностью на территории Ставропольского края (Советский городской округ).

Таким образом, акты толкования играют важную роль в обеспечении единого понимания и правильного применения норм права, а их классификация по сфере действия помогает учреждениям и гражданам ориентироваться в этой системе. Они могут быть общенациональными, локальными или ведомственными в зависимости от сферы их действия и компетенции органов, их издающих.

Доктринальные исследования и научные труды

Доктринальные исследования и научные труды играют важную роль в толковании правовых норм.

Доктринальные исследования представляют собой аналитические и проверяемые научные исследования, проведенные академическими юристами и правовыми экспертами. Они изучают различные аспекты права, включая его историю, развитие, принципы и правильное толкование норм.

Научные труды, в свою очередь, являются опубликованными научными исследованиями, написанными специалистами в различных областях права. В них обычно анализируются сложные правовые вопросы, находятся решения для практических проблем и предлагаются новые подходы к толкованию правовых норм.

Оба источника информации используются правовыми специалистами, судьями и юристами для получения информации при толковании правовых норм. Они могут помочь прояснить неоднозначность или противоречия в тексте нормы, а также понять, как эти нормы должны быть применены на практике.

Однако следует отметить, что доктринальные исследования и научные труды не являются официальными источниками права. Они представляют собой мнения и предложения ученых и экспертов и могут быть подвержены субъективности и различным толкованиям. Корректное толкование юридических норм всегда опирается на три ключевых элемента: законодательный текст, исторический контекст и решения судов.

Иные факторы и методы толкования

Толкование норм права является важным инструментом для понимания истинного значения законодательных актов. Возникают ситуации, когда смысл закона выходит за пределы его буквального текста, и в таких случаях прибегают к различным видам толкования правовых норм:

Первый тип — буквальное толкование, используется, когда текст закона и его фактическое значение совпадают, и норма права выражена ясно и однозначно.

Второй вид — расширительное толкование, применяется в случаях, когда содержание правовой нормы оказывается шире буквального текста. Это может быть необходимо, если законодатель не учел все возможные сценарии или сделал текст закона менее точным.

Третий тип — ограничительное толкование. Смысл нормы права уже, чем ее текст. Пример — положение о содержании нетрудоспособных родителей в СК РФ, неприменяемое ко всем совершеннолетним детям.

Также толкование классифицируют в зависимости от круга затрагиваемых субъектов:

— акты нормативного толкования, действующие на неопределенный круг субъектов. Пример — Постановление Пленума ВС РФ от 15.05.2018 г. № 10;

— акты казуального толкования, применяются к конкретным случаям и касаются определенных лиц. Например, Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2018 г. № 1350-О/2018.

Акты толкования могут быть аутентичными, выполняемыми теми же органами, что и нормативные акты, или легальными, осуществляемыми другими государственными органами. Важным аспектом является также классификация актов толкования по субъектам, проводящим интерпретацию, включая органы государственной власти и судебные органы. Акты-толкования прокуратуры могут выпускаться как организационно-распорядительные документы, так и юридические документы, уточняющие смысл правовых норм и их применение.

Интерпретационные прокурорские акты включают информационные письма, постановления коллегии Генеральной прокуратуры и обзоры прокурорской практики.

Процесс толкования правовых норм

Этапы и последовательность толкования

При интерпретации правовых норм предоставляется предпочтение специальному смыслу перед общим. Если законодатель в разработке нормативного акта использовал термины и фразы, которые имеют отличное от общепринятого значение, такие термины и фразы должны быть ясно определены в том же акте или другом правовом документе.

Законодательно утвержденные категории должны толковаться исключительно в соответствии с их значением, установленным законодателем, а не в общепринятом смысле.

После определения значения всех слов и фраз, использованных в тексте нормативного акта, необходимо перейти к анализу грамматической формы существительных, глаголов, склонения глаголов и виду причастий. Далее следует изучить грамматическую структуру предложений, сравнивая ранее установленные формы и определяя взаимное влияние между частями предложений. Все слова и фразы в тексте нормативного акта должны толковаться с учетом их взаимосвязи.

Важным аспектом является анализ синтаксиса, уточнение местоположения и значения знаков препинания, а также их роли в предложении, в частности, различение между соединительными и разделяющими союзами. Недопустимо трактовать знаки препинания как лишние.

Затем работа с текстом должна основываться на первичных выводах. В этой связи большинство авторов ставят грамматический анализ в первую очередь среди других видов анализа. Однако грамматическое толкование не должно выходить за рамки текстовой формы и не должно превышать границы отдельных синтаксически завершенных мыслей.

Следует отдельно выделить понятие юридических дефиниций, официально утвержденных в тексте нормативного акта определений юридических и специальных терминов, используемых в законодательстве. Эти дефиниции отражают существенные характеристики объектов или явлений.

Участники и их роли в процессе толкования

Анализ толкования права сосредотачивается на методах его интерпретации, идентифицируя особенности в применении этих методов различными субъектами. Эти методы можно подразделить на официальные и неофициальные.

Официальное толкование права — важный аспект юридической системы, предоставляющий государственным органам юридическое право на его предоставление. Это означает, что государственные органы, наделенные компетенцией по изданию и применению правовых норм, имеют право официально толковать эти нормы. Этот процесс официального толкования имеет существенное значение, так как результаты такого толкования непосредственно влияют на юридические последствия.

Право на официальное толкование правовых норм принадлежит уполномоченным государственным органам. Эти органы обладают компетенцией, позволяющей им интерпретировать и объяснять смысл юридических норм. Это следует из их полномочий по созданию и применению законов. Официальное толкование обычно оформляется в письменной форме. Это важно для обеспечения ясности и прозрачности, а также для создания правовой документации, которая может быть использована в будущем в качестве доказательства или ориентира. В зависимости от того, какой государственный орган выполняет официальное толкование, оно может быть нормативным (общим) или казуальным (индивидуальным). Официальное толкование права обеспечивает единообразие и стабильность в юридической системе, а также помогает разрешать разнообразные правовые вопросы, обеспечивая гармоничное функционирование законов и их применение в различных ситуациях.

Нормативное толкование не создает новых правовых норм, оно служит для пояснения существующих действующих норм. Это обязательное толкование и распространяется на широкий круг отношений в обществе. Таким образом, нормативное толкование применимо к разнообразным ситуациям и к численным лицам, на которых распространяются соответствующие правовые нормы.

В правовой системе существует особая форма нормативного толкования, известная как аутентичное (авторское) толкование. Его особенность заключается в том, что компетентность этого вида толкования ограничена определенными субъектами, издающими нормативные акты. К таким субъектам относят Госдуму, Президента, Правительство и структуры субъектов РФ.

Аутентичное толкование нечасто используется, имеет высокий статус, поскольку оформляется в виде закона, указа, постановления. Таким образом, оно приобретает силу закона и становится обязательным для исполнения всеми государственными, исполнительными, судебными и другими органами.

В отличие от аутентичного толкования, легальное толкование является подзаконным и осуществляется специально уполномоченными государственными органами, которым предоставлено соответствующее право и поручено выполнение этой функции. Так, по ст. 125 Конституции РФ, Конституционный суд вправе давать толкование Конституции по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства и законодательных органов субъектов РФ.

Это толкование обязательно для всех органов власти, ст. 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Верховный суд РФ вправе предоставлять разъяснения по судебным вопросам, соблюдая свои юрисдикцию. Разъяснения не следует рассматривать как интерпретационные, а скорее как разъяснительные. Это означает, что они предоставляют понимание определенных аспектов судебной практики, но не носят характер официальных законов.

Однако согласно мнению Петрушева В. А., разъяснения ВС РФ по судебным вопросам должны считаться официальными, и, следовательно, обязательными для применения.

Казуальное толкование представляет собой особый вид толкования, которое применяется к конкретным случаям и ограничено определенными юридическими делами. Предоставление толкования со стороны правоприменительных органов встречается в процессе рассмотрения юридических дел. Например, при вынесении приговора суд может дать казуальное толкование, определяя меры наказания и учитывая обстоятельства, влияющие на вину, будь то их смягчающее или усугубляющее воздействие.

Важно отметить, что казуальное толкование, предоставленное судом в рамках конкретного дела, ограничивается этими рамками и не может быть применено к другим ситуациям. Каждое такое толкование применяется исключительно к конкретному случаю, в котором оно было выдано, не распространяясь на другие правовые сценарии. Оно имеет ограниченное влияние и не обязательно для других подобных случаев. С другой стороны, казуальное толкование, предоставляемое административными органами вышестоящего уровня, не связано непосредственно с конкретным делом. Оно представляет собой рекомендации нижестоящим органам относительно решения определенных правовых вопросов. Такие действия административных органов имеют целью предотвратить ошибочные решения и инциденты в будущем. Поэтому казуальное толкование, предоставленное административными органами, может быть более обобщенным и иметь обширное применение.

В отличие от официального толкования, неофициальное толкование не предоставляется уполномоченными на то субъектами и не является юридически значимым. Однако оно играет важную роль в повышении юридической культуры общества и может внести значительный вклад в разъяснение смысла правовых норм.

Обыденное толкование — это способ объяснения смысла закона или нормы права, который может быть предоставлен любым человеком, независимо от его уровня образования в юридической сфере или его участия в правовых отношениях. Например, это может случиться, когда студент объясняет смысл определенной нормы права своему однокурснику.

Профессиональное толкование, с другой стороны, выполняется квалифицированными специалистами в области права, такими как юристы, адвокаты, прокуроры и судьи. Они обладают специальными знаниями и опытом, что делает их компетентными в области права. При обращении граждан к ним, они могут разъяснять различные аспекты правовых норм и предоставлять профессиональное толкование. Эти специалисты обладают рациональной правовой культурой, что позволяет им интерпретировать правовые нормы объективно, и они также проявляют высокую чувствительность к справедливости.

Результаты профессионального толкования могут быть представлены в различных формах, включая устные и письменные выражения. Это включает проведение лекций, участие в беседах, написание статей, а также разработку комментариев для печатных изданий и других видов документации. В некоторых случаях профессиональное толкование также называется компетенционным, так как оно отражает высокий уровень компетентности и экспертизы в области права. Начало формы

Однако следует помнить, что профессиональное толкование может определяться профессиональной ангажированностью субъекта, что может привести к разным интерпретациям одной и той же нормы права, в зависимости от его профессиональной роли (например, прокурор и адвокат могут по-разному понимать одну и ту же норму).

В юридической науке, научное и доктринальное толкование играют важную роль, и представители этой сферы выражают свои точки зрения в различных форматах, Понимание юридических понятий может быть разделено на два основных аспекта, важно отметить, что Бошно С. В. подчеркивает различия между ними. Согласно ее классификации, научное толкование и доктринальное толкование являются двумя важными компонентами в процессе определения смысла и значения юридических терминов и понятий. Согласно Бошно С. В., научное толкование осуществляется учеными, занятыми в научно-исследовательских и образовательных учреждениях, где выполняют роль в академическом анализе и интерпретации юридических понятий. Они опираются на свои исследования и знания, вносят собственный вклад в развитие юридической науки и предоставляют обоснованные исследовательские точки зрения.

Доктринальное толкование предоставляется авторитетными личностями. Такие толкования не отражают точку зрения отдельного специалиста, а формируются из мнения общества, представляя положение в данной области. Это означает, что доктринальные толкования могут отражать консенсус и общепринятые взгляды, основанные на опыте и знаниях различных экспертов.

Таким образом, различие между научным и доктринальным толкованием заключается в их источниках и методах формирования. Научное толкование строится на исследованиях и академических достижениях ученых, в то время как доктринальное толкование представляет собой комплексное мнение и общую точку зрения в определенной области. Оба эти вида толкований важны в развитии юридической науки и понимании правовых норм и понятий.

Правила и принципы толкования правовых норм

Толкование нормативных актов — важный аспект правовой деятельности, и для более глубокого понимания текстов законов применяются различные методы толкования. Существуют грамматический, логический, специально-юридический, систематический и исторический методы толкования, взаимодополняющие друг друга. Начинать толкование следует с грамматического анализа. Грамматическое толкование заключается в детальном анализе текста закона на уровне отдельных слов, словосочетаний, предложений и абзацев. Процесс грамматического толкования включает анализ рода, числа и падежа существительных и прилагательных, а также лица, времени, числа и вида глаголов. Он также охватывает значения использованных союзов, предлогов и знаков препинания.

Другим важным аспектом грамматического толкования является «золотое правило грамматического толкования», включающее принципы извлечения смысла слов и выражений из самого нормативного акта. В случае отсутствия легального определения следует опираться на профессиональную или специальную практику использования слова. В остальных ситуациях рекомендуется обращаться к толковому словарю русского языка.

Кроме грамматического толкования, юридические дефиниции также играют важную роль в понимании нормативных актов. Эти дефиниции формируют понятийный аппарат законодательных документов и могут быть разделены на следующие категории:

  1. Законодательные дефиниции, основанные на нормативных документах.
  2. Дефиниции, вытекающие из судебной практики, основанные на судебных решениях и актах официального толкования.
  3. Доктринальные дефиниции, предлагаемые отдельными авторами или школами права.

Примерами юридических дефиниций могут служить термины, определенные в части первой ГК РФ, такие как правоспособность граждан и дееспособность гражданина. Эти определения играют важную роль в определении юридических концепций и толковании нормативных актов.

Нормы в налоговом праве имеют юридическое значение, и их учет обязателен при применении соответствующих законов и положений. Они представляют собой правила поведения, изложенные в общих чертах, и для их полного понимания требуется анализ.

Существует несколько видов дефиниций норм:

— полные дефиниции включают в себя все существенные признаки;

— неполные дефиниции ограничиваются главными признаками;

— дефиниции-перечни представляют собой списки лиц, действий, условий и других элементов, связанных с понятием.

Дефиниции могут быть представлены в законодательстве различными способами:

  1. Первичная дефиниция дана при первом упоминании термина.
  2. Определение предоставляется каждый раз, когда термин употребляется в тексте (особенно при адресации закона широкой аудитории).
  3. Постранично-ссылочное определение, где текст закона содержит ссылку на страницу, статью или пункт, где термин впервые употребляется.
  4. Дефиниции с помощью перечней часто используются, но не всегда полностью определяют понятие, скорее раскрывают его содержание.

Налоговое право — это сложное явление, требующее профессионального изучения. Однако законы и нормы, содержащиеся в них, адресованы не только юристам, но и обычным гражданам, не знакомым с юридической терминологией. Поэтому определение понятий в виде дефиниций направлено на обеспечение доступности нормативных актов для всех.

Существует официальное и неофициальное толкование норм.

Официальное толкование включает два подвида:

— аутентичное толкование, которое предоставляется органами, издающими норму;

— легальное толкование, например, предоставляемое Пленумом ВС РФ.

Доктринальное толкование, как одна из форм неофициального толкования, предоставляется научными учреждениями. В свою очередь, толкование норм может быть нормативным, когда оно применимо ко всем ситуациям безотносительно конкретного случая, или казуальным, когда оно относится к конкретной ситуации. Эти виды толкования представляют собой способы уяснения норм права.

Системное толкование предполагает, что ни одна норма права не может рассматриваться изолированно, и оно играет важную роль в современной юриспруденции, подчеркивая необходимость учитывать взаимосвязь норм.

Применение толкования правовых норм в практике

Примеры практического применения толкования

Рассмотрим пример буквального толкования правовых норм.

В постановлении Пленума ВС РФ, опубликованном 29 ноября 2016 года № 55, обсуждается важный аспект, касающийся интерпретации закона. Конкретно, рассматривается пункт 3 статьи 240 УК РФ. Этот документ явно подчеркивает, что в ходе предъявления своих аргументов суд не имеет права ссылаться на уголовные доказательства, невнесенные в протокол и не подвергшиеся исследованию. Подчеркивается, что судебное решение должно опираться исключительно на те доказательства, которые были официально представлены и прошли установленную процедуру проверки в ходе судебного процесса. Таким образом, суд, формируя свою позицию, должен опираться на закрепленные в протоколе сведения, исключая возможность учитывать дополнительные доказательства, которые не были представлены сразу. Этот принцип полностью соответствует требованиям, изложенным в тексте самой статьи 240 УК РФ.

Пример по Постановлению Пленума ВС РФ от 17.12.2015 года № 56, ярко демонстрирует расширительное толкование правовых норм. В этом документе суд разъясняет понятие «угрозы», как установленное в части 1 статьи 163 УК РФ. Согласно этому постановлению, в понятие «угрозы» включаются не только те обстоятельства, явно описанные в тексте статьи 163 УК РФ, но и применение абсолютно любого насилия, хотя эти действия не упоминаются непосредственно в самой статье.

Таким образом, толкование правовых норм играет важную роль в правовой системе. Оно направлено на ясное и подробное понимание норм, закрепленных в законах и иных актах. Толкование способствует единству законности и предсказуемости правовой системы. Правовые нормы должны функционировать как «живое право», которое изменяется и развивается со временем, но при этом сохраняет свою структуру и сущность.

Литература:

  1. Письмо Минфина России от 20 апреля 2018 г. № 03–11–06/3/26727 «О принятии нормативного правового акта об установлении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Советского городского округа Ставропольского края» // СПС Консультант Плюс.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2018 г., N 4.
  3. Постановление Конституционного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2017 г. № 74-П, // СПС Консультант Плюс.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 г. N 55 «О судебном приговоре» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, январь 2017 г., N 1.
  5. Бошно С. В. Толкование норм права // Право и современные государства. 2013. № 4. С. 23–24.
  6. Великий Д. П. Специально-юридический способ толкования норм уголовно-процессуального права // Lex russica. 2020. N 2. С. 67.
  7. Иванова Т. В. Гласность от истоков до современности и ее значение в толковании норм права // Российский судья. 2020. N 6. С. 47–52.
  8. Карнушин В. Е. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении». СПб., 2017. 60 с.
  9. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. М.: Инфра-М, 2017. 920 с.
  10. Попова Л. Е. Толкование права — необходимый и важный элемент правореализации процесса // Вестник научных конференций. 2015. № 3–6 (3). С. 108–113.
  11. Суркова С. В. Расширительное толкование норм права // СПС КонсультантПлюс. 2022.
  12. Толстик В. А., Дворников Н. Л., Каргин К. В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция. 2010. 84 с.
  13. Эбзеев Б. С. Конституционное право России: учебник. М.: Проспект, 2018. 780 с.
Основные термины (генерируются автоматически): норма, толкование, акт, официальное толкование, Постановление Пленума ВС РФ, судебная практика, орган, грамматическое толкование, доктринальное толкование, казуальное толкование.


Ключевые слова

правовые нормы, толкование

Похожие статьи

Задать вопрос