Защита прав потребителей при договоре купли-продажи, заключенном через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 17.11.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Ханина, А. К. Защита прав потребителей при договоре купли-продажи, заключенном через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет / А. К. Ханина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107712/ (дата обращения: 07.05.2024).



В настоящее время во всех сферах деятельности широкое распространение получили электронные цифровые технологии, способствовавшие формированию электронных средств обмена информацией, что, в свою очередь, влияет на гражданские правоотношения. Информационные технологии способствуют эффективному взаимодействию субъектов гражданского права из-за экономии времени за счет автоматизации многих процессов.

Удобство совершения гражданами сделок через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, не выходя из дома является главным плюсом. Тем самым граждане могут реализовать свои права и обязанности совершенно на новом уровне, а именно заключать сделки через сеть Интернет.

Несмотря на положительные аспекты заключения сделок через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет имеются несовершенства в законодательстве в связи с правовой неопределенностью сути договора, заключенного в сети Интернет. Соответственно, возникает ряд сложностей при разрешении споров между продавцом и потребителем.

Договор купли-продажи, заключенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет представляет собой продажу товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора [4].

Граждане активно пользуются интернет-платформами для покупки товаров, что отражается непосредственно на статистике увеличения количества нарушений в сфере защиты прав потребителей при дистанционной торговле. За 2022 г. в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области поступило 10103 обращения, 49,4 % которых относится к вопросам нарушений прав потребителей [5].

А в Управлении Роспотребнадзора по Москве в 2022 г. подано 30 695 обращений о защите прав потребителей, из них заявления в отношении нарушений в сфере розничной торговли составила 46,4 % (14 252). Значительное количество обращений относительно нарушений в сфере розничной торговли приходилось в совершении сделок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет — 50,7 % (7 226), что почти в полтора раза больше, чем за первое полугодие 2021 года [6].

Основными проблемами в сфере защиты прав потребителей являются обеспечение прав информационных прав потребителей, идентификация продавца, безопасность сделок и добросовестности.

При совершении сделки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет потребитель, в большинстве случаев, оплачивает товар до его получения, то есть граждане не могут ознакомиться с товаром заранее [1, с. 570; 2, с. 32]. Но бывает так, что продавец отправляет некачественный товар, в связи с этим покупатель хочет вернуть денежные средства, уплаченные за товар, но здесь возникает трудность, поскольку продавец не спешит возвращать за него деньги даже если есть претензии со стороны покупателя.

Товар при доставке покупателю приходит в запечатанном виде, потребитель, не всегда проверяет его целостность при подписании акта приема-передачи. Кроме того, курьер просит подписать акт приема-передачи товара еще до того, как он будет выгружен. В связи с чем, многие потребители, в силу незнания законодательства, подписывают, а потом проверяют товар. В следствии продавец, как и суд, больше не принимают претензии. Для защиты прав потребителей при заключении договора заключенного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет необходимо дополнить законодательство специальными нормами, которые были бы связаны конкретно с проверкой качества товара при его покупке в интернет-магазине. Итак, необходимо предоставить потребителю возможность проверить товар в течение одного дня с момента его получения.

Определение надлежащего ответчика истцом является еще одной проблемой. В основном совершение сделки в сети Интернет приходится на анонимных продавцов, и поэтому информация о продавце не предоставляется вообще или предоставляется в виде абонентского ящика [3, с. 70]. Нет достоверной информации о приобретенном товаре (в реальности товар часто выглядит не так, как указывал продавец).

Законодательство на данный момент не предусматривает способ выполнения информационных обязательств продавца при продаже товаров через сеть Интернет, такой как размещение достоверной информации о продавце и товаре на веб-сайте в качестве обязательного.

Отсюда следует, что в пункт 2 статьи 26.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» необходимо внести уточнение, а именно: «Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об адресе (месте нахождения) продавца, закрепить обязательное размещение на сайте продавца информации о продавце, включающую предоставление сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В будущем это требование в определенной степени способствовало бы решению проблемы идентификации продавца в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, усилению защиты прав потребителей. Информация о веб-сайте лица, продающего товары через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, была открытой информацией и содержалась в публичных реестрах Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, была доступна потребителю путем ознакомления с выпиской из соответствующего реестра.

Таким образом, защита прав потребителей при дистанционной торговле на сегодняшний день имеет ряд неразрешенных проблем. Главным образом это связано с недостаточным урегулированием в действующем законодательстве особенностей дистанционной торговли, ответственности продавцов, требований к информации о продавце и товаре.

Таким образом, защита прав потребителей в договоре купли-продажи, заключенного в информационно-телекоммуникационной сети сегодня имеет ряд нерешенных проблем. В основном это связано с недостаточной регламентацией в действующем законодательстве особенностей совершения сделок в сети Интернет, ответственности продавцов, требований к информации о продавце и товаре.

Литература:

  1. Величко В. В. Дистанционный способ торговли в условиях цифровых технологий // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — 2021. — № 1. — С. 569–573.
  2. Машукова Г. А. Проблемы защиты прав потребителей при дистанционной торговле через сеть «Интернет» // Юридический факт. — 2017. — № 21. — С. 32–34.
  3. Дмитриева М. В. Дистанционный способ продажи товаров: некоторые аспекты защиты прав потребителей // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке: мат. всерос. научн.- теор. конф. адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института МВД РФ (Ростовна-Дону, 19 апреля 2016 г.). — Ростов н/Д.: Рост. юр. ин-т МВД РФ, 2016. — С. 68–71.
  4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 140, «Российская газета», № 8, 16.01.1996.
  5. Об итогах работы управления Роспотребнадзора по городу Челябинску с обращениями граждан в 2022 г. // Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Челябинску. URL: https://74.rospotrebnadzor.ru/bytag5/-/asset_publisher/k4mF/content/информация-по-работе-с-обращениями-граждан-управления-роспотребнадзора-по-челябинскои-области-за-9-месяцев-2022-г (дата обращения: 21.12.2022).
  6. Об итогах работы управления Роспотребнадзора по городу Москва с обращениями граждан в 2022 г. // Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москва. URL: https://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/zpp/11016-upravlenie-rospotrebnadzora-po-g-moskve-zashchishchaet-prava-potrebitelej-itogi-raboty-za-6-mesyatsev-2022-goda (дата обращения: 21.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): информационно-телекоммуникационная сеть, потребитель, Интернет, продавец, дистанционная торговля, Единый государственный реестр, товар, достоверная информация, заключение договора, розничная торговля.


Похожие статьи

Задать вопрос