Противодействие коррупции в системе государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.11.2023

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Хортик, И. А. Противодействие коррупции в системе государственной власти / И. А. Хортик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107682/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автором рассматриваются причины коррупции в органах государственной власти на территории Российской Федерации и стран мира и проблемы её предотвращения. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики, рассмотрены главные направления пресечения осуществления таких правонарушений. Предложены возможные пути решения проблем, связанных с этим противодействием.

Ключевые слова: противодействие коррупции, государственная служба, органы власти, коррупция, злоупотребление полномочиями, контроль.

В XXI веке коррупция стала одной из глобальных проблем, вследствие этого вопросы борьбы с ней затрагивают многие страны, в том числе и Россию. Её распространение стало международной проблемой, комплексно затрагивающей современное общество.

Данное явление довольно широко распространено, оно проявляется не только на различных уровнях взаимодействия граждан с различными органами государства, но и во взаимоотношениях других субъектов (например, граждан и организаций). Так, человек может столкнуться с коррупцией на разных этапах социально-гражданского взаимодействия (в том числе, с органами власти), включая трудоустройство и карьерный рост, получение качественного образования и т. д.

Коррупционная компонента препятствует развитию общества и государства, оказывая негативное воздействие на их моральные ценности, поэтому в большинстве случаев в современных странах такой тип деяний рассматривается как серьезное нарушение законодательства, в том числе и потому, что она разлагает работу государственных институтов, наносит комплексный ущерб обществу и государству.

Коррупцию можно определить как использование лицом, наделенным властью и полномочиями, определённого социально-общественного статуса для достижения своих индивидуальных целей. Спецификой нарушений законодательства в данной сфере можно назвать эксплуатацию служебного положения для получения определённой выгоды в достижении собственных целей и интересов.

Характеризуя ответственность за данные нарушения нормативно-правовых актов в разных государствах, следует отметить, что в России санкции за их осуществление начинаются с штрафов, часть из них предполагает лишение свободы. При этом в КНР, например, в качестве одной из мер контрдействия таким деяниям выступает смертная казнь. Наличие подобных жёстких мер позволяет пресекать формирование явлений, связанных с ненадлежащей эксплуатацией собственного профессионального статуса ответственными лицами на раннем этапе, делая Китай одним из наименее коррумпированных государств в мире

С другой стороны, в таких странах как Бразилия, Венесуэла и Парагвай можно отметить отсутствие эффективного контроля в сфере пресечения коррупции, что способствует довольно высокому уровню подобных превышений своих полномочий в данных странах.

Вследствие того, что коррупция негативно сказывается на функционировании национальных институтов и состоянии общества, разные государствах стремятся предотвращать данное явление. Так, в Российской Федерации Федеральный закон N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» выступает нормативно-правовой основой пресечения подобных превышений собственных полномочий в стране. В основе этого противодействия — определение ответственности за злоупотребление служебным положением, за получение и дачу взятки, злоупотребление полномочиями либо иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законодательным требованиям [1].

Основная цель национальной антикоррупционной политики — снижение уровня злоупотреблений полномочиями, служебным статусом и защита интересов граждан, общества и государства. Её достижение требует решения ряда антикоррупционных мер, среди которых можно отметить:

— предупреждение коррупционных правонарушений;

— привлечение к ответственности в соответствии с законодательством;

— компенсация убытков, причиненных данными нарушениями государственных нормативно-правовых актов;

— формирование негативного общественного отношения к коррупции [1].

Профилактика совершения исследуемых правонарушений также включает в себя ряд мер, среди которых можно указать на такие меры:

— формирование состояния нулевой терпимости к коррупционному поведению;

— производство экспертизы нормативно-правовых актов с точки зрения их потенциального вклада в возможное ненадлежащую эксплуатацию ответственными лицами своих компетенций;

— установление квалификационных требований для госслужащих и проверка сведений, ими предоставляемых;

— развитие институтов общественного контроля для обеспечения соблюдения российского законодательства о противодействии превышениям полномочий должностных лиц [3].

На наш взгляд, для наиболее эффективного пресечения возникновения коррупционных нарушений национального законодательства, необходимо реализовывать комплекс мер по таким направлениям как:

— модернизация порядка прохождения госслужбы;

— обеспечение максимальной объективности в закупках для госнужд;

— исключение необоснованных запретов и ограничений в экономической деятельности;

— совершенствование порядка использования государственных ресурсов;

— повышение уровня оплаты труда и социальной защиты госслужащих для уменьшения мотивации к превышению своих полномочий, неправомерной эксплуатации собственного профессионального положения;

— укрепление международного сотрудничества с правоохранительными органами других стран для эффективной борьбы с трансграничной коррупцией.

— развитие механизмов контроля, осуществляемого по обращениям граждан.

Мы полагаем, что реализация мер по подобным направлениям создаст условия для более раннего выявления и пресечения проявлений, связанных с ненадлежащим использованием своего служебного статуса и компетенций. Данные задачи могут быть поставлены как перед органами исполнительной, законодательной власти, так и перед муниципальными органами. Кроме того, для обеспечения эффективных контрдействий осуществлению преступлений подобной направленности следует изучать и применять опыт зарубежных государств в части борьбы с коррупцией.

Опираясь на результаты анализа международного опыта предотвращения коррупционных правонарушений, можно выделить основные принципы, следование которым заметно повышает эффективность ведения антикоррупционной деятельности. Их комплексное использование, таким образом, может быть полезным в применении на территории Российской Федерации. К данным принципам можно отнести:

— обеспечение прозрачности и подотчетности органов власти;

— увеличение значимости общественного мнения;

— обеспечение прав и защиты частной собственности;

— ужесточение наказаний за все виды преступлений, связанных с превышением профессиональных полномочий должностными лицами;

— декларирование презумпции виновности чиновников в коррупционных нарушениях российских нормативно-правых актов;

— обеспечение неотвратимости наказаний за действия, осуществляемые в рамках ненадлежащего использования ответственными лицами своих служебных обязанностей;

— реализация положений политики нетерпимости к нарушениям российского законодательства, обусловленным злоупотреблением служебным положением;

— декларирование и обеспечение гласности СМИ [3].

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что зарубежный опыт пресечения неправомерных деяний коррупционного характера опирается, в том числе, на применение разных законодательных методов воздействия, направленных на борьбу с коррупцией. Особый интерес представляют методы, доказавшие свою эффективность использования в практике антикоррупционной деятельности зарубежных государств.

Несмотря на то, что не существует универсальных, применимых во всех случаях и условиях методов борьбы со злоупотреблением служебным положением и полномочиями, тем не менее, можно выделить ряд основных общих принципы, использование которых будет эффективно и в нашей стране.

Литература:

  1. Беловецкий Д. Д. Противодействие коррупции: состояние исследований и основные взгляды на административную ответственность за коррупционные правонарушения // Правоведение, 2021. — N 14. — С. 28–29.
  2. Гладких В. И. Антикоррупционные меры на государственной службе: Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. И. Гладких, В. М. Алиев, В. Г. Степанов-Егиянц. — 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 207 с.
  3. Румянцева Е. Е. Противодействие коррупции: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румянцева. Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 267 с.
Основные термины (генерируются автоматически): служебное положение, государство, коррупция, Российская Федерация, антикоррупционная деятельность, ненадлежащая эксплуатация, ненадлежащее использование, орган власти, российское законодательство, служебный статус.


Похожие статьи

Задать вопрос