Музыкальные арт-проекты в дополнительном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.11.2023

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Маслов, В. О. Музыкальные арт-проекты в дополнительном образовании / В. О. Маслов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107644/ (дата обращения: 02.05.2024).



Музыкальные арт-проекты в дополнительном образовании в последнее время набирают особую популярность среди форм проведения мероприятий. Участие в музыкальных арт-проектах у учащихся способствует не только развитию музыкальных навыков, но также и приобретению социальных навыков. Эти программы предполагают создание креативной среды, в которой дети могут экспериментировать, рисковать и найти свое собственное выражение. В данной статье будут рассмотрены понятия «Дополнительное образование» и «Арт-проект», а также будут рассмотрены и описаны разные виды арт-проекты не только в музыке, но и в искусстве в целом.

Ключевые слова: дополнительное образование, образование, арт-проект, арт, проект, музыка.

Дополнительное образование — образование, получаемое по дополнительным программам общего и профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности [1].

По мнению Б. А. Дейча, дополнительным образованием является профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор учащегося вида деятельности, а целью — удовлетворение познавательных интересов учеников и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников [2].

Согласно закону об образовании ст. 75–76 дополнительное образование делится на дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

К основным отличительным чертам дополнительного образования В. Голованов причисляет добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и изменчивость, а также осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества [2].

В. Качалов описывает в своей статье дополнительное профессиональное образование как образование, которое можно получить только при уже оконченном среднем профессиональным или высшим образовании [3].

Дополнительное образование является важным компонентом развития личности и позволяет расширить кругозор, углубить знания в интересующих областях и развить творческие способности.

В современной системе дополнительного образования существуют шесть основных направлений [4]:

– социально-гуманитарное, техническое;

– техническое;

– туристическо-краеведческое;

– физкультурно-спортивное;

– естественнонаучное;

– художественное.

Программы, ориентированные на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, включаются в художественную направленность. Эти программы помогают развивать творческий подход, эмоциональное восприятие и образное мышление, а также готовят личность к постижению мира искусства и самореализации в творческой деятельности.

Художественные программы представлены различными направлениями, такими как хореография, музыка, театральное искусство, вокал, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы, а также эстетическое развитие и многие другие.

В дополнительном музыкальном образовании наряду с традиционными занятиями, в практику вошли и зарекомендовали себя как эффективные такие формы, как концерты, фестивали, мастер-классы, музыкальные клубы, вечера, баттлы и т. д. Кроме того появляются новые, разнообразные формы культурно-досуговой деятельности.

Данные новшества ставят перед педагогикой дополнительного образования множество разных задач.

Одной из набирающих популярность технологий организации культурных событий в дополнительном образовании является арт-проект.

Арт-проект — понятие дихотомичное, оно состоит из двух понятий «арт» и «проект». Английское слово «art» дословно переводится как «искусство», а проект происходит от английского слова project, что переводится как «выступающий» или «брошенный вперед».

Арт-проекты в дополнительном образовании представляют собой уникальные и оригинальные программы, которые способствуют развитию творческого потенциала учащихся. В отличие от стандартных уроков и академических занятий, эти проекты позволяют детям экспериментировать, выражать свои мысли и чувства через искусство, а также развивать новые навыки и умения.

Формы музыкальных арт-проектов в дополнительном образовании очень разнообразны, это может быть организация концертов или выставок, где обучающиеся представляют свои работы перед публикой. Такие проекты помогают развивать уверенность в себе и исполнительские навыки, а также учат работать в команде.

В рамках музыкальных арт-проектов также проводятся мастер-классы и творческие лаборатории, где учащиеся могут обучаться под руководством профессиональных музыкантов и художников. Это помогает им получить новые знания и опыт, а также раскрыть свой творческий потенциал.

Один из примеров такого арт-проекта — это «Живопись светом». В рамках этой программы ученики изучают принципы световой живописи и создают свои собственные произведения искусства с использованием различных источников света. Они учатся играть с тенями, освещением и перспективой, чтобы передать на холсте особую атмосферу и настроение. Этот арт-проект не только развивает творческие способности, но и помогает детям осознать роль света в искусстве и повседневной жизни.

«Художественный эксперимент» — еще один арт-проект, который вдохновляет детей на творчество и новаторство. В рамках этой программы ученики знакомятся с различными художественными техниками и материалами, такими как акриловая краска, коллаж, ткань и многое другое. Они могут создавать абстрактные произведения, экспериментировать с необычными комбинациями цветов или текстур, исследовать новые способы выразительности и свою индивидуальность. Этот проект помогает детям осознать свободу творческой мысли и оспорить традиционные представления об искусстве.

Еще одним захватывающим арт-проектом является «Мультимедийная инсталляция». В рамках этой программы дети учатся создавать искусство, используя современные технологии и мультимедийные инструменты. Они могут создавать аудио-визуальные произведения искусства, интерактивные инсталляции или даже виртуальные миры. Этот проект позволяет ученикам расширить свои представления об искусстве, а также развить навыки работы с компьютерными программами и техническими устройствами.

Арт-проекты в дополнительном образовании предоставляют возможность изучать биографии известных исполнителей и групп. Детям рассказывается о творческом пути этих музыкантов, о значимых для них событиях и достижениях. В результате подобных исследований дети получают представление о разных культурных традициях и влиянии различных музыкантов на мировую музыкальную сцену.

Однако арт-проекты не только расширяют знания о музыке, но и помогают детям развивать навыки музицирования. В рамках этих проектов дети имеют возможность изучать игру на различных инструментах, а также практиковаться в сольном исполнении или коллективной игре. Это способствует формированию у них ритмического чувства, слуха и координации движений.

Музыкальные арт-проекты в дополнительном образовании обладают высокой актуальностью в современном образовательном контексте. Эта тема находится в центре внимания из-за следующих факторов:

– необходимость развития творческих способностей обучающихся, которые позволяют им понимать музыку и музицировать, выражая тем самым свои способности;

– интеграция музыкальных арт-проектов в образовательный процесс, способствует его обогащению разнообразными методами, средствами и формами;

– арт-проекты способствуют развитию организаторских навыков и социальных качеств, поскольку совместная работа в музыкальных арт-проектах учит сотрудничеству, коммуникации и развитию лидерских качеств;

– развитие музыкального образования, так как арт-проекты способствуют с одной стороны сохранению музыкальных традиций, а с другой — развитию разножанровых музыкальных интересов, что обуславливает целостность образовательного процесса.

Таким образом, арт-проекты в дополнительном образовании предоставляют детям возможность раскрыть свои творческие способности, развиться как личность и взглянуть на искусство с новой стороны. Такие проекты не только способствуют развитию чувства прекрасного и художественного вкуса, но и помогают детям стать более уверенными в себе и открытыми к новым идеям.

Литература:

  1. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. С. 37
  2. Буйлова Л. Н. «Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования российской Федерации»
  3. Качалов В. В. «Дополнительное профессиональное образование: Понятие, особенности, виды»
  4. РМЦ Ульяновской области / Направленности программ дополнительного образования детей / Текст: электронный — 2023. — URL: https://rmc73.ru/napravlennosti-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej/ (дата обращения: 13.10.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, ребенок, программа, проект, рамка этой, английское слово, дополнительное профессиональное образование, искусство, музыка, образовательный процесс.


Похожие статьи

Задать вопрос