Особенности эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.11.2023

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Романова, А. Н. Особенности эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью / А. Н. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 445-449. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107621/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье представлены новые эмпирические факты, позволяющие уточнить выраженность структурно-уровневых особенностей эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью.

Ключевые слова: особенности, эмоциональный интеллект, люди с алкогольной зависимостью.

С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с алкогольной зависимостью. Они плохо понимают свои эмоции и чувства других людей, и не могут управлять своей эмоциональной сферой. В обществе их поведение менее адаптивно и влияет на все сферы жизни. Эмоциональный интеллект является очень важной составляющей для человека с такой проблемой в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации на этапе реабилитации и влияет на развитие способностей человека регулировать собственное поведение, взаимодействовать с окружением, справляться с жизненными задачами и трудностями, использовать внутренние ресурсы, обеспечивающие психологическую сохранность и развитие. Объект исследования: эмоциональный интеллект. Предмет исследования: структурно-уровневые особенности эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью. Феномен эмоционального интеллекта изучается все большим числом исследователей. Тем не менее, эмоциональный интеллект у людей, имеющих алкогольную зависимость, остается недостаточно выявленным и проработанным в научной психологии. У таких людей эмоциональный интеллект имеет свои особенности, что обосновывает необходимость их изучения. У лиц с алкогольной зависимостью снижен контроль над своими эмоциями. И повышение эмоционального интеллекта освобождает их от защитной реакции употребления алкоголя и является важным для коррекции личности в период реабилитации алкогольной зависимости. Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию в практике с людьми, имеющими алкогольную зависимость. Анализ имеющихся работ в исследуемой области позволил выделить следующие противоречия: противоречие между необходимостью регулирования эмоционального состояния людей с алкогольной зависимостью и недостаточной разработанностью теоретических представлений об особенностях эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость и противоречие между потребностью практики в теоретико-методическом обеспечении комплексной психологической помощи людям с алкогольной зависимостью с низким эмоциональным интеллектом и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций для осуществления этого процесса. Это позволило поставить в качестве исследовательской проблемы теоретического обоснования и проверки диагностической процедуры изучения эмоционального интеллекта.

Цель нашего исследования — выявление структурно-уровневых особенностей эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью.

Исходя из поставленной цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

1) провести теоретический анализ понятий эмоционального интеллекта и алкогольной зависимости;

2) обосновать методы и методики исследования структурно-уровневых особенностей эмоционального интеллекта;

3) выявить структурно-уровневые особенности эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость и не имеющих алкогольную зависимость;

4) провести сравнительный анализ и выявить структурно-уровневые особенности эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью;

5) разработать рекомендации для психологов, работающих с людьми, имеющих алкогольную зависимость.

Теоретико-методологическими основами настоящего исследования являются:

1) эмоциональный интеллект — И. Н. Андреева, В. А. Васильев, Д. В. Люсин, Д. Гоулман [2, 7, 9];

2) эмоциональный интеллект как модель способностей Майера и Саловея (Mayer and Salovey, 1997; Brackettand Salovey, 2006) [4];

3) эмоционально-социальный интеллект (ЭСИ) Р. Бар-Она (1997; Bar-on, 2006) [5];

4) эмоциональный интеллект как модель эмоциональных компетенций (Goleman 1998; 2001; Boyatzis, 2006) [7];

5) эмоциональный интеллект как идея единства аффекта и интеллекта (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) [6, 8, 11];

6) самоотношение — С. Р. Пантилеев, В. В. Столин, Е. Т. Соколов [10];

7) теория эмоционального интеллекта Н. Холла [9].

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют уточнить содержание понятия «Эмоциональный интеллект»; проанализированы основные концепции эмоционального интеллекта, представлены особенности, обоснованы роли понимания своих и чужих эмоций у людей с алкогольной зависимостью. Практическая значимость исследования обусловлена ее направленностью на научно-методическое обеспечение консультационной, психопрофилактической, коррекционной работы психолога с людьми, имеющими алкогольную зависимость. Определяется актуальным запросом на разработку качественных методов и процедур исследования личности. Способствует расширению представлений о зависимости и разработке обоснованных программ психологической реабилитации людей. Результаты проведенного исследования могут заложить основу для внедрения нового направления деятельности психологической службы и стать основаниями психологического прогнозирования развития. На основе поставленной цели, была выдвинута гипотеза — у людей, имеющих алкогольную зависимость, эмоциональный интеллект имеет свои особенности.

Эмпирическую основу работы составил анализ результатов исследования лиц, имеющих алкогольную зависимость и не имеющих алкогольную зависимость, проходившего на базе тренингового центра «ШЭН» г. Оренбурга. Общее количество 80 человек в возрасте от 20 до 50 лет: из них 52 женщины, 28 мужчин.

В ходе проведения исследования были использованы следующие методы: беседа, опрос, тестирование, качественный и количественный анализ, метод математической обработки по критерию Стъюдента.

Диагностический аппарат представлен следующими методиками:

1. Методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева — позволяющая выявить систему самооценок и систему эмоционально-ценностного отношения к себе.

2. Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта — направлена на выявление способностей к пониманию отношения личности, которые проявляются в эмоциях.

  1. Методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева. С. Р. Пантилеев выделяет две подсистемы в составе самоотношения: систему самооценок и систему эмоционально-ценностного отношения к себе. В случае оценки самоотношение представляет собой самоуважение, чувство компетентности или чувство эффективности. В качестве эмоции самоотношение предстает как симпатия, чувство собственного достоинства, ценности, принятия. Оценочный компонент самоотношения основан на оценке собственной эффективности в достижении цели. Разработанная им методика исследования самоотношения содержит 110 вопросов. Содержание методики. Данные теста определяют три фактора самооценки личности: самоуважение (шкалы 1–4), самосимпатия (5–7), самоунижение (8–9): открытость для саморефлексии, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.
  2. Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта. Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений [9]. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал: эмоциональная осведомленность (осознание и понимание своих эмоций, постоянное пополнение собственного словаря эмоций, осведомленность о своем внутреннем состоянии); управление своими эмоциями (произвольное управление своими эмоциями, способность человека чувствовать свои эмоции, давать им характеристику, переживать их и отпускать после этого); самомотивация (внутренняя сила, которая заставляет двигаться вперед, способность проявлять инициативу и действовать для достижения целей и выполнения задач, внутреннее побуждение действовать, творить и добиваться); эмпатия (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания); распознавание эмоций других людей (умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей, эмоции позволяют оценить состояние человека и составить прогноз отношений с ним, помогает ориентироваться в отношениях с людьми и составляет основу успешности).

Этапы эмпирического исследования.

На первом этапе исследования нами была поставлена задача выявить структурно-уровневые особенности эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость и не имеющих алкогольную зависимость представленные следующими параметрами: выявление системы самооценок и системы эмоционально-ценностного отношения к себе; выявление способностей к пониманию отношения личности, которые проявляются в эмоция; определение уровня эмоционального интеллекта. Задача второго этапа заключалась в репрезентации независимой переменной исследования. Необходимо было выделить 2 группы (80 человек): людей, имеющих алкогольную зависимость и не имеющих алкогольную зависимость. Участники были ознакомлены с его задачами, также были обговорены условия анонимности. Испытуемые указывали имя, пол, возраст, образование, статус. Изучаемые переменные: эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями; самомотивация; эмпатия; распознавание эмоций других людей, система эмоционально-ценностного отношения к себе: симпатия, чувство собственного достоинства, ценности, принятие. На третьем этапе исследования проводился сравнительный анализ и сравнение полученных данных по методикам. Для проверки значимости различий использовались качественный и количественный анализ. С целью проверки гипотезы об особенностях эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость, проводился анализ номинативных данных с использованием метода критерия Стъюдента. На четвёртом этапе, на основании полученных результатов исследования разрабатывались рекомендации для психологов по работе с людьми, имеющими алкогольную зависимость.

На основании первичных данных, в результате статистической обработки, была составлена таблица, отражающая уровни эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость и не имеющих алкогольную зависимость (см. Таблица 1). Также проведен сравнительный анализ.

Таблица 1

Уровень выраженности эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость (ЛСАЗ) и не имеющих алкогольную зависимость (ЛБАЗ) по методике Н. Холла «Оценка эмоционального интеллекта» (80 чел.). Сравнительная таблица

Характеристика эмоционального интеллекта

Участники

Высокий уровень(%, чел.)

Средний уровень(%, чел.)

Низкий уровень(%, чел.)

Эмоциональная осведомленность

ЛСАЗ

20 % (8)

70 % (28)

10 % (4)

ЛБАЗ

50 % (20)

50 % (20)

0 % (0)

Управление своими эмоциями

ЛСАЗ

5 % (2)

15 % (6)

80 % (32)

ЛБАЗ

5 % (2)

60 % (24)

35 % (14)

Самомотивация

ЛСАЗ

20 % (8)

35 % (14)

45 % (18)

ЛБАЗ

35 % (14)

45 % (18)

20 % (8)

Эмпатия

ЛСАЗ

25 % (10)

40 % (16)

35 % (14)

ЛБАЗ

55 % (22)

25 % (10)

20 % (8)

Распознавание эмоций других людей

ЛСАЗ

25 % (10)

25 % (10)

50 % (20)

ЛБАЗ

30 % (12)

45 % (18)

25 % (10)

Интегративный уровень

ЛСАЗ

5 % (2)

40 % (16)

55 % (22)

ЛБАЗ

30 % (12)

45 % (18)

25 % (10)

По шкале «интегративный уровень эмоционального интеллекта» у ЛСАЗ 55 % (22 чел.) имеют низкий уровень. У ЛБАЗ — 25 % (10 чел.). Данные свидетельствуют о том, что люди, имеющие алкогольную зависимость, слабо осознают свои жизненные цели, пути их достижения и не признают свои ошибки, не стремятся извлечь урок из трудной ситуации. Не способны разобраться в себе и причинах своих чувств, переносить стресс и контролировать свои импульсы, фокусироваться на людях и их чувствах. Средний уровень развития имеют ЛСАЗ 40 % (16 чел.) выборки. ЛБАЗ — 45 % (18 чел.). Люди, имеющие алкогольную зависимость, характеризуются, как не всегда способные вовремя замечать и направлять свои неконструктивные, «стрессовые» реакции, эмоции и импульсы в другое русло, умение сдерживать и осмысливать свою реакцию на события и людей, прежде чем начать действовать. Высокий уровень развития наблюдается у 5 % (2 чел.) ЛСАЗ. У ЛБАЗ — 30 % (12 чел.). Испытуемым с высоким развитием интегративного уровня легче выстраивать эффективные коммуникации, и они лучше адаптируется к изменениям окружающей обстановки. Понимание жизненной ситуации, принятие себя и других, в свою очередь, может обеспечить им чувство безопасности и эмоционального комфорта. Таким людям свойственно уверенное поведение, лишённое, в тоже время, неадекватной агрессивности, желания доминировать любой ценой, позитивная, но при этом реалистичная самооценка, способность взглянуть на себя интегрально;

Таким образом, согласно результатам по методике Н. Холла, у испытуемых, не имеющих алкогольную зависимость, выше качественные и количественные показатели развития эмоционального интеллекта. По следующим характеристикам: «эмоциональная осведомленность»; «эмпатия», по шкалам «управление своими эмоциями»; «самомотивация»; «распознавания эмоций других людей» — означает адекватный контроль над эмоциями, способностью к самомотивации, пониманию многообразий выражений эмоций у других людей. Отмечено, что низкий уровень характеристик эмоционального интеллекта у людей, не имеющих алкогольную зависимость, установлен для меньшего количества. Итак, если для людей, имеющих алкогольную зависимость, характерен низкий уровень эмоционального интеллекта, то у лиц, не имеющих алкогольную зависимость, эмоциональный интеллект проявляется на высоком и среднем уровне. Эмпирически подтвердилась значимость различий результатов методики Н. Холла «Оценка эмоционального интеллекта», у ЛСАЗ и у ЛБАЗ, по всем шкалам (p < 0,01).

Результаты методики С. Р. Пантилеева «Методика исследования самоотношения» показали (см. Таблица 2), что показатели методики исследования у людей, не имеющих алкогольную зависимость отличаются: высокий уровень характерен для большинства выборки по шкалам «самоуверенность», «саморуководство», «зеркальное Я», «самоценность»; средний уровень по шкалам «внутренняя честность», «самопринятие»;низкий уровень по шкалам «самопривязанность», «внутренний конфликт», «самообвинение».

Таблица 2

Результаты диагностики по методике «МИС» у людей, имеющих алкогольную зависимость (ЛСАЗ) и не имеющих алкогольную зависимость (ЛБАЗ) (80 чел.). Сравнительная таблица

Шкалы

Участники

Высокий уровень(%, чел.)

Средний уровень(%, чел.)

Низкий уровень(%, чел.)

Внутренняя честность

ЛСАЗ

15 % (6)

65 % (26)

20 % (8)

ЛБАЗ

45 % (18)

50 % (20)

5 % (2)

Самоуверенность

ЛСАЗ

45 % (18)

45 % (18)

10 % (4)

ЛБАЗ

90 % (36)

5 % (2)

5 % (2)

Саморуководство

ЛСАЗ

50 % (20)

30 % (12)

20 % (8)

ЛБАЗ

60 % (24)

35 % (14)

5 % (2)

Зеркальное Я

ЛСАЗ

45 % (18)

45 % (18)

10 % (4)

ЛБАЗ

65 % (26)

30 % (12)

5 % (2)

Самоценность

ЛСАЗ

70 % (28)

25 % (10)

5 % (2)

ЛБАЗ

80 % (32)

15 % (6)

5 % (2)

Самопринятие

ЛСАЗ

15 % (6)

75 % (30)

10 % (4)

ЛБАЗ

20 % (8)

70 % (28)

10 % (4)

Самопривязанность

ЛСАЗ

0 % (0)

40 % (16)

60 % (24)

ЛБАЗ

5 % (2)

45 % (18)

50 % (20)

ВнутреннийКонфликт

ЛСАЗ

30 % (12)

40 % (16)

30 % (12)

ЛБАЗ

10 % (4)

35 % (14)

55 % (22)

Самообвинение

ЛСАЗ

35 % (14)

35 % (14)

30 % (12)

ЛБАЗ

20 % (8)

10 % (4)

70 % (28)

Эмпирически подтвердилась значимость различий результатов методики «МИС» у лиц, имеющих алкогольную зависимость и не имеющих алкогольную зависимость по шкалам «внутренняя честность», «самоуверенность», «зеркальное я», «внутренний конфликт», «самообвинение» (p<0,01). Значимость различий не подтвердилась по шкалам «саморуководство», «самопринятие», «самопривязанность», «самоценность». Но здесь, согласно полученным данным, мы можем наблюдать тенденцию к различиям.

На основании качественного и количественного анализа эмпирической части нашей работы, мы можем сделать следующие выводы: гипотеза о том, что у людей, имеющих алкогольную зависимость, эмоциональный интеллект имеет свои структурно-уровневые особенности, в основном, получила подтверждение: дальнейшие исследования феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, может открыть возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих в процессе межличностного взаимодействия; развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом; самоотношение является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние на многие аспекты поведения, играет важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций; позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, в свою самостоятельность, энергичность, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуациях неопределенности; стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способностью взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности.

Эмоциональный интеллект представляет собой сложный психологический феномен, развитие которого является необходимым: для людей профессий «человек-человек», в первую очередь для педагогов, психологов и воспитателей; для людей с алкогольной зависимостью, эмоциональная жизнь которых нуждается в упорядочивании на основе установления взаимодействия аффекта и интеллекта, для детей и родителей; для инвалидов, развитие эмоционального интеллекта которых может служить базой взаимодействия с другими людьми, компенсацией физических и моторно-двигательных ограничений; для любого человека, как фактор саморазвития и гармонизации взаимодействия с окружающими.

Литература:

  1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111–131.
  2. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2012. — № 5. — С. 57–65.
  3. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. — Новополоцк: ПГУ, 2011. — 388 с.
  4. Белоконь, О. В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства / О. В. Белоконь // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: 2009. — С.16.
  5. Вайсбах, X. Эмоциональный интеллект / X. Вайсбах, У. Дакс. — М.: Лик Пресс, 1998. — 160 с.
  6. Выготский, Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С.157–159.
  7. Гоулмен, Д. В лабиринте эмоционального интеллекта / Д.Гоулман // Отдел кадров. — 2012. — № 8. — С. 98–100.
  8. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
  9. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2012. — С. 29–36.
  10. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантилеев — М.: МГУ, 1991. -110 с.
  11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2000. — 720 с.
Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная зависимость, эмоциональный интеллект, уровень, методика, особенность, эмоционально-ценностное отношение, эмоция, распознавание эмоций, сравнительный анализ, шкала.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, особенности, люди с алкогольной зависимостью

Похожие статьи

Задать вопрос