Применение антропологического подхода в практике современного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Применение антропологического подхода в практике современного образования / Т. И. Лиховцова, Н. С. Алехина, Е. В. Сазонова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107598/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и уникальности. Проанализированы принципы применения антропологического подхода в практике современного образования.

Ключевые слова : антропологический подход, инновация, гуманитаризация образования, принципы антропологического подхода.

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что образование претерпевает большие изменения. Поиск новых средств образования, обеспечивающих не только предметные знания и умения, но и субъектный опыт, опыт самосознания личности, — это требование времени. Все чаще педагоги-исследователи и практики образования в последние годы обращаются к идеям антропологизации образования. Впервые разработал и обосновал антропологический подход К. Д. Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — это положение К. Д. Ушинского было и остается неизменной истиной для современной педагогики. На современном этапе, такие тенденции современного образования как: демократизация, индивидуализация, диалогичность образования требуют от педагогов приоритетной ориентации на удовлетворение потребностей самого человека, гуманитаризации образования. В связи с этим, в рамках становления гуманитарной парадигмы, антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и уникальности, развитии человека в единстве трех его характеристик (личность, индивидуальность, субъект). Антропологический подход вооружает педагогов и родителей знаниями о них самих и об их питомцах, об окружающих людях. Специальные исследования показывают, что антропологический подход актуален в любом возрасте, и что педагог, освоивший антропологический подход как ценность и как научно обоснованную аксиому, отличается от коллег. Для педагога, владеющего антропологическим подходом, характерна личностная заинтересованность в развитии ребенка как человека, а не только как существа обучающегося. Он видит смысл и цель своей деятельности не столько в сообщении детям знаний, приучении их к дисциплине, развитии одной из их сторон личности ребенка (интеллекта, сознания, чувств, воли, организма, духовной сферы), сколько в содействии совершенствованию ребенка как целостного существа. В свое время К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в единстве общего, особенного и отдельного. [5, С. 5].

Антропологический подход в практике современного образования направлен на признание уникальности каждого человека, его предпочтений, интересов, индивидуальных способностей. Применение антропологического подхода осуществляется при соблюдении следующих принципов, которые можно положить в основу востребованных практикой образования новых решений.

Принцип непрерывности образования для человека определяется как ведущий принцип развития образования. Важно, чтобы образование было непрерывным и способствовало личностному и профессиональному развитию каждого человека. Здесь реализуется гносеологическая функция антропологического подхода, т. к. невозможно обеспечить потребность в непрерывном образовании без стремления к знанию, то есть развитие знаний человека осуществляется на основе познания.

Принцип интегративности способствует целостному развитию ученика и формированию у него комплекса навыков и знаний, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Интегративность способствует активизации познания, развитию критического мышления, развивает творческие и аналитические навыки, а также учебные и жизненные навыки.

Принцип рефлексивности основан на том, что это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных знаний и поступков (Н. М. Борытко, А. А. Бизяева). В контексте педагогики, использование рефлексивных практик позволяет педагогу улучшить качество своей деятельности и достичь большего профессионального роста. Так реализуется прогностическая функция в понимании человеком всего происходящего и стремлении к улучшению себя и собственной деятельности.

Принцип целостности требует обращения к человеку как единству физического и психического, телесного и духовного, общественного и индивидуального (А. Н. Орлов, В. А. Игнатова, Б. А. Намаканов, М. М. Расулов). Целостный педагогический процесс представляет собой единство обучения и воспитания, где каждый элемент образовательного процесса взаимодействует с другими для достижения общей цели. Принцип целостности способствует формированию гармоничной личности, способной к самореализации и успешной социализации в обществе.

Принцип гуманитарности является самым важным и общим принципом обучения. Принцип гуманитарности в образовании утверждает, что человек — это главная ценность этого процесса. Принцип гуманитарности способствует созданию оптимальных условий для самореализации и развития личности; предполагает свободу, творчество, уникальность и диалогичность; дает возможность интерпретации смыслов и ценностей.

Принцип социокультурного соответствия (сообразности) выражается двумя исторически сложившимися принципами природо- и культуросообразности (В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова, Е. В. Бондаревская, Л. М. Лузина, Т. Б. Алексеева). В отечественной педагогике идею культуросообразности развивал в трудах К. Д. Ушинский. По мнению педагога, воспитание образованного человека и гражданина должно начинаться с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, родины, ее природы, географии, истории, культуры. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре. Используя принцип культуросообразности, необходимо также учитывать в воспитании ценности и нормы общечеловеческих и национальных культур. Приобщение ребенка к различным культурам общества — весьма сложная задача. Решать эту задачу необходимо совместными усилиями семьи и общества, различных учреждений и объединений, в которых находится ребенок в разные периоды своей жизни. Задача педагога заключается в приобщении ребенка с раннего детства к национальной культуре; активном включении в социальное воспитание знаний родного языка, народных песен, сказаний, литературы и искусства, а также использовании культурного наследия прошлого, духовных ценностей мировой культуры. В данном принципе реализуется нормативно — праксеологическая функция антропологического подхода.

Сочетание данных принципов, обеспечивает благоприятную среду развития каждого учащегося, поскольку они способствуют сотрудничеству, инициативности, творческому началу, саморазвитию, самообразованию, активизации познавательной деятельности. Эти принципы популярны в применении педагогами и признаются эффективными. Чем больше и системно используются данные принципы, тем более результативна деятельность педагогов и обучающихся.

Таким образом, антропологический подход в практике современного образования актуален как в педагогической теории, так и в практике образования в связи с необходимостью решения задач гуманитаризации современного общества и образования. В настоящее время антропологический подход является одним из ведущих в педагогике, так как отличается многофакторным подходом к процессам развития личности, ориентирован в познавательном смысле на интеграцию, с одной стороны, объективно существующих жизненных форм, в рамках которых формируется индивид, а, с другой, культурно обусловленных структурных и типологических особенностей личности. Образование и воспитание, построенное с учетом принципов антропологического подхода, соответствует потребностям времени, социума и человека, что придает ему подлинно гуманный характер.

Литература:

1. Б. М. Бим-Бад. Педагогическая антропология: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 — педагогика. М.: Изд-во УРАО, 2003. 204 с.

  1. И. А. Бирич. Философская антропология и образование: На путях к новому педагогическому cознанию. М.: Жизнь и мысль: Москва. Учеб., 2008. 269, с.
  2. К. Н. Воробьева. Антропологический подход к воспитанию // Педагогика: научно-теоретический журнал — 2007. — № 5. — C. 55–58.
  3. З. И. Гладких. Творческое наследие К. Д. Ушинского как источник художественно-педагогической антропологии // Искусство и образование: Журнал. Методики, теории и практики художеств. Образования и эстет. Воспитания. — 2007. — № 2 (34). — C.18–36.
  4. История педагогики, педагогическая антропология / [Отв. Ред. Г. Б. Корнетов] М.: Изд-во УРАО, 2002. 104 с.
  5. Г. М. Коджаспирова. Педагогическая антропология: учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2005. 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): антропологический подход, принцип, современное образование, образование, современная педагогика, знание, изучение человека, практик образования, принцип целостности, приобщение ребенка.


Ключевые слова

инновация, антропологический подход, гуманитаризация образования, принципы антропологического подхода

Похожие статьи

Задать вопрос