Развитие правового регулирования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.11.2023

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Моськина, М. М. Развитие правового регулирования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность / М. М. Моськина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107575/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье раскрывается путь развития правового регулирования сделок с заинтересованностью, отражены основные нормативно-правовые акты, регулирующие сделки с заинтересованностью на каждом этапе их развития, отражено действующее законодательство, в статье сопоставлены нормы, существовавшие на ранних этапах развития сделок с заинтересованностью и современные нормы, приведен их анализ.

Ключевые слова: сделки, крупные сделки, сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, правовое развитие сделок с заинтересованностью.

The article reveals the path of development of legal regulation of interested party transactions, reflects the main legal acts governing interested party transactions at each stage of their development, reflects the current legislation, the article compares the norms that existed at the early stages of the development of interested party transactions and modern norms, provides from analysis.

Keywords: transactions, major transactions, interested party transactions, legal development of interested party transactions.

Злоупотребление в деятельности акционерных обществ в России появилось достаточно давно, еще в дореволюционный период, и какого-либо регулирования данного явления не существовало. На подобные злоупотребления обращали внимание многие правоведы.

Нормы, регулирующие деятельность акционерных обществ второй половины XIX века, а также косвенно регулирующие сделки с заинтересованностью, входили в Свод Законов Российской Империи. Данные нормы являются предшественниками современного законодательства. Например, примечанием 4 к статье 2174 Свода Законов Российской Империи устанавливалось, что «директоры-распорядители (или соответствующие им должностные лица) кредитных учреждений не могут одновременно состоять директорами-распорядителями акционерных компаний» [1]. Приведенная норма свидетельствует о наличии возникновения ситуаций с злоупотреблением в деятельности акционерных обществ в связи с заинтересованностью участников общества. В этой связи интересно подметить современную норму, как ни странно, допускающую возможность совмещения должности директора в одном обществе и членство в дирекции или в правлении в другом, так в абзаце 3 пункта 3 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», указано, что «совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества» [2].

Свое дальнейшее регулирование сделки с заинтересованностью получили в Своде законов 1906 года. В приложении 13 к статье 2158, Г. Ф. Шершеневич отмечал, что законом устанавливалось ограничение в пользовании голосом в тех случаях, когда возникало опасение, что личный интерес голосующего сильнее в нем интереса члена товарищества. При возникновении подобных ситуаций, акционер, у которого был возможен личный интерес — терял право голоса, и воспользоваться правом голоса не мог ни лично, ни по доверенности [3, с. 427].

Также в проекте Гражданского Уложения 1905 года в статье 2350 содержалось ограничение, которое устанавливало, что при заключении акционерным товариществом договора с лицом или товариществом, состоящими в числе акционеров, ни это лицо, ни неограниченно ответственные члены товарищества, хотя бы последние состояли и членами акционерного товарищества, не пользуются правом голоса ни за себя, ни по доверенности других акционеров» [4].

В современном законодательстве, в Федеральном законе «Об акционерных обществах» в статье 83 сказано, что сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует обязательного предварительного согласия на ее совершение. Однако также указывается, что на такую сделку может быть получено согласие либо совета директоров, либо наблюдательного совета лишь по требованию единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества, члена совета директоров или наблюдательного совета общества или акционера, обладающего не менее чем одним процентом голосующих акций общества. Что в непубличном обществе, что в публичном решение о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров или наблюдательным советом общества большинством голосов директоров, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества, не заинтересованных в ее совершении [5].

Затем деятельность акционерных обществ регулировал ГК РСФСР 1922г. Однако данный нормативно-правовой акт не содержал норм, регулирующих сделки, в совершении которых имеется заинтересованность. Напротив, ст. 357 ГК РСФСР, устанавливала, что «правление заведует делами о-ва и является его представителем как на суде, так и в сношениях с органами правительства и со всеми другими лицами во всех делах его. Оно вправе заключать все сделки, входящие в круг операций о-ва». [6].

Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года вообще не содержал в себе такого понятия как акционерное общество, так в статье 24 был приведен исчерпывающий перечень юридических лиц, согласно данной статье «юридическими лицами являются: государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс; учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правами распорядителей кредитов (за изъятиями, установленными законом); государственные организации, финансируемые за счет иных источников и имеющие самостоятельную смету и самостоятельный баланс; колхозы, межколхозные и другие кооперативные и общественные организации и их объединения, а также в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, предприятия и учреждения этих организаций и их объединений, имеющие обособленное имущество и самостоятельный баланс; государственно-колхозные и иные государственно-кооперативные организации». [7].

Соответственно ввиду отсутствия акционерных обществ, совпадении интересов хозяйствующих обществ, поскольку они все принадлежали государству, отсутствовала необходимость в регулировании сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

В настоящее же время помимо акционерных обществ существуют и общества с ограниченной ответственностью, которые могут полностью находится во владении частных лиц, поэтому существует острая необходимость в регулировании сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

С 01.01.1996 года начал действовать уже привычный нам Федеральный закон N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», регулирующий сделки с заинтересованностью в акционерных обществах. Правовое регулирование экстраординарных сделок в обществах с ограниченной ответственностью содержит Федеральный закон N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», вступивший в законную силу 01.03.1988г.

Теперь законодательно закреплено понятие сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Данное понятие закреплено, как в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» (статья 45), так и в Федеральном законе «Об акционерных обществах» (статья 81), оно гласит что «сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, признается сделка, в совершении которой имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества, либо лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания» [8].

Федеральным законом от 03.07.2016 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» были внесены изменения в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность». Данные изменения многие признают реформированием института экстраординарных сделок. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2017 г. С введением в силу указанного Федерального закона, существенно изменились критерии квалификации сделок крупных сделок и следок с заинтересованностью, изменился и порядок их согласования. Например, существенно сократилось количество согласуемых сделок, в связи с этим значительно снизилась бюрократизация в компаниях — данное изменение является, безусловно, положительным.

Интересно также отменить, что теперь непубличные общества могут вообще отказаться от согласования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Как отмечает в своей статье Шиткина Е. С., «это правило может быть полезным для семейного бизнеса или, например, для связанных экономической зависимостью хозяйственных обществ (холдингов, групп компаний). Юридические лица, входящие в холдинг (группу компаний), тем самым могут быть избавлены от необходимости согласовывать сделки с заинтересованностью, заключаемые в пределах группы, участники которой находятся под контролем одного лица (и, соответственно, между ними отсутствует конфликт интересов)» [9].

Поскольку возникало множество вопросов относительно правильного применения введенных новелл, 26 июня 2018 г. Верховный Суд РФ представил толкование соответствующих институтов в Постановлении N 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность».

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что законодатель сделал огромный провыв в правовом регулировании экстраординарных сделок, и это очевидно, поскольку этого требуют многообразие возникающих общественных отношений, множество совершения таких сделок обществами, стремительное развитие экономических отношений — все это подчеркивает реальную необходимость и важность правового регулирования сделок с заинтересованностью.

Литература:

  1. Свод Законов Российской Империи// СПС «Консультант плюс».
  2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об акционерных обществах»// СПС «Консультант плюс».
  3. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т.1: Введение. Торговые деятели.- М.Статут, 2003, Т.1.
  4. Гражданское уложение: Проект Редакционной. комиссии. по сост. Гражданского уложения: 2-я ред., с объяснениями. Кн. 1. «Общие положения» — СПб., 1903–1905.
  5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об акционерных обществах»// СПС «Консультант плюс».
  6. Гражданский кодекс РСФСР 1922г.// СПС «Консультант плюс».
  7. Гражданский кодекс РСФСР от 11.06.1964г.// СПС «Консультант плюс».
  8. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью»// СПС «Консультант-Плюс».
  9. И. С. Шиткина. Значение реформы института крупных следок и сделок с заинтересованностью для теории и практики// СПС «Консультант плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): сделка, заинтересованность, общество, совершение, ограниченная ответственность, лицо, единоличный исполнительный орган, коллегиальный исполнительный орган, личный интерес, Российская Империя.


Ключевые слова

сделки, крупные сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, правовое развитие сделок с заинтересованностью

Похожие статьи

Задать вопрос