Мотивация к получению образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.11.2023

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Хлопотов, С. Н. Мотивация к получению образования / С. Н. Хлопотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107570/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье автор рассматривает мотивацию получения высшего образования в современном обществе.

Ключевые слова: высшее образование, студент, мотивация, институт, образование.

Образование является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие личности, социализацию, оттачивание профессиональных навыков и благополучие в жизни. Образование предоставляет необходимую базу знаний, навыков и умений, способствующих профессиональному росту и самореализации. Мотивация к образованию индивидуальна и зависит от разнообразных факторов, включая личные цели. В данной работе рассмотрим тему мотивации к образованию и возможные стратегии для преодоления связанных с ней проблем.

В начале написания данной статьи невозможно не отметить, роль среднего образовательного учреждения, а именно школы, данное заведение вызывает много вопросов из-за недостатка информирования учащихся на тему куда и по каким специальностям их могут ждать предприятия или государственные учреждения. К нам в школу не приходили люди в форме, тот персонаж из одноимённой поэтической пенталогии «Дядя Степа» нам не читал лекций, от чего образа и желания быть защитником своего государства или спасателем не прививалось. В общем и целом, наша пропаганда показывает себя не лучшим образом (ссылаюсь лишь на свой жизненный опыт и школьных лет в моем родном городе). Ведь наблюдая за фильмами или книгами времён СССР, где показывается ребёнок, который хочет быть тем, кем гордится по истине вся необъятная страна, будь это спасатель, милиционер или космонавт, в наши дни подобного и не встретить...

Одним из важных аспектов школы является преподавательский состав, тот базис и интерес к учёбе, начинается с начальных классов. Если школьный учитель будет креативно и грамотно преподносить информацию, чтобы маленькие люди были вовлечены в процесс обучения, тогда в дальнейшем будет их проще обучать. Интерес к разным предметам в первую очередь зависит от знаний учителя, эти знания не только лишь самого предмета, но и как правильно вести сами занятия, например, при неудачах маленького человека не стоит ругать, а возможно стоит лучше объяснить, ведь все усваивают материал по разному, есть детки, с которыми родители занимаются с раннего детства, а есть те которых отдают в детский сад, и ребёнок сам социализируется и развивается, так как может. От чего к разному ученику должен быть разный подход, например, к тем, кто хорошо справляется с поставленными задачами можно вознаграждать, чтобы тот ученик, который не справляется с этим, имел мотивацию достичь этого вознаграждения, чтобы не ощущать себя неправильно понятым или вовсе глупым человеком, в раннем возрасте сложно являться «нерукопожатным».

Алексеева П. М. отмечает понятие вознаграждение как «это все, что человек считает ценным для себя.... В исследованиях определяются два главных типа вознаграждения: внутреннее и внешнее. Внутреннее вознаграждение даёт сама деятельность.... Внешнее вознаграждение — это такой тип награждения, который возникает не от самой деятельности, а даётся организацией». [1]

На сегодняшний день сложно найти профессию, где не требуется образование, что и побуждает заканчивать, хоть какое-то образовательное учреждение. От чего выбор зачастую складывается из того, что предложат им их родители, на базе девятого класса это техникум, колледж или училище, на базе 11 классов — военное училище или высшее образовательное учреждение. Дальше по тексту я буду затрагивать лишь высшее образование.

Мотивация — это главный толчок в развитии человека, без неё познание и интерес к учёбе быстро канет в лету. Мотивация — это сила, которая побуждает человека действовать. Она может быть внутренней, когда человек хочет достичь определённых целей или внешней, когда человек получает награду за её достижение. Мотивация зачастую встречается положительной (удовлетворение потребностей и достижение цели), но бывает и отрицательной (уйти от наказания за невыполнение поставленных целей).

Современная образовательная система находится в нестабильном положении. Во-первых, мы видим, как важность личных достижений уступает место личным связям и знакомствам при поиске возможностей и преимуществ в образовании. Во-вторых, при найме на работу работодатели могут больше ценить не только знания, полученные в ходе обучения, а скорее обладание образовательными и коммуникативными навыками, а также наличие самого диплома. Все эти аспекты в совокупности оказывают влияние на мотивацию поступления в высшее учебное заведение. Социологи изучают различные концепции процесса обучения в высших учебных заведениях. Они изучают различные факторы этого процесса, такие как мотивы поступления в вуз, удовлетворённость студентов обучением, качество образовательных программ, роль высшего образования в формировании личности и профессиональной карьеры и др. Исследования показывают важность высшего образования, так как происходит социализация молодых людей с интеграцией их в общество, обретение новых знакомств, что в будущем сможет помочь в различных рабочих и жизненных ситуациях, результаты исследования значимости получения высшего образования ««обеспечить себе материальное благополучие в будущем»; «получить больше возможностей для самореализации»; «стать профессионалом, который может гордиться результатами своей работы». При этом мотив материального благополучия лидирует с большим отрывом. Его отнесли к значимым и очень значимым 94,4 % всех респондентов. Мотивы профессионализма и самореализации назвали значимыми и очень значимыми 77,9 % и 73,6 %, респондентов соответственно. Не значимыми и совсем не значимыми для большинства первокурсников являются мотивы: «свободная студенческая жизнь»; «получение диплома как документа»; «стать своим в кругу людей, которые мне интересны» (83,37 %, 80,5 %, 77,8 % респондентов соответственно). Остальные мотивы заняли промежуточное положение, респонденты демонстрировали существенное расхождение мнений в оценке степени их значимости». [4]

Образование помогает развить навыки критического мышления, работу в команде и другие не мало важные компетенции. Также социологи отмечают, что качество высшего образования может варьироваться в зависимости от учебного заведения и страны. Некоторые вузы предлагают более качественные образовательные программы и более высокий уровень преподавания, чем другие. Это может влиять на выбор студентов и их удовлетворённость обучением. В целом, исследования социологов о высшем образовании помогают лучше понять роль этого института в обществе и его влияние на жизнь молодых людей.

Так Кузьмина Ю. В. научный сотрудник ВШЭ (Высшая школа экономики) в своей статье говорит о интересе студентов, цитирую «больше всего довольны своей учёбой те ребята, кто выбирал специальность, руководствуясь интересами — интересной учёбой и интересной работой в будущем. А вот у студентов, которые ориентировались на лёгкость поступления и желания родителей, больше шансов разочароваться в учёбе». [3] Так же РИА Новости публикует вместе с HeadHunter свои исследования, цитирую «только четверть (26 %) студентов в России абсолютно довольны своим обучением, в среднем учащиеся в вузах и колледжах оценивают качество образования в 3,6 балла из пяти». [2]

Образование является одним из важных и значимых шагов в жизни человека. На этом пути к получению образования могут встречаться такие трудности как финансовые, отчасти это не проблема, так как человек может образовываться хоть до конца своих дней, я считаю это меньшим из зол препятствующим людям в получении образования, в основе своей это не желание или нехватка времени. Отсутствие образовательных государственных учреждений «возможно» в более доступной среде, таких как интернет, где люди могут получить необходимый лекционный занимаясь параллельно, тем от чего не могут уйти, будь это работа или годовалый ребенок, которого не с кем оставить.

Для решения этих проблем необходимо принять меры на различных уровнях. Государственные органы должны создать доступные и качественные образовательные программы и условия, а также предоставить финансовую поддержку для тех, кому она необходима. Образовательные учреждения должны стремиться к повышению качества образования и привлечению студентов различных социальных групп.

Важное значение имеет также мотивация самого индивида. Личностные убеждения, цели и амбиции могут стать хорошим источником внутренней мотивации. Поддержка со стороны семьи, друзей и общества также играет важную роль.

В итоге, получение образования имеет огромное значение для личностного и профессионального развития. Несмотря на существующие проблемы, их преодоление возможно через совместные усилия государства, образовательных учреждений и самого индивида. Поэтому, стимулирование получения образования должно быть одним из приоритетов нашего общества.

Литература:

  1. Алексеева П. М. Мотивационный подход к подготовке учителя начальных классов к методической деятельности в процессе повышения квалификации. — 2016 № 51–5. с. 29–35
  2. Стало известно, сколько российских студентов довольны своим образованием — РИА Новости, 25.01.2023 (ria.ru)
  3. Довольны ли учебой в вузе студенты разных специальностей? — Новости Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (hse.ru)
  4. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. — 2017. — № 2. — С. 70–77
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, мотивация, образование, получение образования, материальное благополучие, работа, самый индивид.


Похожие статьи

Задать вопрос