Философия творчества Александра Кушнера: лирика как способ познания жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 11.11.2023

Статья просмотрена: 364 раза

Библиографическое описание:

Смирнова, П. О. Философия творчества Александра Кушнера: лирика как способ познания жизни / П. О. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107562/ (дата обращения: 07.05.2024).



В своей статье автор анализирует главные темы произведений Александра Кушнера, оценивает его вклад в развитие русской поэзии и рассматривает его произведения как важный элемент образовательного процесса.

Ключевые слова: философская лирика, подростки, любовь.

Александр Семёнович Кушнер является одним из самых глубоких и проникновенных лириков современности. Как говорил Иосиф Бродский: «Кушнер — один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имен, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский» [1]. Невозможно не согласиться с поэтом, ведь творчество А. С. Кушнера разнообразно и многогранно. Его поэзия, богатая на образы и эмоции, стала символом эпохи, в которой она была создана. В данной статье мы рассмотрим основные темы творчества Александра Кушнера, а также попытаемся осмыслить его вклад в развитие русской поэзии и место в образовательном процессе.

Ранние произведения Кушнера носят черты классической поэзии, но вместе с тем в них прослеживается влияние акмеистов и символистов. Он пишет стихотворения на различные темы. Кушнер стремится к максимальной точности и выразительности, что проявляется в его стремлении к лаконизму и простоте. В то же время, его стихи наполнены глубокими размышлениями о жизни и смерти, любви и одиночестве, времени и вечности, например, «Казалось бы, две тьмы…» (1969), «Расположение вещей…»(1974), «Быть нелюбимым, Боже мой!» (1975), «Любил — и не помнил себя, пробудясь…» (1978), «Времена не выбирают» (1978), «Ребёнок ближе всех к небытию…» (1978), «Смысл жизни — в жизни, в ней самой…»(1986), «Смерть и есть привилегия, если хотите знать» (1998) и другие.

Особенностью творчества Кушнера является его умение сочетать традиционные формы поэзии с современными тенденциями. Но тем не менее поэт всегда сохраняет свой неповторимый стиль. Стихи поэта понятны и близки каждому читателю, независимо от возраста и образования.

Изучение лирики Александра Кушнера приобретает особую значимость в контексте педагогической практики, ведь автор и сам был педагогом. Его стихотворения подходят для подростков, так как они затрагивают темы, которые могут быть интересны для них. Именно в подростковом возрасте люди начинают задумываться о вечных вопросах «В чем смысл жизни?», «Что такое любовь?». Часто подростки находятся в состоянии внутреннего разлада, противоречий. Мы считаем, что благодаря стихотворениям Александра Кушнера подростки могут увидеть отражение своих переживаний и опыта в его стихотворениях, пережить невзгоды и иначе взглянуть на неудачи. Именно это и делает изучение стихов А. С. Кушнера важным и актуальным.

Философская лирика Кушнера часто включает в себя размышления о быстротечности времени и неизбежности смерти. Например, в стихотворении «Времена не выбирают» он пишет:

«Времена не выбирают,

В них живут и умирают.

Большей пошлости на свете

Нет, чем клянчить и пенять.

Будто можно те на эти,

Как на рынке, поменять» [2].

В данном стихотворении автор подчеркивает идею о том, что каждый человек является творцом своей судьбы и способен сделать свою жизнь насыщенной и счастливой. Поэт утверждает, что мы не можем выбирать время и место рождения, но мы можем выбрать свое отношение к жизни и принимать решения, которые будут способствовать нашему счастью и благополучию.

Стихотворение «Казалось бы, две тьмы» представляет собой размышление о философских вопросах, связанных с пониманием тьмы и света, добра и зла, жизни и смерти. Автор начинает стихотворение с образа двух темных сторон, которые, казалось бы, являются противоположностями, но на самом деле тесно связаны друг с другом и составляют единое целое:

«Казалось бы, две тьмы,

В начале и в конце,

Стоят, чтоб жили мы

С тенями на лице» [2].

Тьма, которую автор описывает в стихотворении, не является просто отсутствием света. Это нечто большее — это символ непознанного, неизвестного, пугающего. Автор также говорит о другой тьме, дружелюбной:

«Но не сравним густой

Мрак, свойственный гробам,

С той дружелюбной тьмой,

Предшествовавшей нам».

Но и та и другая являются частью нашей жизни. Автор призывает нас не бояться ее. Хоть тьма может быть страшной и пугающей, но она также может быть источником новых открытий, позволяет взглянуть на жизнь с другой стороны и осознать, как быстротечно время.

В стихотворении «Смерть и есть привилегия, если хотите знать» Кушнер пишет:

«Смерть и есть привилегия, если хотите знать.

Ею пользуется только дышащий и живущий.

Лучше камнем быть, камнем... быть камнем нельзя,

лишь стать

Можно камнем: он твердый, себя не осознающий…» [2].

В произведении поэт задает вопрос о природе смерти и ее значении в жизни. Первая строка «Смерть и есть привилегия» вызывает некоторое противоречие и заставляет задуматься. Обычно смерть ассоциируется с концом жизни и потерей, но Кушнер говорит о ней как о привилегии. Это выражение вызывает у читателя вопрос о том, что именно делает смерть привилегией и как она может быть особенной.

«Нам оказана честь: мы умрем» — этими словами автор подчеркивает, что смерть — это показатель жизни, лучшего, что могло случиться с человеком. Ведь только тот, кто жил, может умереть. А. С. Кушнер говорит о том, что смерть и жизнь тесно связаны друг с другом. Чтобы научиться жить, нам нужно осознавать, что смерть неизбежна и присутствует в нашей жизни. Смерть придает особую ценность нашему существованию и побуждает нас ценить саму жизнь и наслаждаться каждым ее моментом. Стихотворение заставляет нас задуматься о значении смерти и понимании ее в контексте нашего существования.

В своих произведениях А. С. Кушнер также глубоко исследует природу любви и человеческих отношений. В его стихах часто звучат мотивы одиночества и разобщенности, которые, по мнению поэта, являются неизбежными спутниками любви. В стихотворении «Быть нелюбимым! боже мой!» Кушнер пишет:

«Быть нелюбимым! Боже мой!

Какое счастье быть несчастным!»

Это лирическое размышление о чувствах и эмоциях человека, который испытал отвержение, но продолжает любить несмотря ни на что.

«Какая жизнь — сходить с ума!

Как тень, по комнате шататься!

Какое счастье — ждать письма

По месяцам — и не дождаться» [2].

Автор говорит о том, что быть нелюбимым — это страдание, которое невозможно забыть или игнорировать. В то же время, любовь приравнивается к жизни. Кушнер подчеркивает, что любовь, даже безответная, может стать источником вдохновения и силы.

Любовь изображается как нечто сложное и противоречивое, но в то же время важное и ценное для человека. Хоть на первый взгляд в его стихах мы видим боль и разочарование. Однако, даже в самые тяжелые моменты, Кушнер не теряет веры в любовь и продолжает искать ее. Его стихи учат нас ценить каждый момент жизни, и не бояться открывать свое сердце для новых чувств.

Философская лирика Александра Кушнера занимает важное место в его творчестве и в литературе XX века в целом. Она привлекает своей искренностью, глубиной мысли и мастерством слова. В своих стихотворениях автор затрагивает такие темы, как жизнь и смерть, любовь и одиночество, время и пространство. Его стихи наполнены глубокими размышлениями о быстротечности времени и важности жить полной жизнью и помогают найти душе выход в самых трудных ситуациях. Кушнер внес значительный вклад в развитие жанра лирической миниатюры, создавая короткие, но емкие стихотворения, которые заставляют задуматься о смысле жизни и месте человека в мире.

По словам Дмитрия Лихачева поэзия Александра Кушнера не только убеждает человека в возможности счастья, она и сама вносит счастье в мир. Она учит на по-новому видеть окружающее. И чем шире простирается содержание поэзии, захватившей нас, тем богаче наш опыт, тем богаче наша жизнь, тем значительнее и... радостнее... [2]

Литература:

  1. Иосиф Бродский об Александре Кушнере / [Электронный ресурс] // Издательство «Время»: [сайт]. — URL: http://books.vremya.ru/books/poetry/poet_lib/122-kushner-izbrannoe.html/books/poetry/poet_lib/122-kushner-izbrannoe.html (дата обращения: 08.11.2023).
  2. Кушнер, А. «То, что мы зовем душой...»: избранные стихотворения / Александр Кушнер. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2023. — 416 с.
  3. Меркин, Г.С., «Поэт должен быть точен»: к юбилею Александра Семёновича Кушнера / Г. С. Меркин, [Электронный ресурс] // Издательство «Русское слово»: [сайт]. — URL: https://русское-слово.рф/articles/246197/?ysclid=lopqqn3vd6541716249 (дата обращения: 08.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): стихотворение, жизнь, автор, смерть, философская лирика, быстротечность времени, какое счастье, образовательный процесс, русская поэзия, смысл жизни.


Похожие статьи

Задать вопрос