Роль музеев и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 июня, печатный экземпляр отправим 26 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.11.2023

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Воротникова, А. Э. Роль музеев и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся / А. Э. Воротникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107525/ (дата обращения: 14.06.2024).



В статье рассматриваются образовательные и воспитательные возможности музея и музейной педагогикивформировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся.

Ключевые слова: обучение истории, воспитание, патриотическое воспитание, музей, музейная педагогика

Процесс формирования интереса к изучению истории, основанный на воспитании патриотических чувств через изучение исторического прошлого родного края, является одним из эффективных направлений в школьном историческом образовании. Изучение истории родного края способствует формированию интереса к познанию, стимулирует учеников к изучению прошлого своего края, родной культуры и традиций. Узнавая о событиях и людях, связанных с историей родного края, ученики становятся более заинтересованными и мотивированными к изучению истории в целом.

Изучая историю родного края, ученики узнают о традициях, ценностях и достижениях своего народа, что способствует развитию чувства гордости и привязанности к своей малой Родине. Это помогает формированию патриотической идентичности и вызывает интерес к истории и культуре своего народа. История родного края также помогает ученикам более глубоко понять и оценить исторические процессы, происходившие в мире, а сравнение и анализ исторических событий, происходивших в родном крае и в других регионах страны — развивают критическое мышление и способность анализировать и интерпретировать исторические источники. В связи с этим, одним из эффективных механизмов формирования интереса к изучению истории и воспитание патриотизма рассматривается музейная педагогика.

Дидактические возможности музейной педагогики играют важную роль в патриотическом воспитании, так как позволяет насыщать знания и эмоциональный опыт учащихся через прямое общение с историческими и культурными экспонатами. Музейная педагогика также активно использует интерактивные формы обучения, которые делают визит в музей более увлекательным и запоминающимся для учащихся. Кроме того, музейная педагогика помогает формировать у учащихся патриотические чувства и ценности. Прежде всего, музеи способствуют формированию уважения к историческому наследию своей страны и пониманию ее роли в современном мире.

Музейная педагогика является эффективным механизмом реализации патриотического воспитания, поскольку позволяет учащимся лично познать и пережить историческое и культурное наследие своей страны, развивает их эмоциональное и интеллектуальное понимание истории, а также формирует у них патриотические ценности и чувства [4, с. 11].

Понятие «музейная педагогика» зародилось в XIX — начале XX в., оно по-разному трактовалось исследователями и трансформировалось под воздействием представлений о роли музея в процессе обучения и воспитания.

В современной теории и практике обучения выявлена роль музейной педагогики, как научной дисциплины на стыке музееведения, педагогики и психологии. На данный момент, музейная педагогика рассматривается также как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности, которая объединяет и активизирует искусство, художественное образование и культурное наследие. Она стремится развивать творческий потенциал учащихся и стимулировать их познавательные способности через непосредственное взаимодействие с музейными экспонатами.

В уставе Международного совета музеев (International Council of Museums — ICOM), дано определение: «Музей — это некоммерческая, постоянно действующая организация на службе обществу, которая исследует, собирает, сохраняет, интерпретирует и демонстрирует материальное и нематериальное наследие» [8].

Музей являются важными институтами образования, расширяющими кругозор, развивающими воображение и способствующими самореализации и самообразованию. Музеи также выполняют важную функцию в пропаганде и популяризации истории и культуры [5, с. 150]. Они организуют выставки, экскурсии, лекции и другие мероприятия, которые позволяют широкой публике познакомиться с историческими событиями и фигурами, наследием своего народа, а также открыть для себя новые аспекты истории и культуры.

Музеи играют важную роль в образовании, т. к. они предоставляют обширную информацию и знания об истории, науке, искусстве и других областях. Музейные экспозиции, интерактивные выставки и программы образования позволяют посетителям развивать свои знания и навыки. Они могут изучать исторические факты, анализировать произведения искусства, искать решения проблем и расширять свое кругозор. Все это способствует развитию критического мышления, творческого потенциала и социальной ответственности [6].

Музей является идеальным местом для образовательной деятельности, так как он предоставляет возможность участвовать в изучении истории, культуры, науки и других областей знания. Особенно важно включать учащихся в деятельность музея, так как это помогает им активно вовлекаться в процесс обучения и развивать критическое мышление и аналитические навыки [7, с. 173].

Музейная педагогика имеет особую актуальность на современном этапе развития образования, так как она позволяет расширить границы учебного процесса и обогатить его новыми формами и методами работы. В условиях непрерывного школьного образования, когда обучение учащихся происходит не только внутри стен учебного заведения, но и вне его, музейная педагогика становится неотъемлемой частью интеграции учебных и воспитательных процессов [2. С. 161].

Среди средств воспитания подрастающего поколения, социализации, инкультурации и формирования гражданской идентичности подростков особое место занимают музеи, активная деятельность работников которых привела к возникновению такого направления в теории образования, как музейная педагогика [3, с. 140]. Чтобы процесс обучения был эффективным, в нем должны присутствовать все стороны общения:

— информативная — это передача и сохранение информации;

— интерактивная — это организация взаимодействия в совместной деятельности;

— перцептивная — это восприятие и понимание человека человеком.

Музейная педагогика в полной мере соответствует названными критериям. Более того, музей относится к контролируемым средствам распространения информации, что является одним из важных аспектов учебно-воспитательной работы [1, с. 34].

Музейная педагогика является одним из важных направлений деятельности музея, которое находит все большую поддержку и востребованность в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического и историко-краеведческого воспитания личности в рамках единого образовательного процесса. Музеи являются непреходящими хранителями культурного наследия и исторической памяти народа. Они с помощью различных выставок, экспозиций и программ предоставляют возможность посетителям познакомиться с историей, культурой и искусством. Музейная педагогика, в свою очередь, направлена на использование этих ресурсов для образовательных целей и активного вовлечения посетителей в процесс их освоения:

  1. В рамках духовно-нравственного воспитания, музей может стать площадкой для размышлений о ценностях, морали, этике. Музейные экспонаты, исторические и культурные объекты помогают проследить эволюцию моральных установок и первоначальных идеалов общества.
  2. Гражданско-патриотическое воспитание в музее направлено на формирование осознанной гражданской позиции, любви и уважения к своей стране и ее истории. Музей может проводить тематические выставки и мероприятия, посвященные важным событиям и деятелям, знаковым для национальной истории. Это помогает воспитывать гражданскую ответственность, положительные ценности и патриотическое чувство.
  3. Историко-краеведческое воспитание, которое тесно связано с музейной педагогикой, способствует познанию истории своего региона, культуры и традиций. Музеи могут организовывать различные мероприятия по изучению исторических событий и личностей, связанных с конкретной местностью.

Таким образом, все эти направления музейной педагогики помогают формированию целостной личности обучающегося, способной к анализу исторического опыта, культурному и моральному развитию, а также развивают познавательные и творческие способности:

  1. Музейная педагогика представляет собой область научного знания, которая возникает на пересечении и интеграции различных дисциплин, таких как педагогика, психология, музееведение, искусство и краеведение. Ее основная цель состоит в том, чтобы установить связь между прошлым, настоящим и будущим, и передать обществу самое ценное и полезное, что накоплено человечеством.
  2. Музейная педагогика играет важную роль в образовании и воспитании, предоставляя возможность учащимся и посетителям музеев активно взаимодействовать с экспонатами, произведениями искусства и историческими объектами. Она старается стимулировать у них интерес, познавательность и развивать критическое мышление.
  3. Музейная педагогика также способствует развитию эмоционального и эстетического восприятия, расширяет кругозор и культурные горизонты, а также влияет на формирование гражданской и патриотической идентичности. Она позволяет людям понять и оценить свое место в истории и обществе, а также осознать свои гражданские обязанности и права.

Литература:

  1. Музейная педагогика: из опыта методической работы / под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М.: Твор. центр Сфера, 2006. — 415 с.
  2. Сафронов, О. С. Музейная педагогика / О. С. Сафронов, Т. В. Грицакова // Библиотека вуза как информационное поле культурной коммуникации. — Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2008. — С. 156–162.
  3. Склизкоухих, Л. О. Мировоззренческий потенциал музейной педагогики / Л. О. Склизкоухих, О. С. Сафронов // Библиотека ВУЗа как информационное поле культурной коммуникации. — Воронеж: Воронежский гос. технический ун-т, 2007. — С. 138–144.
  4. Соколова, М. В. Музейная педагогика / М. В. Соколова. — Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2002. — 75 с.
  5. Соловьева, Н. В. Использование средств музейной педагогики в построении современного образовательного процесса / Н. В. Соловьева, Г. В. Вишина // Библиотека ВУЗа как информационное поле культурной коммуникации. — Воронеж: Воронежский гос. технический ун-т, 2007. — С. 148–152.
  6. Троянская, С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: учебное пособие / С. Л. Троянская. — Ижевск: Ассоц. «Науч. кн»., 2007. — 145 с.
  7. Хохлова, А. В. К вопросу о значении музейной педагогики в системе образования / А. В. Хохлова, О. С. Сафронов // Библиотека ВУЗа как информационное поле культурной коммуникации. — Воронеж: Воронежский гос. технический ун-т, 2007. — С. 173–175.
  8. Устав Международного совета музеев (ИКОМ) URL: https://icom.museum/en/resources/standards-guidelines/museum-definition/ (дата обращения: 07.11.23)
Основные термины (генерируются автоматически): музейная педагогика, изучение истории, музей, родной край, критическое мышление, история, культурное наследие, патриотическое воспитание, процесс обучения, образовательная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос