Особенности профессионально-прикладной физической подготовки для работников таможенных органов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.11.2023

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Бакешин, К. П. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки для работников таможенных органов / К. П. Бакешин, В. А. Маринчак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107507/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье раскрываются особенности физической подготовки студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», и сотрудников Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудник таможенной службы, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические методы.

Результат работы таможенных организаций в Российской Федерации на сегодняшний день обуславливается большим количеством условий, значимую роль из числа установленных и закрепленных захватывает непосредственно концепция высококвалифицированной подготовки профессионалов в области таможенного дела [8, с. 214]. Кроме того, большая значимость уделяется также подготовке учащихся к развитию способностей осуществлять деятельность вместе с передовыми технологиями, документацией, коммуникативной компетентностью.

Подготовка высококвалифицированных сотрудников Федеральной таможенной службы осуществляется в специализированных высших учреждениях. Именно там студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», также знакомят с методикой профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе физического воспитания будущих специалистов всех специальностей, в том числе специалистов таможенного дела, необходимо решать следующие задачи:

  1. проявление интереса к профессии, в том числе к физической культуре;
  2. формирование прикладных навыков и умений быстрого запоминания, оперативного мышления, развитие внимания и умения наблюдать;
  3. подготовка высокого уровня профессиональной работоспособности, в которую входят: интенсивная умственная нагрузки; функционирование центральной нервной, сердечно-сосудистой, системы;
  4. овладение индивидуальными средствами и методами поддержания необходимого уровня работоспособности в процессе трудовой деятельности [7, с. 41].

Все это лишь означает то, что выпускники по специальности «Таможенное дело» должны самостоятельно уметь заботиться о своей физической подготовке, а также заниматься физической культурой и спортом вне учебного времени, посещать спортивные секции. Для того, чтобы сформировать определённую физическую подготовку таможенников, необходимо также учитывать специфику их работы. Таможенники могут работать в аэропортах, автотранспортных и железнодорожных пунктах пропуска, в морских и речных портах.

При рассмотрении вопроса о профессионально-прикладных физических качествах для специалиста таможенной службы, рассматриваются при приеме на службу личностные, физические характеристики. К физическим качествам можно отнести: быстрота, выносливость и ловкость. К личностным качествам относятся: оперативное мышление; решительность — укрепляется за счет физических упражнений, где требуется мобилизация и волевое поведение; организаторские способности и инициативность — проявляется через участие в командных спортивных играх.

Таким образом, можно выделить определенные задачи в области профессиональной физической подготовки: улучшение физической подготовки будущих специалистов в области таможенного дела; применение эффективных методов преподавания физической культуры [5, с. 249].

Разнообразие и широкий спектр упражнений стал предпосылкой для разработки специальной программы для качественной и эффективной подготовки по специальности «Таможенное дело». Данная программа включает в себя такие направления физической подготовки, как:

  1. Рукопашный бой, который включает в себя элементы самообороны, а также приемы рукопашного боя в экстремальных ситуациях.
  2. Специализированная полоса препятствий, включающая в себя методы создания специальных двигательных навыков (ловкость, быстрота, выносливость) будущих специалистов.

Физическая подготовка студентов в Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии включает обучение приемам самообороны. Эффективность обучения во многом определяется уровнем развития координационных способностей занимающихся. Координационные способности человека − это сложный комплекс психофизиологических и сенсомоторных свойств, которые способствуют успешной реализации двигательных задач. Прирост показателей координационных способностей (ритмичность, точность движений, равновесие и др.) определяется не только индивидуальными особенностями физического развития, но и степенью синхронизации двигательных и вегетативных функций организма.

Обучение студентов приемам самообороны осуществляется с использованием системы последовательных действий (алгоритма). Алгоритм взаимодействия преподавателя и студента:

  1. Выполнение тренируемого двигательного действия с предварительным его словесным описанием и краткой характеристикой технико-тактического назначения.
  2. Выделение основного звена разучиваемого приема и детали техники по степени их значимости при выполнении.
  3. Представление обучающимся двигательного действия с «мысленным проговариванием» его исполнения.
  4. Анализ действий обучаемого преподавателем после выполнения разучиваемого приема [2, с. 114].

Федеральная таможенная служба, характеризующаяся высокой результативностью работы своих сотрудников, постоянно повышает требования к их профессиональной компетенции. Разносторонняя физическая подготовленность студентов таможенных вузов — будущих специалистов таможенной службы является одной из главных составляющих их профессиональной пригодности. Практический опыт работы позволяет авторам сделать вывод о том, что многие студенты не могут выполнить установленные программой нормативы по тестированию физических качеств. Особенно это проявилось после отмены вступительных испытаний по физической подготовке для абитуриентов. Существующие в настоящее время требования учебных программ по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», а также комплексы ГТО не всегда адекватны физическим возможностям значительной части студентов. В связи с этим для одних студентов выполнение нормативов упрощается, а для других − чрезмерно усложняется. Это приводит к тому, что занимающиеся перестают видеть положительный эффект от занятий [2, с. 112].

Поиск эффективных методов повышения уровня физической подготовленности студентов и ее оценки позволит контролировать темпы прироста физических качеств и определять потенциальные возможности занимающихся, стимулировать их к дальнейшему самосовершенствованию. Успешность внедрения в Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии комплексной системы поэтапного оценивания уровня освоения дисциплины «Физическая культура и спорт», дисциплин по выбору: «Прикладная физическая культура и спорт», «Физкультурно-оздоровительная деятельность и фитнес», «Адаптивная физическая культура», будет зависеть от разнообразия и эффективности методик физической подготовки студентов и наличия у занимающихся внутренней потребности (мотивации) к занятиям физическими упражнениями. С целью выявления у студентов преобладающих мотивов, побуждающих их к занятиям физической культурой и спортом, авторами был проведен в 2020–2021 учебном году анкетный опрос 120 студентов І–ІV курсов, обучающихся на факультете таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии.

Анализ результатов проведенного анкетного опроса показал, что у большинства студентов старших курсов (более 65 %) происходит изменение преобладающих мотивов, побуждающих их заниматься физической культурой и спортом, усиливается мотивация подготовки себя к будущей профессиональной работе. Научное обоснование способам повышения и оценки физической подготовленности студентов обеспечили ученые: биологи, психологи, физиологи. Они установили взаимосвязь природных способностей человека с особенностями его телосложения, показателями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервной системы и др. [2, с. 113].

Цель исследования — обосновать модель физической подготовки будущих специалистов таможенной службы с использованием элементов фитнес-программ с акцентом на развитие профессионально важных физических качеств, повышение умственной работоспособности и психоэмоционального состояния. В рамках решения задач исследования на протяжении всего периода обучения (с 2016 по 2021 г.) проводился анализ динамики уровня физической подготовленности, умственной работоспособности и психоэмоционального состояния 50 обучающихся Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

В результате эксперимента была разработана и апробирована модель физической подготовки будущих специалистов Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Модель объединила в себе организационно-педагогические условия ее эффективного функционирования, уровни адаптации к профессиональной деятельности и непосредственно средства физической культуры, выбранные с учетом профессиограммы для занятий со студентами экспериментальной группы. Эффективность разработанной модели подтверждают не только данные о приросте уровня физической подготовленности и уровня психоэмоционального состояния, но и процент выпускников, оставшихся в профессии [4, с. 34].

Также исследования проводились кандидатом педагогических наук, доцентом К. П. Бакешиным, который отмечал, что цель исследования — разработка и оценка эффективности методики обучения двигательным спортивным навыкам студентов-строителей через наглядно-образную модель.

Методика и организация исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на протяжении двух лет в течение 2018–2019 гг. В нем приняли участие две равноценные группы студентов первого курса строительного факультета: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 20 человек в каждой. Обучение студентов ЭГ проводилось по авторской методике. При рассмотрении наглядно-образного моделирования (НОМ) разучиваемых двигательных навыков как фазовый процесс формирования умственных действий и теоретическое обоснование педагогического эксперимента по обучению студентов-строителей через НОМ были определены частные взаимосвязанные задачи, способы и средства педагогического воздействия в каждой фазе становления НОМ.

Результаты исследования и выводы. В ходе экспериментальной работы раскрыт метод обучения спортивным двигательным навыкам через наглядно-образное представление на основе упорядочения деятельности зрительного и двигательного анализаторов при регулирующей роли второй сигнальной системы. Определены условия применения наглядно-образной модели как метода обучения двигательным навыкам в учебно-тренировочном процессе: создание оптимального представления способа выполнения двигательного навыка с «мысленным проговариванием» его структурно-описательной системы, включая двигательно-мышечные ощущения в комплексе с двигательной деятельностью, отражающей НОМ; соблюдение синхронности между образно представляемым ритмом звеньев двигательного навыка и его объективно воспроизводимым ритмом в период двигательной деятельности; кора больших полушарий головного мозга должна быть свободной от деятельности, которая не соответствует обучению данному двигательному навыку; создание положительного эмоционального состояния обучаемых, заинтересованности в овладении разучиваемым двигательным навыком.

Анализ полученных результатов выявил достоверное улучшение в ЭГ показателей общей физической подготовленности и положительную динамику технико-тактической подготовки студентов [1, с.50].

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что эффективность занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» обуславливается мотивационно-ценностным отношением студентов к предмету. Биологической основой различных способов контроля и оценки физической подготовленности студентов таможенных вузов является концепция о поэтапном и последовательном формировании и расширении адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Существующие различия в способах оценки итогов тестирования студентов усложняют процесс выявления индивидуальных норм и норм достаточной профессиональной физической подготовленности. Возникает потребность в разработке новых форм и методов практической работы, которые позволят создать модель системы критериев оценки физической подготовленности студентов. Для повышения уровня профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», необходимо применять, внедрять новые формы организации учебных занятий и секционной работы. Это позволит улучшить качество обучения и подготовить будущих специалистов в области таможенного дела к эффективной профессиональной деятельности.

Литература:

1. Бакешин К. П. Наглядно-образное моделирование как метод обучения студентов двигательным спортивным навыкам / К. П. Бакешин // Теория и практика физ. культуры. — 2020. — № 12. — С. 49–51.

2. Демеш В. П., Бакешин К. П., Дудус А. Н. Исследование методик физической подготовки студентов (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. -2022.- № 4 (84). -С. 112–115.

3. Катков А. Е. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов таможенных органов. — СПб., 2018. — С. 20–28.

4. Миронова О. В., Шаронова А. В., Ярчиковская Л. В., Устинова О. Н. Модель физической подготовки будущих специалистов таможенной службы//Теория и практика физической културы.-2022.-№ 4.- С.34–36.

5. Письменский, И. А. Физическая культура: учебник для вузов / И. А. Письменский, Ю. Н. Аллянов. — М.: Юрайт, 2020. — 493 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–09116–8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт: [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450258 (дата обращения: 30.09.2023).

6. Прохорова И. В. Методика физической подготовки будущих специалистов таможенного дела / И. В. Прохорова, Г. А. Дзержинский, С. Г. Дзержинский // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2019. — № 3 (121).-С.26–31. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika- fizicheskoy-podgotovki-buduschih-spetsialistov-tamozhennogo-dela/viewer (дата обращения: 24.09.2023).

7. Сырвачева В. К. Курс физической подготовки для слушателей таможенной академии: учебно-метод. Пособие. — Владивосток, 2019. — 116 с.

8. Физическая культура и физическая подготовка: учебник / И. С. Барчуков, Ю. Н. Назаров, В. Я. Кикоть и др.; ред. В. Я. Кикоть, И. С. Барчуков. — М.: Юнити, 2019. — 432 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117573 (дата обращения: 01.10.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, Российская таможенная академия, таможенная служба, Федеральная таможенная служба, физическая подготовка, физическая подготовленность студентов, психоэмоциональное состояние, Российская Федерация, Санкт-Петербургский филиал, физическая подготовка будущих специалистов.


Ключевые слова

Профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая подготовка, сотрудник таможенной службы, физические методы

Похожие статьи

Задать вопрос