Сёгунат: политико-правовые особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 08.11.2023

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Наговицын, П. Д. Сёгунат: политико-правовые особенности / П. Д. Наговицын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107432/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор раскрывает политико-правовые особенности формы правления и государственного устройства в Японии в Средние века и Новое время.

Ключевые слова: сёгунат, Япония, форма правления, государственное устройство, император.

На сегодняшний день вопросы, касающиеся государственного устройства и формы правления, при очевидном стремлении большинства государств к утверждению республиканских и демократических институтов, нисколько не теряют своей актуальности. Основной причиной актуализации этих вопросов в данный момент является появление и развитие проблем, связанных с глобальными интеграционными процессами всех сфер жизни общества. Глобализация как явление и процесс характеризуется в том числе интеграцией политико-правовых систем разных стран, который обладает своими уникальными особенностями.

Усилившись в Новое и Новейшее время, глобализация стала фактором изменения формы правления и государственного устройства многих стран мира. При этом, изучая глобализацию и ее влияние на политику и право, стоит учитывать как положительные, так и отрицательные стороны этого процесса, потому что, с одной стороны, слепое копирование и неограниченная интеграция может привести к кризисам, связанным с разницей национально-культурных особенностей, однако, с другой стороны, подготовленный и контролируемые процессы интеграции может наиболее полно способствовать адаптации опыта других стран.

Изучение сёгуната как уникальной составляющей японской политико-правовой системы на протяжении многих веков игравшей в ней основную роль поможет лучше изучить содержание и форму нынешний и спрогнозировать возможные варианты будущего развития системы.

Обладая изолированным географическим положением и поэтому, будучи достаточно долго обособленной от международных отношений, Япония приобрела уникальные национальные особенности. При этом реформы и следование современным западным формам государственно-правового строительства приобрели устойчивую тенденцию только в последние два века.

Ключевым событием трансформации многовековых порядков системы власти в Японии стала «Реставрация Мэйдзи» 1868–1889 годов — политическое событие и социально-экономические преобразования в Японии середины и второй половины XIX века, в результате которых была ликвидирована феодальная система и образовалась централизованное буржуазно-помещичье государство [1]; незавершенная буржуазная революция, а также восстановление просвещенного правления, период восстановление реальной власти императором после многолетнего правления сёгунов из рода Токугава [2, с. 587–588].

Таким образом, форма правления и государственное устройство Япония приблизилась к европейским сравнительно недавно, переняв формальные черты европейского республиканизма и сохранив многие элементы традиционной политической культуры. Во многом это было связано с отличием в классовой структуре японского общества от европейских, а именно: отсутствие класса буржуазии, при привилегированном положении военно-феодального сословия, состоящего из даймё и самураев.

Ещё одним важным фактором японской политическая система во многом обусловившим ее уникальность является восприятие императорской власти как священной, а также большой авторитет патриархально-патерналистстичеких традиций в обществе.

Эти два фактора обусловили складывания уникального типа формы правление средневековой Японии — сёгуната. Сегунат является политической формой диктатуры феодалов [1]. При сёгунате административный аппарат находится в руках военного сословия (буси), не существовало разделения между законодательной и исполнительной властью, между административным и военным аппаратами; военно-административный бюрократический аппарат во главе с сёгуном, осуществлявший политическое управление Японией [3, С. 668].

В III веке в Японии начинает складываться классовое общество и начинается процесс создания государства. Особое место в структуре общества занимают самураи—служивые дворяне, входившие в военные отряды даймё (князей-феодалов). Право занимать государственные посты, гражданские и военные должности принадлежало только самураям, вследствие чего они получили значительное влияние на японскую политику.

В отличие от стран Западной Европы, где монарх хоть и имел важное значение, однако его власть не была столь сакральна и неприкосновенна и, зачастую, приравнивалась к власти крупных феодалов, но с некоторыми привилегиями. В Японии же верховная власть имела явно надсословный характер и сегуны, хоть и узурпировали ее, все равно, должны были поддерживать уважительное отношение к императорам [4].

Таким образом в Японии сложилось своеобразное двоевластие, когда император являлся номинальным главой государства с наследственной властью, сёгун же являлся реальным главой государства также с соблюдением принципа наследственной власти.

Сёгунат как форма правления утвердился в 1185 году, когда клан Минамото с помощью самураев совершил военный переворот. Особенностью сёгуната стало существование органов, контролировавших императора и его двор. Под руководством сёгуна действовал государственный аппарат, состоявший из палат и коллегий, которые подчинялись правительству — бакуфу.

С утверждением сёгуната происходит изменение правовой системы. Теряют своё значение императорские указы, прекращает своё существование единая правовая система, на первый план выходят нормы обычного права, выраженные в форме морально-правовых обыкновений и патриархально-патерналистических принципов управления, подразумевающих подчинение младших страшим без каких-либо юридически оформленных прав и обязанностей. Окончательно формируется морально-этический кодекс самураев.

Сёгунат явно отражал классовую структуру японского общества того времени. В административный аппарат управления допускались представители наиболее близких кланов и военных домов, а органы власти основывались на коллективном принятии решений. Таким образом, власть сёгуна так же, как и власть императора зачастую не была абсолютна, а лишь отражала политическую позицию элиты общества. Вместо сёгуна управление зачастую осуществляли наиболее значимые приближенные: регенты, администраторы, старейшины [5].

Наиболее влиятельным в японском обществе считался тот, у кого было больше по количеству и качеству земель в собственности, поэтому конкуренцию сёгуну нередко составляли другие влиятельные землевладельцы. Поиск компромиссов и попыток сохранить баланс власти приводил к тому, что местные правители имели достаточный уровень свободы действий.

В заключении стоит отметить, что кризис феодализма закономерно стал кризисом сёгуната. Изменение социальной структуры японского общества, а именно: появление зарождающийся буржуазии наряду с развитием международных отношений с другими буржуазными и промышленно развитыми странами вызвали активное недовольство широких слоев населения политикой сёгуна и стремлением вернуть власть императора [6]. В ходе гражданской войны 1868–1869 годов власть императора была восстановлена.

Литература:

  1. Мэйдзи Исин — Текст: электронный // Большая советская энциклопедия. в 30 т. — 3-е изд. — М.: Совет. энцикл., 1969–1986. –URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/079/428.htm
  2. Мэйдзи Исин // Большая российская энциклопедия: в 35т. Т. 21. / гл. ред. С. А. Осипов. — Большая российская энциклопедия. Том 21. — Москва, 2012. — С. 768
  3. Сёгунат // Большая российская энциклопедия: в 35 т. Т. 29. / гл. ред. С. А. Осипов. — Москва: Большая российская энциклопедия, 2015, — С. 767.
  4. Лих, М. А. Институт монархии в Японии, его особенности / М. А. Лих — Текст: электронный // Вестник МИЭП. — 2014. № 2 (15). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-monarhii-v-yaponii-ego-osobennosti (дата обращения: 06.11.2023).
  5. Волкова, Т. А. Особенности политического лидерства Японии / Т. А. Волкова — Текст: электронный // Социально-гуманитарные знания. — 2015. № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-politicheskogo-liderstva-yaponii (дата обращения: 06.11.2023).
  6. Панов, А. Н. Институт императора и его место в государственной системе современной Японии / А. Н. Панов — Текст: электронный // Ежегодник Япония. — 2012. № 41. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-imperatora-i-ego-mesto-v-gosudarstvennoy-sisteme-sovremennoy-yaponii (дата обращения: 06.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Япония, государственное устройство, форма правления, японское общество, власть императора, III, император, классовая структура, наследственная власть.


Похожие статьи

Задать вопрос