Пути и перспективы развития административного законодательства в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 07.11.2023

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Величко, Д. А. Пути и перспективы развития административного законодательства в Российской Федерации / Д. А. Величко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 254-257. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107424/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье дана общая оценка действующего административного законодательства в Российской Федерации, проанализированы дальнейшие перспективы и пути его развития в связи с существующей Концепцией нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное право, административная реформа, административная ответственность, виды наказаний.

The article gives a general assessment of the current administrative legislation in the Russian Federation, analyzes further prospects and ways of its development in connection with the existing Concept of the new Code of the Russian Federation on Administrative Offences.

Keywords: administrative law, administrative reform, administrative responsibility, types of punishments.

В условиях изменяющейся социально-экономической действительности становится необходимым реформирование законодательства, отвечающего нуждам государства и общества. Так, в сфере административного законодательства возникают новые сферы регулирования, происходит модернизация как на федеральном, так и на региональном уровнях. Пути и перспективы развития административного законодательства могут быть совершенно различными, в связи с чем целесообразно рассмотреть как теоретические суждения касательно вариантов реформирования, так и практические предложения, в том числе нашедшие отражение в Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2] (далее — Концепция).

Основным законодательным актом в сфере административно-правового регулирования является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее — КоАП РФ). Несмотря на достаточно обширную законодательную базу, регулирующую отношения между государством и другими субъектами административно-правовых отношений, именно этот документ вызывает наибольшее количество дискуссий как среди ученых-юристов, так и среди практиков.

Вопрос о несоответствии КоАП РФ современным реалиям обсуждается учеными и практиками уже много лет. На фоне постоянно вносящихся изменений в законодательство была подготовлена Концепция проекта нового КоАП РФ.

Проект предполагает изменение практически всех институтов административного права: видов наказаний; мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; административного штрафа — его размеров и использования в санкциях, ранее не содержащих его; норм права, регулирующих безопасность движения; деления правонарушений на категории; послабления в режиме ответственности, в том числе основания освобождения от ответственности [6].

Все правонарушения предлагается разделить на категории грубые (наиболее опасные) и не относящиеся к таковым, без уточнения по каким критериям определяется тяжесть правонарушения. По всей видимости, критерии будут варьироваться в зависимости от степени общественной опасности деяния.

Также в настоящее время к водителям, совершившим определенные правонарушения, применяется льгота в размере 50 % от суммы штрафа. В Концепции предлагается распространить ее на все правонарушения, содержащие в санкциях штраф.

В дальнейшем технические возможности специальных средств фото-и видеофиксации будут расширяться в соответствии с растущим перечнем нарушений правил дорожного движения. Пока же технические возможности существующих камер слежения ограничиваются распознаванием регистрационных номеров. В будущем предполагается, что они смогут также распознавать лица, использование телефонов за рулем, непристегнутые ремни безопасности и нарушение правил перевозки детей.

Необходимо учитывать, что в настоящее время наблюдается не только увеличение количества водителей автомобилей и автобусов, но и иных участников дорожного движения-велосипедистов, скутеристов и мотоциклистов, а также самокатчиков. При этом, если водители становятся все более ответственными, то пешеходы, велосипедисты, скутеристы и мотоциклисты, самокатчики, наоборот, становятся все более безответственными, расслабленными и безнаказанными. В связи с этим актуальным на сегодняшний день уже является вопрос расширения составов для иных, кроме водителей, участников движения: за нарушение правил перехода дороги вне выделенной разметки, на запрещающий сигнал светофора на велосипеде и других средствах передвижения; за пользование гаджетом в момент движения по дорожному полотну; за невыполнение родителями обязанностей по обеспечению безопасности движения детей и оставлению их без присмотра в момент перехода улицы. Привлечение к ответственности в данном случае не должно предусматривать смягчение за нарушение впервые, за несовершеннолетний возраст, за ненаступившие последствия. Возможность избегания ответственности и безнаказанности в данном случае чревато совершением таких правонарушений в дальнейшем систематически [6, с. 42].

В настоящее время каждый пешеход знает, что автомобиль является источником повышенной опасности, что в случае возникновения аварийной ситуации водитель не всегда имеет возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие и уйти от столкновения, в том числе от наезда на пешехода. Анализ судебной практики показывает, что в таких случаях будет наказан именно водитель. В таких случаях потерпевшая сторона будет требовать от водителя возмещения вреда, причинённого здоровью, компенсации морального вреда, а также компенсацию вреда, причинённого здоровью, и утраченного заработка от страховой компании. Однако все это должны требовать водители, которые были застигнуты врасплох и не могли предвидеть безответственного либо недобросовестного поведения пешеходов.

В Концепции указывается, что «требуется изучение видов административных наказаний с точки зрения их адекватности современным вызовам, связанным с обеспечением законности путем установления административной ответственности, а также проблемам соотношения административных наказаний друг с другом при альтернативности их назначения» [5].

Интересным моментом пути развития административного законодательства является методика расчета административных штрафов, которая могла бы заменить существующие методики расчета. Так, интересен вопрос о целесообразности исчисления административных штрафов в определенном размере в ситуациях, когда эффективность данного вида административных наказаний недостаточна [4].

Особое внимание уделяется рассмотрению альтернативных методов расчета административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения, установлению зависимости размера административного штрафа от стоимости транспортного средства или мощности двигателя, а также предложению о введении системы штрафных баллов.

До сих пор в качестве санкций за большинство административных правонарушений используются фиксированные денежные штрафы, что имеет уже упомянутые недостатки. В то же время исследователи отмечают, что вопрос дифференциации административных наказаний требует комплексного подхода.

В частности, И. В. Максимов подчеркивает, что административные штрафы необходимо рассматривать как самостоятельную систему, притом ее «внутренняя структура, соотношение отдельных видов должны отражать объективно существующую дифференциацию административных штрафов, обусловленную характером различных административных правонарушений» [7]. Как отмечает М. П. Авдеенкова, целесообразно предоставить правоприменителю возможность «варьировать тяжесть мер ответственности в зависимости от личности правонарушителя и обстоятельств совершенного правонарушения» [3].

Применение штрафов в зависимости от доходов нарушителя позволит индивидуализировать административную ответственность. Учет личности и имущественного положения нарушителя будет способствовать реализации общеправового принципа беспристрастности ответственности. Одним из наиболее активно обсуждаемых вопросов является размер штрафов в сфере дорожного движения. Существуют различные предложения по решению этой проблемы. Например, предлагается установить зависимость между размером административных штрафов и стоимостью транспортного средства. Значительное количество штрафов ГИБДД приходится на владельцев автомобилей «премиум» класса. Высокие цены на эти автомобили тесно связаны с имущественным положением их владельцев, и для них суммы штрафов, установленные действующим КоАП РФ, не являются существенной статьей расходов. Поэтому для достижения целей административных наказаний необходимо учитывать эти обстоятельства. В то же время рассматриваемая методика расчета административного штрафа требует детальной проработки, поскольку для расчета стоимости сложно учесть техническое состояние транспортного средства, его пробег и другие факторы.

Следовательно, для достижения целей наказания за совершение административных правонарушений целесообразно будет установить зависимость размера денежного штрафа от минимального размера оплаты труда, от базовой величины или расчетного показателя, а также от уровня доходов правонарушителя

Таким образом, можно сделать вывод, что административное законодательство в Российской Федерации в настоящее время находится на новом этапе и имеет перспективы для развития за счет использования накопленных возможностей и предложений.

Проведенный анализ позволяет заключить, что современное административное законодательство нуждается в совершенствовании, о чем свидетельствуют многочисленные новеллы, содержащиеся в Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом требуют дальнейшего пересмотра отдельные моменты законодательства, например, такие как вопрос эффективности административного штрафа в качестве вида административного наказания.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
  2. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс»
  3. Авдеенкова, М. П. Правовые возможности эффективного применения мер юридической ответственности за совершенные правонарушения / М. П. Авдеенкова // Современное право. — 2008. — № 6–1. — С. 60–63.
  4. Глуздак Г. Н., Лихоманова Я. Ю., Булгакова Л. С. — Перспективы и пути развития альтернативных методов исчисления административных штрафов // NB: Административное право и практика администрирования. — 2022. — № 4. — С. 62.
  5. Голованова Т. В. Перспективы и пути правового развития административных наказаний в Российской Федерации // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 3(3). С.26–37.
  6. Кутякин С. А., Донченко Е. Г. Современное состояние и перспективы развития административного законодательства РФ // Административное право и процесс. 2022. N 4. С. 40.
  7. Максимов И. В. Система административных наказаний: понятие и признаки // Государство и право. 2005. № 4. C. 18–27.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, административное законодательство, административный штраф, правонарушение, РФ, административная ответственность, дорожное движение, транспортное средство, штраф, Концепция нового Кодекса.


Похожие статьи

Задать вопрос