Мизогиния в дилогии Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» и трилогии Стига Ларссона «Миллениум» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.11.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Потапова, Я. В. Мизогиния в дилогии Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» и трилогии Стига Ларссона «Миллениум» / Я. В. Потапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 53-59. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107385/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автором исследуется явление мизогинии в приведённых литературных произведениях, а также рассматриваются её проявления и способы борьбы с ней.

Ключевые слова: мизогиния, насилие, женщины, психопатия, синдром Аспергера, ПТСР.

Вопрос мизогинии в наше время является одним из самых актуальных. Это слово с древнегреческого означает «женоненавистничество». Под ним подразумевается неприязнь, предубеждение к представительницам женского пола независимо от их возраста, внешности или социального положения. Мизогиния встречается как среди мужчин, так и среди женщин. Однако у представителей сильного пола она встречается чаще всего. Женоненавистничество можно назвать своеобразным комплексом и проблемой мужчин. Мизогиния проявляется в различных формах, например, как дискриминация, принижение и насилие женщин. Мужчина относится негативно ко всему, чем наделена от природы женщина, обесценивает её саму и её таланты и достижения своим поведением. Мизогиния и сексизм тождественны между собой, хоть и не одинаковы. Женоненавистничество особенно распространено в патриархальных семьях, где от женщины требуется полное и беспрекословное подчинение.

Такое отношение к женщинам пересекается и с феминизмом. В начале XX века только зародились общественные движения за права женщин, с течением времени феминизм стал набирать обороты. Проблема женского положения в обществе освещалась во многих литературных произведениях. Самым известными из них являются произведения канадской писательницы Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» и «Заветы», ставшие культовыми и представляющие убедительную панораму будущего, которое может начаться в любой момент. Этвуд, вторая из трёх детей, родилась в Оттаве, и является лауреатом премий за романы, поэтессой, автором сценариев и либретто, гуманистом и защитником окружающей среды. Она изучала викторианские романы, которые, по её словам, повлияли на её убеждение, что романы должны быть об обществе в целом, а не только о конкретных жизнях персонажей. Получив докторскую степень в Гарварде, Этвуд так и не закончила свою диссертацию, хотя впоследствии она получила около 20 почетных степеней, в том числе одну из Гарварда в 2004 году.

В «Рассказе служанки» представлена футуристическая антиутопия, в которой рождаемость сократилась из-за, как предполагают многие жители Галаада, проблем с экологией, венерических заболеваний, сексуальной революции и контроля рождаемости, женщины служат в качестве служанок, цель которых — размножаться для влиятельных людей и их бесплодных жён [5, с. 196]. Несмотря на серьезные ограничения свободы, Фредова, рассказчица и служанка, пытается сохранить свою идентичность через воспоминания о счастливом прошлом. Действие в романе «Заветы» разворачивается 15 лет спустя после первой части. Хоть тоталитарная теократическая республика Галаад продолжает держаться на плаву, появляются признаки её внутреннего разложения. В патриархальной республике Галаад женщинам отводятся роли, призванные подчинить их себе. Жены — вершина иерархии, за ними следуют юные Дочери, Служанки, способные рожать детей, прислуги Марфы, бедные Эконожёны, наблюдательницы Тётки и проститутки Иезавели [7, с. 18]. Однако все женщины Галаада, невзирая на разные социальные классы, признаны людьми низшего сорта. Им всем запрещено не только получать образование, любить, работать и владеть имуществом, но и даже читать и писать. Они должны покрывать свои лицо и волосы и быть приставлены к мужчине. Главные обязанности женщины Галаада — это подчинение мужу, воспитание детей и забота о домашнем очаге. Служанкам приходится тяжелее всего: при попадании в новый дом, их переименовывают в честь хозяина, которому они принадлежат, а Церемония является ритуальным изнасилованием. Религиозная доктрина Галаада отрицает стерильность мужчин и подавляет женскую сексуальность через отрицание чувства удовольствия, чтобы укрепить контроль над ними и делать их более покорными [21, c. 300].

Поскольку все живут в соответствии с ограничениями, свобода труднодостижима. У жителей отнято всякое чувство индивидуальности, они взаимодействуют в соответствии с социальными ролями. Стоит уделить внимание главной героине романа «Рассказ служанки» Фредовой. До формирования Галаада она была счастливой женой и матерью, имела хорошую работу. С радикальной матерью её связывают не самые лучшие отношения. Её лучшей подругой в колледже была Мойра, рьяная феминистка и лесбиянка, которую тоже насильно сделали служанкой. Вся история Фредовой состоит из коротких рассказов о себе и времени до Галаада, об уроках тётки Лидии. Благодаря такой композиции создается ощущение, что она живёт в трёх мирах — в тоталитарном настоящем, свободном прошлом и в середине этого сплетения — центре Рахили и Лии [24]. Также меняются времена повествования в романе, что говорит о чувстве страха, паранойи и неизвестности в душе героини. Если посмотреть на это с другой стороны, то можно заметить, что воспоминания Фредовой — это её развлечение и способ остаться человеком. Хотя в мыслях эта женщина бунтарка, даже жестокая, и полна страстных воспоминаний, посторонним она кажется спокойной и набожной, делающей все возможное, чтобы подчиниться законам Галаада и приспособиться к своей новой роли. Героиня знает, что её жизнь зависит от успешных родов и здорового ребёнка для Командора и его супруги, но атмосфера крайнего давления и страха, какая царит в Галааде, не может быть таким же успешным мотиватором, как надежда, любовь и свобода, которые характеризовали жизнь с ее первой дочерью и Люком [7, с. 18]. Несмотря на то, что внешне Фредова кажется пассивной из-за угнетающего общества и устоев Галаада, у нее есть глубокий и тайный источник силы, подпитывающий её воспоминания о прошлом — её любовь. Именно это сильное и глубокое чувство к матери, дочери, мужу, Мойре и Нику позволяет ей сохранять хоть какое-то спокойствие, мечтать, а не роптать на свою судьбу и совершать необдуманные поступки. Любовь помогает ей остаться в здравом уме и жить наедине со своими воспоминаниями и эмоциями, а не в окружающем её мире, полном тоталитаризма и ужаса. Любовь в романе Маргарет Этвуд является лучшим способом обойти жестокие правила и устои Галаада, мотивацией для тайного психологического сопротивления и источником доверия и риска. Столь глубокое чувство сыграло немалую роль в побеге Фредовой.

В романе «Заветы» показано, что девочкам с самого детства внушают то, что мужчины умнее их, а самих учат только вышиванию, рисованию и домоводству. Из-за этого многие женщины в Галааде страдают низким чувством собственного достоинства. Две дочери Фредовой, Агнес и Николь — две кардинально разные личности. Первая героиня с детства росла в Галааде, в результате чего впитала в себя его законы и предрассудки [25]. Об этом говорит тот факт, что она не решается никому рассказать о неподобающем по отношению к ней поведения стоматолога и отца одноклассницы, доктора Гроува, так как понимает, что не поверят, и что в теократическом государстве вся власть в руках мужчин. Также Агнес очень волнуется, когда впервые надевает брюки во время побега из Галаада. Это не является удивительным фактом, ведь она носила длинные юбки, как того требовали законы государства для женщин. Николь же выросла в Канаде, вне гендерных предрассудков Галаада, а потому более раскрепощена и уверенна в себе. В «Рассказе служанке» и «Заветах» героини совершают различные по степени серьёзности и рискованности акты сопротивления, что наглядно показывает невыносимый ужас общества Галаада и шаткость государственных устоев. Так, в романах Этвуд женщины лишены всех прав и ценны лишь своей репродуктивной способностью, а библейские заповеди искажены [10, с. 40].

Символы в произведениях этой писательницы несут в себе печальный, библейский и мятежный контекст. «Очи», тайная полиция Галаада, символизируют паранойю и слежку. Фредова беспокоится при встрече с каждым посторонним в Галааде, потому что любой может быть завербован «Очами» [4, с. 34]. Героиня представляет себе как ослепший глаз розетку в своей комнате. А предыдущая служанка повесилась с помощью провода от светильника, который там раньше был. Ослеплённый глаз в произведении является символом смерти и свободы одновременно. Макияж же олицетворяет сексуальность, женственность, прошлое и утраченную свободу. В Галааде же женщины, кроме Иезавелей, не используют косметику, так как отсутствия макияжа олицетворяет свободу в понимании доктрины государства. Цветы являются олицетворением того, чего не хватает женщинам: индивидуальной красоты и способности к свободному размножению. Цветы постоянно упоминаются в «Рассказе служанки», за ними ухаживают Жёны в своих садах и их вышивают на полотне. Стена в романе «Заветы» — воплощение авторитарности в Галааде и психологического дискомфорта его жителей, ведь уехать из теократического государства они не могут. Особое внимание стоит обратить на цветовую символику. Красный цвет Служанок олицетворяет их сексуальную и детородную роль. Долг Служанки сравнивается с долгом служанки Рахили, библейской Валлы, которая помогла своей госпоже познать радость материнства. В сакральном смысле красный цвет символизирует жертву, то есть пролитую Иисусом и мучениками кровь на кресте. В православии красный цвет также означает животворящую силу. Также он ассоциируется в романе со стыдом, похотью, страстью, грехом и смертью. Жёны носят одежду оттенков синего. Синий символизирует моральную чистоту, верность и целомудрие. Коричневый цвет, цвет одежды Тёток, символизирует низкий статус в обществе, отречение, смирение, стабильность. Серый цвет олицетворяет меланхолию и незаметность, чёрный — строгость к себе, зло. Зелёный цвет символизирует юность и расцвет, а розовый — детство, невинность ребёнка. Символом может быть и сам герой или героиня, в «Заветах» это Николь, известная в Галааде как Младеница Николь. Если для Мэйдэя и Канады она — воплощение свободы, до Галаад видит в ней угрозу для себя и устоев государства. Следовательно, символизм в романах Маргарет Этвуд использован для того, чтобы подчеркнуть ужас тоталитаризма Галаада и донести до читателя, что строгие гендерные роли женщин не позволяют им раскрыть свой потенциал, подавляют его.

Проблема мизогинии поднимается и в других произведениях художественной литературы. К произведениям такого характера относится социально-политическая трилогия известного шведского писателя Стига Ларссона «Миллениум». Стоит сказать немного о самом авторе. Ларссон был профессиональным журналистом, участником освободительных движений и активистом Социалистической партии Швеции, посвятившим себя разоблачению злодеяний шведских правых экстремистов и расизма [2, с. 443]. Он наполнил свою трилогию «Миллениум» критикой недостатков и пороков, которые он видел в государственном устройстве своей страны [9, с. 65]. Когда Ларссон умер до публикации романов в возрасте пятидесяти лет от инфаркта, он и не подозревал, насколько популярными они станут. Стоит отметить, что «Девушка с татуировкой дракона», первая книга трилогии, по-шведски дословно переводится как «Мужчины, которые ненавидят женщин». Женские персонажи подвергаются дискриминации, преследованиям и сексуальному насилию из-за своего пола. Главные герои трилогии — это двое отчаянных людей, которые не боятся высказать правду и борются с социальным злом. Ими являются честный и правильный журналист «Миллениума» Микаэль Блумквист и асоциальная, тяготимая своим травмирующим прошлым девушка-хакер Лисбет Саландер. Расследуя загадочное происшествие, связанное с Хариетт Вангер, дуэт протагонистов рискует жизнями, чтобы в дальнейшем разоблачить опасный преступный мир секс-торговли, садизма и правительственных заговоров.

Проблема мизогинии является доминирующей в трилогии Ларссона. Его романы — крик «Больше никогда!». По утверждению самого писателя, 18 % шведских женщин хотя бы раз подвергались угрозам со стороны мужчин. 48 % шведских женщин подвергались насилию со стороны кого бы то ни было. 13 % шведских женщин подвергались брутальным формам сексуального насилия. 92 % женщин Швеции, которые подвергались сексуальному насилию, не заявляли о последнем насильственном акте в полицию [11]. В трилогии шведского писателя представлены различные случаи мизогинии: от, казалось бы, безобидных ситуаций (нелицеприятные высказывания Харальда Вангера о его дочери Сесилии, попытка не позволить журналистке провести интервью с Микаэлем из-за гендерных предрассудков, натянутые отношения следователей Ханса Фасте и Сони Мудиг из-за сексизма первого) до случаев, угрожающих здоровью и жизни женщины (сексуальное насилие по отношению к Харриет Вангер со стороны отца и брата, убийства женщин, избиение Сесилии Вангер её мужем, попытка убийства туристом жены во время шторма в Гренаде ради денег, насилие по отношению к матери Лисбет, злоупотребление опекуна по отношению к Лисбет, секс-трафикинг, педофилия психиатра Петера Телеборьяна). Таким образом, автор показывает, что не все отъявленные преступники заслуживают презрения и осуждения. Часто бывает так, что настоящее чудовище может скрываться под маской вежливого, воспитанного и уважаемого человека с незапятнанной репутацией. В качестве примера можно привести антагонистов первой книги, представителя богатой семьи владельцев крупного медиаконцерна Мартина Вангера и адвоката Нильса Бьюрмана. Первый антагонист на протяжении нескольких лет вместе с отцом не только насиловал Харриет, но и убивал женщин самым извращёнными способами. Второй антагонист подвергал сексуальному насилию Лисбет в обмен на полагающиеся ей деньги (первый раз принудил к действиям сексуального характера в своем офисе, второй раз зверски изнасиловал у себя дома), считая её умственно отсталой и слабой физически, чтобы дать отпор [3, с. 37]. Оба злодея пользовались своим социальным статусом, упиваясь безнаказанностью и оказывая давление в случае сопротивления. Садисты чаще всего выбирают в качестве жертвы человека, который находится от него в зависимом положении (Харриет зависела от своих родных, Лисбет — от своего опекуна).

У каждого героя, которому противно женоненавистничество, свои методы борьбы и своя судьба. Они могут следовать не букве закона, а личному моральному кодексу. Микаэль Блумквист изобличает преступления в журнале «Миллениум». Сестра Микаэля, адвокат Анника Джанини, борется в суде за права женщин (в третьей книге защищает главную героиню, хотя, по её собственным словам, ни разу не сталкивалась с уголовными делами) [13]. Харриет Вангер убивает отца и сбегает из дома (она прекрасно понимала, что брат Мартин рано или поздно её убьёт, а в семье поддержку и понимание получить не сможет), и на протяжении сорока лет живет в Австралии в то время, как родня считает её погибшей. Однако больше внимания стоит уделить главной героине трилогии Лисбет Саландер.

Свою героиню Стиг Ларссон создал на основе случая из жизни. Он был свидетелем того, как трое его приятелей насиловали девушку, но от потрясения не вмешался и не помог ей. В честь той девушки писатель назвал свою героиню, видимо, чувствуя вину за своё бездействие. Стоит также отметить, что прототипом Лисбет является Пеппи Длинныйчулок. Во-первых, у обеих героинь рыжие волосы. Во-вторых, их характеры похожи. По словам писателя Барри Форшоу, и Пеппи, и Лисбет независимы и не могут соответствовать социальным нормам, но при этом невероятно талантливы (в случае героини Линдгрен — это огромная физическая сила, в случае героини Ларссона — хакерские навыки) [26]. Форшоу акцентирует внимание на распространенности мнения о том, что Лисбет Саландер — это взрослая, современная, радикализированная Пеппи. В-третьих, на табличке квартиры Лисбет написано «В. Кула» (сокращение от Villekulla — Вилла «Курица»), что является отсылкой к названию виллы, где жила героиня Астрид Линдгрен [20, с. 116].

Стоит обратить внимание на трактовку татуировки дракона, так как этот символ является отражением характера главной героини трилогии Стига Ларссона. Само слово дракон происходит от греческого слова derkien, что означает «видящий». Символ дракона сложен, универсален и имеет много противоречивых толкований. Он имеет отрицательную и положительную атрибутику, что говорит о многогранности характера Лисбет. Дракон является гибридом птицы, крокодила, ящера и льва (в шумерской мифологии мог изображаться с головой красивой длинноволосой женщины). Изначально он воспринимался как носитель первичной энергии в материальном мире. На Востоке дракон считается существом, несущим благо — он символизирует мудрость, скрытое знание, сверхъестественную силу, величие, плодородие, долголетие, жизнь и свет (из-за чего пользовался популярностью у императоров). Похожую трактовку имеет иероглиф Рю в китайской мифологии. Он является хранителем сокровищ и доступа к тайному знанию. На Западе дракон рассматривается как коренящееся в материи зло, разрушительная мощь, предзнаменование войны. В христианстве это мифическое существо олицетворяет смерть, тьму, дьявола. С точки зрения гностиков, дракон — «путь через множественность» [16, с. 162]. Дракон выступает в роли чудовища, с которыми приходится бороться героям. В символизме дракон взаимозаменяем со змеем, потому что представляет хаос и необузданную природу, как его ипостась — это бессмертие и вечное возрождение [1, с. 161]. Однако в западной культуре есть отдельные случаи с положительной коннотацией — кельты сделали это мифическое существо знаком непобедимости и независимости благодаря способности внушать ужас (у древних бриттов дракон был символом борьбы с саксонскими захватчиками). В иудаизме же самое глубокое значение символа не поддается разгадке. В алхимии драконы олицетворяют психическую дезинтеграцию. В современной психологии дракон определяется как зло, которое необходимо преодолеть. Победа над ним — это преодоление трудностей, разрешение конфликта между светом и тьмой, победа над тёмной природой человека и достижение самообладания [16, с. 346]. На основе поиска и анализа столь разных символических трактовок можно с уверенностью сказать, что Лисбет Саландер — противоречивая натура. Огромная татуировка на спине отражает как брошенный окружающему миру и мизогинам вызов (общество боится и воспринимает её как изъян, вселенское зло, а жертвы насилия видят в ней свет), так и неоднозначность личности (враждебность по отношению к обществу и преданность дорогим ей людям, преступление грани закона ради спасения пострадавших женщин от насилия) вместе с наступлением светлой полосы в жизни (смерть Залаченко и отмена недееспособности). Её характер нельзя не назвать цельным — она знает себе цену, методично идёт к достижению своей цели, анализируя все возможные последствия и не боясь препятствий. Саландер намерена наказать своих обидчиков, полагаясь в борьбе за справедливость на свои способности, а не на суд.

Детство главной героини подробно раскрывается в романе «Девушка, которая играла с огнем», второй книге серии. Лисбет, шведка с русскими корнями, родилась в неблагополучной семье. На протяжении нескольких лет героиня была свидетелем физического и сексуального насилия со стороны отца, бывшего агента-перебежчика ГРУ Александра Залаченко, по отношению к своей матери, которая работала кассиром в продуктовом магазине, пытаясь свести концы с концами [12]. Со своей сестрой-двойняшкой Камиллой героиня не ладила, у неё самой не было друзей, с которыми она могла бы поделиться переживаниями. Она подвергалась травле со стороны одноклассников, плохо училась из-за своей замкнутости и не пользовалась любовью учителей. Трудное детство сказалось на формировании её личности и на отношениях с окружающими людьми. Немалую роль сыграло равнодушное отношение взрослых к ней, с которым Лисбет столкнулась ещё в школе. Во второй книге трилогии автор приводит две ситуации из детства. В первой описывается избиение Лисбет одноклассником, «крепкой скотиной с щучьим интеллектом», во время которого не издает ни звука (на следующий день после этого Саландер подкараулила сверстника и ударила его по уху битой для игры в лапту) [12]. Второй эпизод посвящён уроку математики, на котором у героини возникло разногласие с учительницей, которая пыталась заставить её согласиться с неверным ответом в задачнике (Лисбет отказалась это сделать, из-за чего набросилась на преподавательницу). Представители социальных структур делали свою работу поверхностно, «для галочки». Они больше пытались перекроить Лисбет под общественные стандарты и сделать её такой, как все, нежели по-настоящему пытались её понять. Никто из взрослых не задумался о том, что агрессия Саландер по отношению к другим — это ответная реакция на нападение, и что она её проявляет только когда ей или её близким что-то угрожает. Особенно Лисбет не жалует общение с социальными структурами и полицией, от которых она натерпелась в детстве и юности. Даже после суда и отмены решения о недееспособности героиня избегает контактов с социумом, который нанёс ей неизлечимую психологическую травму. Её месть мизогинам является в своем роде сублимацией (способ психологической защиты, при котором негативные импульсы перенаправляются в положительное, социально приемлемое поведение): мстя за пострадавших женщин, она мстит за себя и мать.

Лисбет можно приписать целый букет психических расстройств. К ним относятся расстройства аутического спектра (в частности, синдром Аспергера), ПТСР, генерализированное тревожное расстройство, психопатия, пограничное расстройство личности (ПРЛ), шизофрения. Но, на мой взгляд, стоит акцентировать внимание только на двух из них, потому что они упоминаются в книгах. В первую очередь, это диссоциальное расстройство личности или, как его называют многие люди, психопатия. Под этим термином подразумевается расстройство личности, стойкую личностную дисгармонию, для которого характерна выраженность патологических свойств до степени нарушения адаптации [17, с. 451]. Люди с данным диагнозом не способны следовать общепринятым нормам, они безответственны и не усваивают опыта прошлых проступков. Они могут быть наделены поверхностным шармом и в то же время быть ненадёжными, неискренними и эмоционально бедными: лживость и манипулятивность — их кредо. Им свойственна брутальность и склонность к риску. Для психопатов агрессия является инструментом достижения определённой цели [8, с. 87]. Проявление садизма может проявляться в подростковом возрасте и заключается в мучении животных и младших членов семьи, сексуальной агрессивности, промискуитете. Люди с этим расстройством личности подвержены с ранних лет неуравновешенности и распущенности: они могут затевать драки, сквернословить, убегать из дома, бродяжничать, злоупотреблять алкоголем и наркотиками, испытывать влечение с частыми сексуальными эксцессами. К клинической картине этого заболевания также можно отнести мстительность. Теоретически можно было бы утверждать, что Лисбет Саландер психопатка: в первых двух романах Стига Ларссона подробно описаны её антидисциплинарные поступки и проявления асоциального поведения [8, с. 93]. Однако стоит отметить, что психопата от обычного человека отличает отсутствие эмпатии (из-за этого человек с диссоциальным расстройством личности не может строить доверительные отношения с окружающими, не может удержаться на работе). У Лисбет эмпатия есть, просто она проявляет её к немногим людям. В первую очередь, наглядным примером эмпатии является любовь героини к матери. Лисбет было невыносимо наблюдать за тем, как отец проявляет насилие по отношению к ней. Чтобы защитить мать, она периодически пропускала школьные занятия и сторожила её. Ради защиты самого близкого человека Лисбет Саландер решилась на два покушения на отца, второе из которых привело к заключению в психиатрическую клинику и решению суда о недееспособности (первый раз она нанесла ему несколько ножевых ран, второй — облила его бензином и подожгла). Лисбет навещала мать в больнице (Агнета София Саландер оказалась там после очередного избиения Залаченко, которое привело к неизлечимому повреждению мозга), а после её смерти сделала анонимное пожертвование в женский кризисный центр (Лисбет хотела сделать с полученной в наследство суммой денег что-то, что мать бы одобрила). Во-вторых, стоит обратить внимание на отношения героини с её первым опекуном Хольгером Пальмгреном. После инсульта и на протяжении реабилитации она навещает его и всячески поддерживает. К его советам Лисбет прислушивалась, только с ним она была откровенна, так как из всех представителей социальных структур только Пальмгрен проявил заботу и понимание. Пальмгрен помог героине влиться в общество, насколько это возможно для неё, и научил её анализировать последствия своих поступков. Даже решение о недееспособности не сильно волновало Лисбет, поскольку первый опекун в отличие от Бьюрмана был доброжелателен, предоставлял ей практически полную свободу действий и доступ к деньгам. В-третьих, немаловажными являются отношения Саландер с Микаэлем. Во время работы с ним героиня проникается к нему симпатией, переросшей во влюблённость. В конце романа (эпизод в подвале, оборудованном под комнату пыток) она не сразу добивает Мартина Вангера, а освобождает Блумквиста и даже спрашивает разрешение на убийство маньяка. Более того, Лисбет с помощью своих хакерских навыков помогает журналисту найти неопровержимые доказательства на финансиста Вённестрёма и вернуть себе доброе имя.

Второй болезнью является синдром Аспергера. Это одна из разновидностей расстройств аутического спектра. Болезнь носит имя австрийского психиатра Ганса Аспергера, который в 1944 году наблюдал за детьми-аутистами. Дети с этим расстройством могут не выглядеть как умственно-отсталые, при дефиците в коммуникации и социальном поведении у них могут быть высоко развиты отдельные навыки [6, с. 42]. Для них характерен эгоцентризм с небольшим или полным отсутствием желания или способности контактировать со сверстниками. Развитие речи у таких детей может быть запоздалым. К симптомам можно также отнести бедность мимики и жестов, невозможность прямого контакта глазами с собеседником, излишне ровная и монотонная речь (нарушенная тональность, увеличенный или заниженный темп), необычные для возраста интересы и чрезмерное стремление к порядку, неуклюжесть в движениях, социальная наивность, излишняя правдивость и чувствительность к критике [6, с. 43]. Что касается героини, то есть доказательства, опровергающие теорию о наличии данной болезни. Во-первых, Лисбет, будучи работником охранного агентства, во время расследования дела о пропаже Харриет не только использует свои хакерские способности для поиска информации, но и разъезжает по полицейским участкам и контактирует с сотрудниками правоохранительных органов, которых не может терпеть. За короткое время ей удаётся собрать сведения о похожих между собой убийствах более чем десяти молодых женщин. Во-вторых, Лисбет устраивает телефонный опрос бывших подопечных адвоката Бьюрмана после первого сексуального насилия в надежде найти на того компромат и подстраховаться. В-третьих, у Саландер хорошо развиты адаптивные навыки в экстремальных ситуациях — она прекрасно считывает невербальные знаки (примером служит ситуация с подставой Вённерстрёма), на что не способен человек даже с самой легкой степенью расстройства аутического спектра.

При более тщательном анализе можно сделать вывод, что у Лисбет Саландер посттравматическое стрессовое расстройство. Эта болезнь наступает вследствие психической травмы — жизненного события, затрагивающего значимые для человека стороны существования и приводящего к глубоким психологическим переживаниям [17, с. 174]. В. Н. Мясищев утверждал, что психические травмы делятся на два вида: объективно-значимые и условно-патогенные. Психические расстройства, которые являются последствиями травмы, в клинической психологии называют психогениями. Под ПТСР подразумевается непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, который способен вызвать психические нарушения практически у любого человека (природные и техногенные катастрофы, пытки, изнасилования, боевые действия и т. д.) [18, с. 13]. Оно может оставаться с человеком на протяжении долгих лет, возобновиться в старческом возрасте. В настоящее время особое значение придаётся профилактике и выявлению расстройства на ранней стадии, однако хроническое ПТСР хуже острого поддаётся лечению и может перерасти в устойчивое психическое состояние, пагубно влияющее на профессиональную и личную жизнь человека [23, с. 15]. ПТСР является затяжной или отсроченной реакцией на угрозу здоровью или жизни себя или близких, общие закономерности развития зависят от только экстремального характера ситуации (это стрессор, предшествующий заболеванию). Чаще всего жертвы «застывают» в травме, им трудно воспринять это как пережиток прошлого. Даже малейшая деталь, связанная с травмой, может стать толчком. Триггером может стать запах, звук, время года, дата и т. д. Травмированные люди подвержены сверхбдительности, патологической подозрительности и трудностям с концентрацией внимания, трудностям со сном, невозможности вспомнить о важных аспектах травмы. Они с трудом реагируют на изменения требований окружающей среды [19, с. 19]. Им может быть свойственно самобичевание — многие травмированные люди, особенно дети, винят себя в попытке компенсировать чувство собственной беспомощности. Некоторые неосознанно стремятся к участию в ситуациях, сходных с его собственной (например, индивиды, которые подверглись сексуальному насилию, могут начать заниматься проституцией), то есть подвергаются ревиктимизации. К симптоматике ПТСР можно отнести избегание угрозы в его различных формах (вытеснение, диссоциация, отрицание, стокгольмский синдром, злоупотребление алкоголем и т. д.), то есть индивид пытается устроить свою жизнь вне всего, что будет напоминать о травме. Главным симптомом ПТСР является повторное переживание случившегося в виде внезапных флэшбеков и ночных кошмаров. Классическое посттравматическое стрессовое расстройство может перейти в комплексное, если к трём основным группам симптомов добавляется ещё одна — устойчивые изменения личности. В эту группу входит обесценивание себя, чувство вины, гнев, стыд, покорность. Главным отличием классического ПТСР от комплексного является длительность травматизации. К-ПТСР развивается в результате постоянного и повторяющегося события, когда у человека мало или нет шансов перестать быть жертвой, и может быть чаще всего связано с психологическим насилием. На мой взгляд, героиня романов Стига Ларссона страдает комплексным посттравматическим стрессовым расстройством. Лисбет, которая на протяжении нескольких лет наблюдала, как Залаченко издевается над её матерью, верила, что её антисоциальный с социальной точки зрения поступок наладит жизнь ей близкого человека. Козни со стороны группировки, защищавшей её отца, и равнодушие со стороны социальной службы и правоохранительных органов полностью разрушили её веру в справедливый мир, подорвали доверие героини к обществу в целом. Ей трудно общаться с окружающими (большинство которых её просто презирает), от которых постоянно ждёт подвоха.

На основе анализа можно выявить три способа борьбы с мизогинией: психологический, смешанный и физический. Первый тип свойственен Фредовой, так как мысли о прошлом и чувствам к близким ей людям помогают сохранить своё «я». Второй тип представлен в романе «Заветы» в лице Агнес и Николь — это плавный переход от психологии к практике. Третий тип подходит Лисбет Саландер, так как она применяет с бесстрашием радикальные методы для борьбы с обидчиками женщин, не считаясь с общественным мнением (её разум производит холодный расчёт и анализ последствий; единственный эпизод, связанный с психологией — её воспоминание о покушении на отца, указанное в прологе второй части трилогии).

Таким образом, в борьбе с мизогинией должен соблюдаться баланс между психологическим и физическим способами. Воспоминания, разум и чувства делают человека личностью, но не стоит молча терпеть неподобающее отношение к себе. Физический способ борьбы с мизогинией эффективен, но может привести к проблемам при отсутствии контроля над собой и плана действий.

Литература:

  1. Андреева, В. Символы, знаки, эмблемы / В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер. — М.: Астрель: АСТ, 2006. — 556 c.
  2. Бельский, И. О. Особенности организации пространства и времени в романе Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона» / И. О. Бельский. — Текст: непосредственный // Коды европейской литературы в контексте исторической эпохи. — Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2017. — С. 441–448.
  3. Бельский, И. О. Проблема неофашизма в романе Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона» / И. О. Бельский. — Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2015. — № 2–2. — С. 33–38.
  4. Винокурова, Т. Н. Символизм в произведениях Джорджа Оруэла «Animal Farm» («Скотный двор») и Маргарет Этвуд «The Handmaid's Tale» («Рассказ служанки») / Т. Н. Винокурова, В. В. Бахтурин. — Текст: непосредственный // Лингвокультурные особенности иноязычного дискурса. — Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2017. — С. 33–37.
  5. Винокурова, Т. Н. Скрытые политические смыслы в романе Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» / Т. Н. Винокурова, Д. В. Трашков. — Текст: непосредственный // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2014. — № 1 (15). — С. 194–198.
  6. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов дефектологов / К. Гилберт. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 144 c.
  7. Жаркова, Е. П. Судьба женского начала в романе Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» / Е. П. Жаркова. — Текст: непосредственный // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — 2014. — № 4. — С. 17–21.
  8. Кулганов, В. А. Основы клинической психологии: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / В. А. Кулганов, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. — Спб.: Питер, 2013. — 456 c.
  9. Кобленкова, Д. В. Шведский «Народный дом» (Folkhem) к началу XXI века: трилогия С. Ларссона «Миллениум» / Д. В. Кобленкова. — Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2014. — № 2–3. — С. 63–69.
  10. Комаровская, Т. Е. Искажение Библии в романе Маргарет Этвуд «Заветы» / Т. Е. Комаровская. — Текст: непосредственный // Северные грани. — Москва: ООО «МАКС Пресс», 2021. — С. 38–45.
  11. Ларссон, Стиг. Девушка с татуировкой дракона / Стиг Ларссон. — М.: ООО «Издательство «Эскмо», 2022. — 736 c.
  12. Ларссон, Стиг. Девушка, которая играла с огнём / Стиг Ларссон. — М.: ООО «Издательство «Эскмо», 2012. — 717 c.
  13. Ларссон, Стиг. Девушка, которая взрывала воздушные замки / Стиг Ларссон. — М.: ООО «Издательство «Эскмо», 2023. — 864 c.
  14. Найдёнова, Р. Р. Роль нарратива в романе Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» / Р. Р. Найдёнова. — Текст: непосредственный // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. — Самара: Самарский государственный социально-педагогический институт, 2021. — С. 178–183.
  15. Пивень, И. В. Перевод интертекстуальных включений в романе Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» / И. В. Пивень, А. М. Калешева. — Текст: непосредственный // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2022. — № 3. — С. 52–61.
  16. Рошаль, В. М. Энциклопедия символов / В. М. Рошаль. — СПб.: Сова, 2006. — 1007 c.
  17. Смулевич, А. Б. Расстройства личности. Траектория в пространстве психической и соматической патологии / А. Б. Смулевич. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2012. — 336 c.
  18. Тарабрина, Н. В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1. Теория и методы / Н. В. Тарабрина. — М.: Когито-Центр, 2019. — 208 c.
  19. Тарабрина, Н. В. Психология посттравматического стресса: теория и практика / Н. В. Тарабрина. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. — 304 c.
  20. Титоренко, Н. С. Типология женских мифологических образов в скандинавской криминальной драме / Н. С. Титоренко. — Текст: непосредственный // Вестник ВГИК. — 2023. — № 2 (56). — С. 114–126.
  21. Хабибуллина, А. В. Жанровое своеобразие антиутопического романа Маргарет Этвуд «The Handmaid's Tale» / А. В. Хабибуллина. — Текст: непосредственный // Студент и наука (гуманитарный цикл). — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2022. — С. 298–302.
  22. Хайруллин, Р. З. Роман Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» как антиутопия / Р. З. Хайруллин. — Текст: непосредственный // Россия и Канада: возможности для сотрудничества. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. — С. 125–133.
  23. Эдна, Б. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / Б. Эдна. — М.: Когито-Центр, 2005. — 467 c.
  24. Этвуд, Маргарет. Рассказ служанки / Маргарет Этвуд. — М.: ООО «Издательство «Эскмо», 2020. — 384 c.
  25. Этвуд, Маргарет. Заветы / Маргарет Этвуд. — М.: ООО «Издательство «Эскмо», 2020. — 480 c.
  26. Форшоу, Барри. Звезда по имени Стиг Ларссон / Барри Форшоу. — Текст: электронный // 4italka: [сайт]. — URL: https://4italka.su/dokumentalnaya_literatura_main/biografii_i_memuaryi/367192/fulltext.htm (дата обращения: 05.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, сексуальное насилие, героиня, расстройство личности, роман, втора, дракон, жизнь, мать, отношение.


Ключевые слова

насилие, женщины, синдром Аспергера, ПТСР, мизогиния, психопатия

Похожие статьи

Задать вопрос