Зарубежный опыт противодействия коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.11.2023

Статья просмотрена: 165 раз

Библиографическое описание:

Антипова, К. М. Зарубежный опыт противодействия коррупции / К. М. Антипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 211-214. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107375/ (дата обращения: 01.05.2024).



Проведённое исследование указывает на негативные последствия коррупции, проводит сравнительно-правовой анализ зарубежного опыта и правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, что позволяет выделить наиболее правильные пути решения проблемы коррумпированности в России. Авторы статьи выдвигают свои предложения по противодействию коррупционным проявлениям, применяя опыт стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые занимают ведущее место в рейтинге по борьбе с коррупцией в современном мире.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, зарубежный опыт, уголовная ответственность, борьба с коррупцией, меры.

The conducted research indicates the negative consequences of corruption, conducts a comparative legal analysis of foreign experience and law enforcement practice in the field of anti-corruption, which allows us to highlight the most correct ways to solve the problem of corruption in Russia. The authors of the article put forward their proposals for combating corruption, using the experience of the countries of the Asia-Pacific region, which occupy a leading place in the ranking in the fight against corruption in the modern world.

Keywords: corruption, anti-corruption, foreign experience, criminal liability, fight against corruption, measures.

Во все времена коррупция являлась масштабной проблемой, которая затрагивала все сферы жизни общества. Для одних государств проблема коррупции принимает глобальный характер, для других просто имеет место быть. Но, в любом случае, данное правонарушение существует в каждой стране. Разница лишь в масштабах её проявления.

Известно всем, что коррупция приводит ко многим негативным последствиям, она создаёт угрозы для всех отраслей жизнедеятельности. В сфере экономики, например, способствует расширению теневой экономики, нарушает конкурентные механизмы рынка, приводит к тому, что расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях. Все представленные факторы снижают эффективность экономики страны в целом. В социальной сфере в пример можно привести несправедливое перераспределение средств, создающее резкое имущественное неравенство, увеличение социальной напряженности, бьющей по экономике и угрожающей политической стабильности в стране. Коррумпированность также способствует и укреплению организованной преступности. Политическая сфера также подвергается негативным последствиям в виде уменьшения доверия к власти, престижа страны на международной арене, кроме того, растёт угроза экономической и политической изоляции государства. Несомненно, коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни.

Следовательно, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема коррупции является одной из наиболее актуальных проблем общества, противодействие которой необходимо оказать всем государствам, чтобы предотвратить все отрицательные последствия.

Целью научной работы является проведение сравнительно-правового анализа зарубежного опыта и правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, что позволит выделить наиболее верные пути решения проблемы коррумпированности. Особое значение имеет использование государством зарубежного опыта в целях предотвращения повторения ошибок, а также для совершенствования собственного государственного аппарата.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом рейтинге борьбы с коррупцией занимают ведущее место. Данное негативное явление определяется законодательством как реализация властных полномочий ради своей выгоды.

В борьбе с коррупцией интересен опыт Китая, как страны с самым суровым наказанием за совершение коррупционных преступлений. Реформатор Дэн Сяопин говорил: «Нетвердой рукой преступность и социальные уродства вывести нельзя» [2]. Обратимся к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики. В статье 382 говорится о том, что «присвоение, воровство, получение мошенническим путем или незаконное завладение иными способами общественным имуществом государственными служащими с использованием своих служебных преимуществ расцениваются как коррупция» [8]. Следующая статья гласит, что «индивидуальная коррупция в размере свыше 100 тыс. юаней — наказывается лишением свободы на срок свыше 10 лет или бессрочным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой; при особо отягчающих обстоятельствах — наказывается смертной казнью и конфискацией имущества» [8]. Таким образом, как мы видим, за коррупционные преступления в Китае предусмотрена высшая мера наказания — смертная казнь. Примечательным является факт того, что данный вид наказания, за период своего действия, был применён в отношении нескольких десятков тысяч чиновников [3]. Следует отметить, что в этой стране главенствует авторитарный режим правления государством, по этой причине к коррупционерам применяются достаточно жёсткие меры. Помимо этого, одним из способов борьбы с коррупцией в государственной службе Китая, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти. Ротация государственных служащих может осуществляться внутри государственных административных органов, а также с работниками других учреждений, предприятий и практических организаций.

Также хочется привести в пример Сингапур, где уже с 1952 года британским колониальным правительством было создано независимое антикоррупционное агентство, имеющее название Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB), отвечающее за расследование и предотвращение коррупции. Сингапур опирается на два ключевых закона для борьбы с коррупцией: Закон о предотвращении коррупции (PCA) и Закон о коррупции, незаконном обороте наркотиков и других серьезных преступлениях (конфискация льгот) (CDSA). PCA имеет широкую сферу применения, которая распространяется на лиц, дающих или получающих взятки как в государственном, так и в частном секторе. CDSA конфискует доходы, полученные незаконным путем от коррумпированных преступников. В совокупности эти два закона гарантируют высокую степень безопасности населения. Также разработан веб-сайт государственного учреждения Сингапура, где каждый имеет право сообщить о столкновении с коррупцией, после чего это обращение будет немедленно рассмотрено. Жалобы населения — это важнейший фактор улучшения качества работы, поэтому главенствующая роль в создании общественного мнения в борьбе с коррупционными проявлениями в Сингапуре принадлежит средствам массовой информации. В 2022 году государственный сектор Сингапура был признан Transparency International (неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру) пятым наименее коррумпированным в мире и самым прозрачным в Азии. По шкале от 0 («высоко коррумпированный») до 100 («очень чистый») Сингапур заслужил 83 балла. Прозрачная и объективная судебная система, обеспечивающая верховенство закона, признает серьезность коррупции и назначает коррупционерам высокие штрафы и тюремное заключение.

Интересный опыт можно подчеркнуть у Индонезии, где ещё в 2002 году Президентом Мегавати Сукарнопутри была создана комиссия по искоренению коррупции (КПК) в соответствии с законом «UU Nomor 30 Tahun 2002» «Об искоренении коррупции» [6]. Главной её задачей является искоренение коррупции в государственных и частных предприятиях и организациях. КПК осуществляет свою деятельность открыто, а также регулярно докладывает об итогах своей работы президенту, парламенту и высшему аудиторскому управлению. Данная комиссия включает в себя большое количество полномочий, а именно, по проведению предварительного расследования, следственных действий и судебного преследования. Члены комиссии выполняют и прокурорские функции. Интересным является то, что она абсолютно независима от исполнительной, законодательной и судебной власти. Ответственность КПК несёт только перед гражданами Индонезии [6]. Важно отметить, что она также имеет практически неограниченные права по расследованию дел о коррупции, следовательно, вправе расследовать дело против любого чиновника, включая членов парламента, судей и даже военных. Для рассмотрения судебных дел создан специальный суд по коррупции, который входит в систему общей юрисдикции. Кроме того, КПК вышла и на международный уровень, осуществляя активное сотрудничество с такими государствами, как Сингапур, Китай, Вьетнам Австралия, Малайзия и Филиппины. Специалисты Комиссии по искоренению коррупции также запустили специальное приложение «GRATIs» или «Gratification Information and Socialization», которое может быть установлено на любой смартфон. Таким образом, комиссию можно назвать самым эффективным органом в Индонезии, который обладает абсолютной поддержкой населения. Постановление Верховного суда Индонезии от 24.07.2020 № 1 «О руководящих принципах по криминализации статей 2 и 3 Закона «О борьбе с коррупционными преступлениями» устанавливает уголовную ответственность за «наносящее ущерб государству обогащение в личных интересах и/или в интересах третьих лиц в виде пожизненного лишения свободы или тюремного заключения на срок от 4 до 20 лет и штрафа в размере от 200 млн до 1 млрд рупий (примерно от 1 млн до 5 млн рублей)» [9]. Одновременно данная статья предусматривает, что «при определенных обстоятельствах за совершение указанного преступления лицо может быть приговорено к смертной казни» [9].

Успех принесли и антикоррупционные меры Гонконга, где в 1974 году была учреждена независимая комиссия по борьбе с коррупцией (ICAC). Статья 57 Основного закона Гонконга предусматривает, что ICAC действует независимо и напрямую подотчетен главе исполнительной власти. Согласно статье 48, комиссар ICAC, являясь главным должностным лицом Гонконга, выдвигается главой исполнительной власти и назначается Государственным советом Китайской Народной Республики. Комиссия работает над предотвращением коррупции путем пересмотра и совершенствования систем и процедур в правительственных ведомствах, государственных органах и частных организациях, а также предлагая консультации и помощь в реализации эффективных антикоррупционных мер. ICAC также активно побуждает общественность сообщать о коррупции, что говорит о свободе слова гражданского населения и средств массовой информации и гласности. Ещё одна примечательная мера — «презумпция коррумпированности», которая заключается в том, что чиновники обязаны доказывать факты приобретения ими движимого и недвижимого имущества, а в случае отсутствия таковых подвергается конфискации данного имущества и подвергается заключению под стражу [1].

Согласно индексу восприятия коррупции, который ежегодно рассчитывается международной организацией Transparency International, последние 20 лет Япония входит в двадцатку наименее коррумпированных стран мира, что свидетельствует об эффективности противодействия коррупционным проявлениям. В Японии хорошо развита законодательная база противодействия коррупции, которая продолжает совершенствоваться. В пример можно привести Уголовный кодекс Японии; Закон «О предотвращении недобросовестной конкуренции» (Закон № 47 от 19.05.1993 г. с изменениями, внесёнными Законом № 54 от 10.07.2015 г.); Закон о компаниях (Закон № 86 от 26 июля 2005 года). Нельзя не согласиться с тем, что роль в эффективности противодействия коррупции является стабильность нормативно-правовых актов и совершенствование законодательного процесса. Информация — важная мера профилактики коррупции в Японии, которая заключена в том, что любые сведения о коррупционном поведении чиновников становятся известны обществу в обязательном порядке. Глава 25 Уголовного кодекса Японии посвящено преступлениям, состоящим во взяточничестве. Статья 193 для публичного должностного лица предусматривает наказание в виде «лишения свободы с принудительным физическим трудом или тюремным заключением на срок до двух лет» [10]. Для «особого публичного лица» (имеется в виду судья, прокурор) предусмотрено «лишение свободы с принудительным физическим трудом или тюремным заключением от шести месяцев до десяти лет» [10]. Кроме того, в Японии с древности сформирована нетерпимость населения к нарушению морально-этических норм. Как пишет специалист по Японии, знаток традиций и образа жизни японцев В. В. Овчинников: «Боязнь быть осмеянным, униженным, отлученным от родни или общины с ранних лет западает в душу японца» [4]. А понятие «гири» (долг чести, моральная необходимость) здесь имеет основополагающее значение.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что актуальность данной темы обусловлена необходимостью применения в Российской Федерации передового опыта развитых стран, успешно применяющих антикоррупционные механизмы. Такими странами можно назвать не только Китай, Сингапур, Японию или Индонезию, но в этот список можно включить и Корею, Вьетнам, Новую Зеландию и так далее. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом рейтинге борьбы с коррупцией занимают ведущее место, поэтому другие государства, которые наименее успешны в борьбе с коррупцией, могут позаимствовать некоторые удачные меры, которые позволят сократить численность коррупционных проявлений. В системе государственной службы азиатских государств существенное внимание уделяется борьбе с коррупцией. Данный положительный опыт при его внедрении не только в уголовно-исполнительную систему, но и во все органы государственной власти Российской Федерации, несомненно, положительно повлияет на антикоррупционную программу государства.

Интересна идея о создании в России подобного Индонезии и Сингапуру органа по борьбе с коррупцией, который бы обладал обширными полномочиями, полной независимостью, а также открытостью и гласностью, как практически во всех Азиатско-Тихоокеанских регионах, ведь как показывает опыт зарубежных стран, данный орган пользуется большим успехом и доверием населения.

У японцев необходимо почерпнуть их морально-нравственные качества, которые образуют нетерпимость к совершению коррупционных правонарушений. По большей части население доверяет своей власти. Справедливость, честность и долг — это главные принципы.

В странах, где коррупция малозначительна, средства массовой информации играют важную роль, публично освещая и раскрывая все её негативные проявления. Широкая огласка противостоит созданию благоприятной среды для процветания коррупции. Для того чтобы средства массовой информации публиковали достоверную информацию, они должны быть полностью независимыми от государственной власти, быть самостоятельной структурой. Главной целью СМИ всегда должна оставаться защита прав граждан в сфере получения достоверной информации.

Также заметна суровость наказания вышеперечисленных стран, где за взяточничество возможна высшая мера наказания — смертная казнь (Китай, Вьетнам, Индонезия и другие). Возможно, в России необходимо ужесточение наказания за коррупцию, но этот вопрос является достаточно спорным и противоречивым. Перенимая зарубежный опыт, необходимо учитывать и возможности, законодательство, принципы своей страны.

Возможно, все эти меры достаточно жестоки и суровы, но как показывает практика, они также и успешны в сокращении количества коррупции в стране. Коррупция имеет серьезные последствия. Если позволить ей укорениться в обществе, она может привести к нарушению социального порядка и повлиять на жизнь населения в отрицательном значении. Следовательно, главная задача, стоящая перед всеми странами мира — искоренить её.

Литература:

  1. Бурмистров, И. А., Никодимов, И. Ю. Международная коррупция как она есть. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». — 2022. — 116 c.
  2. Иванова, Л. А., Данилов, А. Г. Опыт борьбы с коррупцией в азиатских странах // Следователь. — 2014. — № 10. — С. 21–23.
  3. Канунникова, Н. Г. Противодействие коррупции: сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства и правоприменительной практики // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2020. — № 4. — С. 285–287.
  4. Мельников, А. П., Симановский, С. И. Противодействие коррупции в некоторых странах юго-восточной Азии: политологический аспект // Вести БГПУ. 2021. — № 1. — С. 21–27.
  5. Румянцева, Е. Е. Противодействие коррупции. — М.: Юрайт. — 2022. — 267 c.
  6. Теплов, А. В., Бельченко, А. С., Кузьмина, Г. В., Рекстар, О. Д. Борьба с коррупцией в Республике Индонезия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. — 2018. — № 3. — С. 297–310.
  7. Фёдоров, А. В. Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления в Китайской Народной // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2014. — № 4. — С. 92–94.
  8. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики (принят на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва 14 марта 1997 г.).
  9. Постановление Верховного суда Индонезии от 24.07.2020 № 1 «О руководящих принципах по криминализации статей 2 и 3 Закона «О борьбе с коррупционными преступлениями».
  10. Уголовный кодекс Японии (утвержден законом от 24 апреля 1907 г. № 45 и вступил в силу 1 октября 1908 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, ICAC, Сингапур, Япония, зарубежный опыт, Индонезия, CDSA, PCA, массовая информация, тюремное заключение.


Похожие статьи

Задать вопрос