Роль оффшорных зон в мировой экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.11.2023

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Перетягина, П. А. Роль оффшорных зон в мировой экономике / П. А. Перетягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 174-178. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107368/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор исследует оффшорные зоны, их признаки и влияние на мировую экономику.

Ключевые слова: оффшорная зона, оффшорный бизнес, международные компании.

В современном мире понятие «оффшорная зона» встречается очень часто. Оно тесно связаны с государственной политикой и экономикой, международными отношениями, охватывают макро- и микроэкономические уровни. Каждая страна рассматривает и изучает вопросы об оффшорных зонах для создания эффективного плана мероприятий по регулированию государственной экономики и политики. Такие зоны оказывают немалое воздействие на экономическую ситуацию страны и мира в целом.

Создание оффшорных зон было подготовлено историческими процессами интернационализации мировой экономики, расширение границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик ряда стран, что неизбежно сопровождается соответствующим развитием товарно-кредитных отношений, растущей взаимосвязанностью всех государств, их национальных экономик и финансовых рынков. Возникает потребность в квалифицированном обслуживании и стимулировании этих процессов.

Оффшорная зона — это юрисдикция, которая предоставляет различные конкурентные преимущества и корпоративные привилегии компаниям, не имеющим статуса налогового резидента и расширяет географические возможности компании по ведению деятельности и привлечению клиентов.

Офшорные структуры финансируют свою деятельность из зарубежных источников, бизнес ведут за рубежом, но при этом в офшорной юрисдикции они сосредотачивают свои капиталы, делают необходимые, пусть и небольшие, отчисления, развивают ее внутреннюю инфраструктуру, обеспечивают дополнительную занятость населения и т. п. [7]

Наибольшую популярность офшоры приобрели в 60–70-е годы прошлого века из-за роста налогового бремени и ограничения на потоки капиталов. Благоприятными территориями для снижения налоговой нагрузки стали небольшие острова — бывшие колонии и зависимые территории Великобритании, потому что около 80 % финансовых потоков тогда приходилось именно на долю этого королевства. Тем самым удаленные территории смогли создать выгодные условия для ведения бизнеса. Стали пополнять бедные государственные бюджеты, регистрируя на территории предприятия, попутно освобождая их от налогов и назойливого внимания национальных фискальных органов [15]. Столь привлекательный налоговый и правовой климат сразу же привлек многих предпринимателей, как законопослушных, так и не очень. С тех пор сформировалось мнение о том, что в классическом понимании оффшорными зонами являются острова в экваториальном поясе планеты, где не спрашивают, откуда у бизнесменов взялись деньги. И где они находятся физически, эти предприниматели, тоже местные власти не интересует. Требовалось лишь соблюдать местное законодательство, а оно было очень либеральным.

Согласно Tax Justice Network , в мире сейчас около семидесяти тихих гаваней. Около 65 % всех оффшорных центров расположено в развивающихся государствах, остальные — в развитых странах. Оффшорные зоны объединяют такие черты — они создаются для нужд мирового рынка; в их рамках не действуют нормы хозяйствования, характерные для всей остальной территории государства; они выступают в роли инструмента государственного регулирования связей в области внешней экономики. Оффшоры, зачастую, очень напоминают друг друга, в вопросе предоставляемых льгот, находясь при этом в совершенно непохожих друг на друга странах. Их основная задача — служить «островками», представляющими мировой рынок на национальной территории. На сегодняшний день оффшорные зоны существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. Основные оффшорные зоны мира — Багамские, Виргинские, Бермудские, Каймановы острова, Мальта, Кипр, Мадейра, Гонконг, Ирландия, Ливан, Панама, Лихтенштейн, Сингапур и многие другие [12].

Выделяют два основных фактора возникновения офшорных зон в различных регионах: нехватка внутренних ресурсов для развития экономики и близость к промышленно развитым странам.

Цели, которые преследует государство, создавая оффшорную зону:

Экономические цели — привлечение иностранных инвестиций, рост валютных поступлений в экономике страны от регистрационных сборов; социальные цели — повышение занятости и уровня доходов населения; создание слоя высококвалифицированной рабочей силы; научно-технические цели — внедрение передовых зарубежных технологий.

На практике эти цели могут корректироваться в зависимости от конкретной ситуации и типа офшорной юрисдикции.

Особые зоны стали появляться в разных странах, в том числе и наиболее экономически сильных. Основная цель, преследуемая государствами при их создании, состоит в стимулировании развития территорий или отраслей национального хозяйства, а также привлечении инвестиций, внутренних и внешних.

Регистрация офшорной компании и счетов — законное действие для гражданина любой страны. Выгодно создание оффшорных зон и обычному предпринимателю, так как его целью является минимизация издержек.

Преимущества оффшоров являются причинами регистрации в них бизнеса. Это: отсутствие или минимальный уровень налогообложения, возможность оптимизировать налоговые платежи; быстрота и гибкость процедуры регистрации — минимум документов, необязательно оплачивать уставной капитал; простота управления оффшорной компанией — собрание акционеров могут быть в любой точке мира, а также онлайн; ведение деятельности, которая запрещена в стране проживания инвестора (игровой бизнес, страхование, брокерские и финансовые услуги и т. д.); нет отчетности, не проводятся проверки, не сдаются налоговые и финансовые отчеты; диверсификация капитала через инвестиции и формирование бизнеса за рубежом; защита бизнес-активов и личного имущества от иностранных судов, кредиторов, и иных рисков, включая валютные; конфиденциальность и сокрытие доходов, закрытые реестры бенефициаров; владелец бизнеса может стать гражданином страны, где находится оффшорная зона, при внесении средств на собственный счет в банке или оплате госпошлины и т. д.

Каждая оффшорная зона специализируется на предоставлении тех или иных услуг, поэтому предприниматели выбирают юрисдикцию в зависимости от своих потребностей.

С одной стороны, в оффшорах часто регистрируются как солидные международные компании, которые используют подобные зоны для снижения налогового бремени и, следовательно, повышения дохода, так и фирмы — однодневки, созданные исключительно для отмывания средств и мошеннических действий в отношении своих клиентов. В наше время открытие предприятия в классическом оффшоре стало неофициально считаться признаком нечестности.

Большая концентрация средств на счетах в офшорных юрисдикциях — следствие систематического уклонения от уплаты налогов и отмывания незаконных доходов в стране происхождения, что, безусловно, ведет к росту международной финансовой нестабильности. Незаконные финансовые потоки из развивающихся стран составили триллионы долларов.

Отток капитала из страны — процесс неприятный для государства: Это означает отсутствие налоговых вложений компании в казну при осуществлении предпринимательской деятельности внутри страны; льготное налогообложение в офшорных юрисдикциях подрывает налоговую базу стран, резиденты которых активно используют услуги офшоров; надзорные органы не могут выявлять экономические преступления, а значит, уровень преступности и деятельности, подрывающей экономику государства, становится выше; деятельность офшорных центров (неконтролируемые потоки «горячих денег») представляет потенциальную угрозу стабильности мировой финансовой системы.

Потому правительства принимают законы, ограничивающие использование офшорных компаний гражданами. Возникновение и развитие так называемых офшорных зон превратилось в один из двигателей процесса глобализации. Но по мере возрастания степени финансово-экономической взаимозависимости их деятельность начала вызывать все большую озабоченность национальных государств и международных организаций. Борьба с офшорами активно используется мировым сообществом для обеспечения финансовой стабильности мировой экономики.

Первые попытки борьбы с офшорами, или деофшоризации, стали предприниматься еще в 1990-е годы, но обрели поистине крупный масштаб в связи c мировым финансовым и экономическим кризисом 2008–2009 гг. На данный момент, наблюдается тенденция активизация мировой антиоффшорной политики. Налоговые гавани стали объектом строгого контроля со стороны западных правительств и международных организаций, таких как Международный валютный фонд (МВФ) (International Monetary Fund — IMF), Совет финансовой стабильности (СФС) (Financial Stability Board — FSB), Организа- 33 ция экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD), Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF), а также неформальных институтов, в первую очередь «Группы семи» (G7) и «Группы двадцати» (G20) [12].

Выступая в качестве основного инициатора укрепления архитектуры мировой финансовой системы, МВФ одним из первых поднял тревогу по поводу налоговых гаваней. Большое значение МВФ придавал вопросам оценки стабильности международного офшорного сектора, обеспечения прозрачности финансовых систем и контроля финансовых потоков. В 2000 г. фонд запустил Программу по офшорным финансовым центрам, которая стала основой оценки и мониторинга качества их систем финансового регулирования и уровня контролируемости их деятельности.

В этих условиях лидирующее место в международной антиофшорной борьбе (главным образом в ее налоговом измерении) заняла ОЭСР. Внимание данной организации сосредоточено на противодействии «недобросовестной» налоговой конкуренции и повышении уровня прозрачности в налоговой сфере. В 2009 году ОЭСР опубликовала три списка юрисдикций (черный, серый и белый), сгруппированных по степени соблюдения ими международных норм в сфере налогообложения и раскрытия информации. Организация утвердила Международные стандарты обмена налоговой информацией по запросу страны-партнера (Exchange of Information on Request — EOIR), впоследствии одобренные членами G20. В развитие этой идеи в 2014 г. ОЭСР утвердила новые стандарты по обмену налоговой и финансовой информацией, предусматривающие переход на обмен сведениями об активах и счетах частных и юридических лиц (Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information) [16]. Новые стандарты уже приняли 90 стран: 55 из них начали автоматический обмен с 2017 г., остальные (в том числе Россия) — с 2018 г. ОЭСР выпустила «Отчет о размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения и глобальный План действий к нему. Данный проект направлен на борьбу с налоговой оптимизацией транснациональных корпораций (ТНК) и представляет собой схему согласованных действий между 14 странами G20 и 60 государствами-наблюдателями, имеющими офшорные юрисдикции (включая Гонконг, Сингапур и Британские Виргинские острова).

Помимо ОЭСР важным формальным институтом, осуществляющим деятельность в сфере борьбы с офшорами, является ФАТФ, созданная на встрече G7 в Париже в 1989 г. Однако действительно большой размах ее работа приобрела после трагических событий 11 сентября 2001 г. ФАТФ активно занимается разработкой рекомендаций по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, осуществляет мониторинг национальных законодательств стран-участниц в этой области. В настоящее время членами Группы являются 34 государства и 2 региональные организации (Европейская комиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). Россия присоединилась к ФАТФ в 2003 г.: от имени РФ деятельность в этой организации осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Лондонский саммит G20 2009 г. стал началом современной «атаки» международного сообщества на офшоры: именно тогда было принято решение о введении глобального регулирования налоговых убежищ. Лидеры G20 договорились бороться с офшорными зонами, которые были названы в числе главных факторов дестабилизации мировой финансовой системы. Принятая на саммите Декларация по укреплению финансовой системы предусматривала пакет возможных экономических санкций в отношении государств, отказывающихся от сотрудничества.

Сегодня международная борьба с офшорными зонами приобретает не только экономическую значимость, но и политическую — повышение независимости национальной политики на международной арене с помощью укрепления экономической безопасности страны, противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма.

За последние 10 лет многие ранее оффшорные юрисдикции провели ряд реформ своих Законов, приблизив их к мировым стандартам по рекомендациям G20, ОЭСР, ЕС, ФАТФ.

Многостороннее регулирование нацелено на повышение прозрачности офшорного бизнеса, обеспечение стабильности мировой финансовой системы, расширение международного обмена налоговой информацией и противодействие отмыванию нелегальных доходов и финансированию терроризма. В целом мировая практика показывает, что эффективность антиофшорной политики пока еще не очень высока. Сложившаяся ситуация позволяет оценить как трудности, так и возможности, связанные с разработкой согласованной централизованной международной политики в сфере борьбы с налоговыми гаванями. Например, с одной стороны, ОЭСР не имеет достаточно средств и инструментов для противодействия «вредоносным налоговым практикам», с другой — многие ее члены, в том числе Великобритания, Швейцария, Ирландия и страны Бенилюкс, сами считаются налоговыми гаванями, а история становления их экономик тесно связана с деятельностью внутренних офшорных территорий. При этом именно национальные государства играют ключевую роль в борьбе с налоговыми оазисами, именно от них зависит, останутся ли офшоры «черными дырами» для вывоза капиталов и отмывания денег или же превратятся в элементы механизма мировой экономики, способствующие повышению международной конкурентоспособности. По мнению российского экономиста С. Ю. Глазьева, офшоры являются инструментом внешнеэкономической экспансии развитых государств [2]. Офшоры являются инструментом внешнеэкономической экспансии развитых государств и их создание позволяет получить конкурентные преимущества в битве за ресурсы. Так или иначе, офшорные юрисдикции, независимо от того, в чьих интересах они действуют, и кто является конечным бенефициаром, берут под свой контроль компании и ресурсы, переманивая денежные потоки на свою сторону.

Система офшорных инструментов была разработана отнюдь не маленькими юрисдикциями, предоставляющими льготные режимы налогообложения. Экономически развитые страны, которые были заинтересованы в офшорном бизнесе, где существуют международные финансовые центры, обслуживающие налоговые гавани (в первую очередь Великобританией и США). Более того, офшорный бизнес стремительно развивается и на территории самих этих государств. Вред, приносимый офшорами развитым странам, компенсируется за счет получения контроля над компаниями, занимающимися добычей ресурсов и поставкой продукции на мировой рынок.

Еще одним ключевым вопросом в отношении офшоров в настоящий момент является непрозрачность их деятельности. Налоговые гавани должны регулироваться согласованным на международном уровне кодексом профессионального поведения, который обеспечивал бы прозрачность прав собственности и позволял бы определить конечных собственников активов. Ввиду заинтересованности в развитии офшорных зон одних стран и противодействия их деятельности со стороны других можно предположить, что офшорный бизнес будет непременно видоизменяться, становясь более прозрачным и предсказуемым. Однако говорить о полной ликвидации налоговых убежищ пока не приходится: некоторые государства в действительности делают недостаточно для борьбы с ними, даже если они говорят об обратном.

Свои списки «черных», «серых» и «белых» оффшорных зон (классификация, предложенная ООН, «чёрный список» — оффшорные юрисдикции, не подчиняющие международному правилу; «серый список» — оффшоры, которые приняли налоговые стандарты, но пока их не внедрили; «белый список» — государства, которые внедрили международные налоговые стандарты) составляли Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием криминальных денег (ФАТФ), а страны G20 грозили не соблюдающим международные нормы запретом на финансовые и инвестиционные операции.

Наиболее известным способом борьбы с оффшорными организациями является установление так называемых правил контролируемых иностранных компаний. Данные правила предусматривают налогообложение граждан или юридических лиц — резидентов своих стран — в случае, если контролируемые ими иностранные компании (как правило, зарегистрированные в оффшорных зонах), получают какой-либо доход.

Другой способ борьбы с безналоговыми компаниями, который используется во многих государствах, связан со статусом так называемого «налогового резидентства» юридического лица. Данная концепция предполагает налогообложение доходов компании, зарегистрированной в одном государстве, на территории другого. В случае если ключевые решения, относящиеся к деятельности иностранной компании, принимаются резидентами, находящимися на территории этого другого государства, весь доход оффшорной компании подлежит налогообложению в государстве, где принимаются соответствующие решения.

В некоторых других случаях методы борьбы могут быть связаны с применением повышенных налоговых ставок для компаний, которые каким-либо образом ведут бизнес с офшорами, ограничением банковских операций с такими компаниями, внесением оффшорных зон в «чёрные» списки, что влечёт за собой специальный контроль и дополнительную отчетность для оффшорных компаний.

Оффшорные зоны являются крайне противоречивым институтом, так как они выгодны для стран, которые предоставляют данные налоговые льготы, а также компаниям, которые регистрируют свой бизнес на территории данных стран, но в то же время они наносят ущерб развитым странам, чьи капиталы и доходы бюджета утекают за рубеж. Частные мнения и прогнозы о полной ликвидации оффшоров маловероятны, поскольку спрос у предпринимателей на оптимизацию налогов значительно велик, а для многих государств со слабой экономикой — это единственная возможность улучшить свои показатели и избежать развала экономики. Безусловно, для возврата капитала необходимо в первую очередь смягчение условий экономической деятельности, и то — реализовать это на данный момент считается невозможным.

Некоторые страны, в том числе и Россия, создают законы, пытаются применять какие-то меры, направленные на закрытие границ для «вывоза» капитала. Однако против законных способов государство ничего не сможет сделать. По прогнозам некоторых специалистов, движение денег через оффшорные зоны будет обязательно расти.

В 2023 последующие годы ожидается дальнейшее развитие оффшорных зон по всему миру. Существующие оффшорные центры продолжат улучшать свои условия для бизнеса и инвесторов. Одной из ключевых тенденций развития оффшорных зон является укрепление регулирования и соблюдение международных стандартов прозрачности и управления рисками. Ожидается также рост использования современных технологий в оффшорных зонах, например, блокчейн и искусственный интеллект. Наконец, одним из главных трендов в развитии оффшорных зон в перспективе будет разнообразие услуг и привлекательность предложений. Оффшорные центры будут стараться создавать уникальные условия для различных видов бизнеса и удовлетворять потребности как крупных корпораций, так и небольших предприятий. Это привлечет еще больше инвесторов и позволит оффшорным зонам сохранять свою репутацию лидера в области международного бизнеса и финансов.

Литература:

1. Адамс Ч. Влияние налогов на становление цивилизации / пер. с англ. А. А. Столярова и А. А. Резвова. — Москва; Челябинск: Социум, Мысль, 2018. — 639 с.: ил. — ISBN 978–5–906401–82–3

2. Глазьев С. Ю. Деофшоризация российской экономики. Пути и меры. Доклад НИЦ Системного анализа. 2013. Доступ: http://sysanalys.ru/index.php/114-deofshorizaciaputiimery (дата обращения: 15.04.2015).

3. Назаренко В. А. Зоны льготного налогообложения и проблемы оттока капитала в РФ — Молодой ученый — 2016 -№ 8 (112) — с.624–626

4. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» № 2(41) 2020 Кочергина Э. Н. студент 4 курс, факультет «Высшая школа государственного аудита» Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Россия, г. Москва

5. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» № 2(41) 2020 Кочергина Э. Н. студент 4 курс, факультет «Высшая школа государственного аудита» Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Россия, г. Москва

6. Назаренко, В. А. Оффшорные зоны мира / В. А. Назаренко, Е. В. Бочкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016(112). — С. 626–629.

7. XII Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен» Международный опыт функционирования офшорных зон. Юзвович Лариса Ивановна,

8. «Оффшорные зоны: правовое регулирование», А. Чашин, 2013г., 64 стр.

9. Перспективы развития оффшорной деятельности. URL: https://works.doklad.ru/view/77-iLWliznU/2.html

10. Сборник докладов конференции GSOM EMC 2014. URL: http://www.old.fa.ru/chair/ar/news/Documents/

11. Старостина М. И. Оффшорный бизнес в современном мире // Экономика и бизнес, 2014.

12. Саргсян Л. М. Структура международной системы регулирования офшорных зон: современное состояние и преспективы развития // Вестник Московского университета, 2016.

13. Чернявский С. П. Международный офшорный бизнес и банки. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 144 с.: ил. — ISBN 5–279–02398–1.

14. Шэксон Н. Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных офшорных зонах. М.: Эксмо, С. 13.

15. Зачем бизнесу офшор и как правильно открыть счет Подробнее на сайте Banki.ru https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10982123. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10982123 (дата обращения: 05.11.2023).

16. Чупахин Г.А. Налогообложение в офшорных зонах»

Основные термины (генерируются автоматически): зона, государство, компания, мировая финансовая система, мировая экономика, отмывание денег, оффшорная зона, офшорный бизнес, финансирование терроризма, мировой рынок.


Похожие статьи

Задать вопрос