Обучение восприятию и пониманию речи на слух на уроке иностранного языка в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.11.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Ахраменко, Е. В. Обучение восприятию и пониманию речи на слух на уроке иностранного языка в средней школе / Е. В. Ахраменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107326/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается аудирование как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется объективным трудностям при аудировании, основным механизмам аудирования, системе работы с аудиотекстом. Приводятся примеры упражнений для формирования механизмов аудирования, а также на трех этапах работы с аудиотекстом.

Ключевые слова: восприятие, понимание, речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, артикулирование, речевой образец.

Восприятие и понимание речи на слух (аудирование) — это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием, пониманием и переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении.

Существуют объективные трудности, которые препятствуют пониманию речи с первого раза. К ним относят следующие:

  1. Трудности, обусловленные условиями аудирования: внешние шумы, плохая акустика, качество звукозаписи, помехи.
  2. Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи: особенности дикции, тембра, темпа, пауз, возможные нарушения артикуляции, различные диалекты иностранного языка, непонимание речи людей противоположного пола, разного возраста.
  3. Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала: использование большого количества незнакомой лексики, аббревиатур, специальных терминов.

Для достижения необходимого уровня восприятия речи на слух у учащихся должны быть сформированы следующие базовые умения:

  1. определять тему сообщения;
  2. отделять главное от второстепенного, выделять смысловые вехи;
  3. принимать сообщение до конца без пропусков;
  4. членить текст на смысловые куски, определять факты;
  5. устанавливать логические связи между элементами текста;
  6. воспринимать речь в ее естественном темпе;
  7. принимать и удерживать в памяти сообщение, предъявленное один раз [1, С. 78].

Выделяют четыре основных механизма аудирования:

  1. Речевой слух. Благодаря ему происходит восприятие устной речи и узнавание знакомых образов в потоке речи.
  2. Память. Для процесса понимания речи со слуха важны кратковременная и долговременная память. Помимо удержания поступающей информации слушающий должен связывать воспринятое в данный момент с тем, что слышал ранее.
  3. Вероятностное прогнозирование (предвосхищение событий).
  4. Артикулирование. Это внутреннее проговаривание речи (Е. Н. Соловова).

Рассмотрим упражнения, которые могут быть использованы для формирования механизмов аудирования.

  1. Упражнения для обучения речевому слуху:

– прослушайте и повторите несколько пар слов;

– определите на слух рифмующиеся слова;

– определите количество гласных и согласных звуков в услышанных словах;

– отметьте паузы в звучащем речевом потоке;

– прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов;

– прослушайте предложения и скажите, сколько вопросительных, утвердительных, отрицательных предложений вы услышали;

– прослушайте синонимы в предложениях и определите их значения.

  1. Упражнения для развития памяти:

– прослушайте две логически связанные между собой фразы и повторите их;

– прослушайте речевые образцы и покажите соответствующие им иллюстрации;

– прослушайте две-три короткие фразы, соедините их в одно предложение;

– прослушайте фразу, добавьте к ней еще одну, связанную по смыслу;

– прослушайте предложения и организуйте их в логической последовательности.

  1. Упражнения для развития механизма вероятностного прогнозирования:

– прослушайте начало текста и составьте план его продолжения;

– прослушайте фрагмент текста и продолжите его;

– прослушайте предложения из текста и определите его идею [2, С. 181; 3, С. 58–65].

Работа с аудиотекстом включает три этапа:

  1. Предтекстовый этап (до прослушивания).
  2. Текстовый этап (прослушивание).
  3. Послетекстовый этап (после прослушивания).

Цель предтекстового этапа — снятие языковых и содержательных трудностей, связанных с пониманием аудиотекста, прогнозирование темы текста по заголовку, рисункам. На текстовом этапе предъявляется текст для прослушивания. Текст, как правило, прослушивается один или два раза, в зависимости от целей аудирования (понимание основного содержания аудиотекста, нахождение интересующей информации и т. д.). Цель послетекстового этапа — контроль понимания прослушанного текста.

Рассмотрим упражнения, которые могут быть использованы на трех этапах работы с аудиотекстом.

Предтекстовый этап:

– как вы думаете, о чем пойдет речь в данном тексте?

– какие вопросы будут обсуждаться в тексте?

– сформулируйте вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить;

– прослушайте предложения и попытайтесь догадаться по контексту о значении неизвестных слов в известной грамматической форме.

Текстовый этап:

– закончите следующие предложения;

– соотнесите фрагменты текста с заголовками;

– соотнесите описания с персонажами;

– найдите различия;

– прослушайте текст и скажите, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без изменений;

– заполните таблицу недостающей информацией.

Послетекстовый этап:

– ответьте на поставленные вопросы;

– составьте резюме текста;

– составьте диалог по теме текста;

– подготовьте монологическое высказывание по проблеме текста;

– перескажите текст;

– предложите свое продолжение текста;

– обсудите идею текста, замысел автора [4, С. 85].

Работа с аудиотекстом на трех этапах (предтекстовый, текстовый, послетекстовый) позволяет управлять процессом понимания речи и в целом формированием навыков и развитием умений аудирования.

Литература:

  1. Методика преподавания иностранных языков. Английский язык. Профессиональная лексика: учеб.-метод. пособие / А. С. Герасимук. — Мн., 2014. — 179 с.
  2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М., 2004. — 336 с.
  3. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. — Мн., 1996. — 522 с.
  4. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева. — Мн., 2015. — 239 с.
Основные термины (генерируются автоматически): текст, вероятностное прогнозирование, предложение, речевой слух, этап, понимание речи, процесс понимания речи, речевая деятельность, текстовый этап, формирование механизмов аудирования.


Ключевые слова

память, восприятие, понимание, речевой слух, речевой образец, вероятностное прогнозирование, артикулирование

Похожие статьи

Задать вопрос