Генезис юридических представлений об институте свободы мнения, совести и вероисповедания в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.11.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Истомина, Е. Н. Генезис юридических представлений об институте свободы мнения, совести и вероисповедания в России / Е. Н. Истомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 292-295. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107215/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье автор рассматривает основные этапы становления в российском законодательстве института свободы совести, мнения и вероисповедания. Сделан вывод об этапах становления рассматриваемого института.

Ключевые слова: религия, свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мнения.

Рассмотрение института свободы совести, мнения и вероисповедания в историческом дискурсе предоставляет возможность определить содержание данного института в контексте общественного развития, а также учесть соответствующий опыт при законодательном регламентации данного института на современном этапе.

Первый этап является в определенной мере условным, начинающимся с момента Крещения Руси, когда в государстве была введена общеобязательная религиозная идеология. В последующем, начиная с XVI века, рассматриваемая свобода начинает свое фактическое существование. Как отмечал В. Л. Ефимовских, «Общий принцип, которому следовали власти, состоял в предоставлении каждому иностранцу свободы в совершении частного и общественного богослужения. Пропаганда иноверия среди православных была запрещена, среди иноверцев допускалась. На почве этого фактического решения вопроса в XVII веке возникло решение и юридическое. Руководствуясь нормами естественного права, власть придала государственный статус католицизму и протестантизму, запрещая и преследуя прозелитизм» [14, c. 56].

В Царской России господствовавшая православная церковь была частью государственного аппарата, в соответствии с законом самодержавная власть управляла церковью посредством Святейшего правительствующего синода, ею учрежденного. Остатки своей независимости от государства церковь утратила в результате реформы церковного управления, проведенной Петром I. Принятый 25 января 1721 г. Регламент, или Устав, Духовной коллегии [3] ликвидировал патриаршество и поставил во главе церкви Духовную коллегию. Царский манифест повелевал подданным, духовным и мирским, исполнять указы Духовной коллегии «под великим за противление и ослушание наказанием». 14 февраля 1721 г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий синод, члены которого приносили присягу в верности царю.

В 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора Синода, который назначался из светских лиц и осуществлял в соответствии со специальной инструкцией государственный надзор и контроль за деятельностью Синода. В 1802 г. Синод был лишен права прямых сношений с высшими государственными учреждениями и мог обращаться к ним только через обер-прокурора. С 1803 г. обер-прокурор стал подчиняться непосредственно царю. Таким образом, высший орган управления православной церковью был превращен в правительственный комитет, который полностью подчинялся самодержавной власти. В своей деятельности он руководствовался правовыми нормами, детально регламентировавшими церковную структуру, управление, другие внутри церковные вопросы и даже порядок отправления культа. Церковь, таким образом, была превращена в государственный институт [15, c. 21].

В 1832 г. был издан Свод законов Российской империи, в соответствии с которым на территории государства все религии были подразделены на: государственные (православное исповедание), терпимые и нетерпимые [4].

В ХХ в. зависимости церкви от государства сохранялась. С. А. Авакьян по данному вопросу отмечал: «В период монархии государство возвело в ранг юридической обязательности указание религиозной принадлежности подданных, оставляя человеку свободу выбора исповедуемой религии, но не допуская возможности отказаться от исповедания религии, выбрать и тем более проповедовать атеистические убеждения» [12].

Таким образом, ситуация с регламентацией права на свободу совести, вероисповедания и мнения в целом на рассматриваемом этапе характеризовалась зависимостью от государства, достаточно высокой степенью законодательного регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере, запретом на атеизм.

Второй этап в развитии юридической регламентации свободы мнения, совести и вероисповедания берет свой отсчет с 1917 г., когда был принял Закон «О свободе совести». Данный закон практически полностью дублировал Постановление Временного Правительства «О свободе совести» 1917 г. [5], в котором указывалось, что каждому гражданину российского государства обеспечена свобода совести. Пользование гражданами своими политическими правами не зависит от вероисповедания, и никто не может преследоваться и ограничиваться в своих правах на основании принадлежности к какому-либо вероисповеданию. Данный Закон устанавливал для лиц, достигших четырнадцатилетнего возраста, свободный переход из одного вероисповедания в другое, а также предусматривало вневероисповедное положение граждан. Лица, меняющие вероисповедание или признающие себя не принадлежащими ни к какой вере, для прекращения правовых отношений, вытекающих из принадлежности к имевшемуся вероисповеданию, должны были сообщить о своем решении письменным или устным заявлением местному судье. О лицах, признающих себя не принадлежащими ни к какой вере, сообщалось соответствующему органу местного самоуправления. Большое внимание было уделено регламентации свободы совести малолетних, в том числе, начиная с девятилетнего возраста ребенка уже требовалось его согласие на переход из одного вероисповедания в другое.

Однако Временное правительство оставило в силе царские законы, которыми были определены взаимоотношения между властью и государством, были также сохранены полномочия государственной власти в отношении всех церквей и, соответственно, главенствующее положение православной церкви. Как было отмечено в свое время Г. Г. Черемных, российское дореволюционное законодательство устанавливало в определенной мере лишь веротерпимость, но никак не свободу совести и вероисповедания, при сохранении единственной государственной религии, а также положения Русской православной церкви в виде государственно-политического института [16, c. 7].

На наш взгляд можно согласиться с теми учеными, которые в качестве отправной точки существования свободы совести, мнения и вероисповедания в России считают принятие Закона «О свободе совести» [13]. Следующие шаги в расширении свободы совести в рамках свободы вероисповедания были осуществлены советской властью. «Декларацией прав народов России» от 1917 г. [6] были отменены все национальные и религиозные привилегии и ограничения. Декрет о земле, принятый Вторым Всероссийским съездом Советов по докладу В. И. Ленина в 1917 г. [7] отменил частную собственность на землю и провозгласил передачу всех земель в стране, в том числе монастырских и церковных, во всенародное достояние.

В 1918 г. был принят декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [8], который, в частности, провозглашал: «В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали любые преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан. Устанавливалось право каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать вообще никакой. Всякие ограничения прав, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или не исповеданием никакой веры, отменяются. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской республики. Также было установлено правило о том, что никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению суда.

В соответствии с Декретом СНК церковь отделялась от государства, то есть утрачивала статус государственной церкви, с упразднением государственного управления ею. Больше не требовалось указывать религиозную принадлежность в официальных документах. Становилось невозможным сопровождение религиозными церемониями государственных и иных публично-правовых мероприятий. Акты гражданского состояния поручались исключительно гражданской власти.

Положения рассмотренного Декрета в дальнейшем были подкреплены ст. 13 Конституции РСФСР от 1918 г., в соответствии с которой было указано, что «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами» [9].

В 1990 г. начался третий этап развития свободы совести, мнения и вероисповедания в российском государстве, когда в ст. 50 Конституции РСФСР от 1978 г. [10] были внесены изменения, которыми каждому гражданину РСФСР было гарантировано право на свободу совести и вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения норм действующего законодательства в государстве.

25 декабря 1990 г. был принят Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» [11], имевший положительное значение в обеспечении прав и интересов верующих, в восстановлении подобающей роли конфессий в духовной жизни общества и нормализации отношений государства с ними.

Конституция Российской Федерации 1993 г. [1], в сущности, продублировала положение ст. 50 Конституции РСФСР 1978 г., равно как и Федеральный Закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» [2].

Третий этап становления свободы совести и вероисповедания в России начавшийся в 1990 г. продолжается до настоящего времени, его особенности и правовое регулирование будут рассмотрены далее в рамках настоящего исследования.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что история развития законодательного определения свободы мнения, совести и вероисповедания в российском государстве имеет глубокие исторические корни. В целом, в наиболее обобщенном виде, данный процесс можно подразделить на три этапа следующим образом:

— Первый этап (от крещения Руси в 988 г. до Февральской революции 1917 г., свобода совести, вероисповедания и мысли как таковая отсутствовала, религия и церковь находились под строгим контролем государства);

— Второй этап (ограничивается 1990 г., когда в Конституцию РСФСР были внесены изменения в части которых гражданам республики была гарантирована свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения);

— Третий этап (с 1990 г. по настоящее время).

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 39. — Ст. 4465; 2023. — № 31. — Ст. 5786.
  3. Духовный регламент от 1721 г. [Электронный ресурс] // Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopovich/duhovnyj-reglament-1721-goda/ (дата обращения: 01.10.2023).
  4. Свод законов Российской Империи от 1832 г. [Электронный ресурс] // Классика российского права. URL: https://civil.consultant.ru/code/?ysclid=lnlxbnzm6m869843939 (дата обращения: 01.10.2023).
  5. Постановление Временного Правительства от 14 июля 1917 г. «О свободе совести» [Электронный ресурс] // Сайт Конституции РФ. URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600–1918/5412/?ysclid=lnlxh0kgrc98376301 (дата обращения: 03.10.2023).
  6. Декларация прав народов России от 1917 г. (Принята Председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Лениным и Народным Комиссаром по делам национальностей И. В. Сталиным на Первом Всероссийском съезде Советов Народных Комиссаров) [Электронный ресурс] // Сайт Конституции РФ. URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600–1918/5307/?ysclid=lnlxix2ual791117349 (дата обращения: 04.10.2023).
  7. Декрет 11 Всероссийского съезда Советов Народных Комиссаров «О земле» от 08 ноября (26 октября) 1917 г. [Электронный ресурс] // Сайт Конституции РФ. URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600–1918/5303/?ysclid=lnlxn29lii311098831 (дата обращения: 04.10.2023).
  8. Декрет Всероссийского съезда Советов Народных Комиссаров от 02 февраля (20 января) 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [Электронный ресурс] // Сайт Конституции РФ. URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600–1918/5325/?ysclid=lnlxoxqq93599173759 (дата обращения: 04.10.2023).
  9. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918 г.) // СУ РСФСР. — 1918. — № 51. — Ст. 582.
  10. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (принята ВС РСФСР 12.04.1978 г.) // Ведомости ВС РСФСР. — 1978. — № 15. — Ст. 407.
  11. Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267–1 «О свободе вероисповеданий» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1990. — № 21. — Ст. 240.
  12. Авакьян С. А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского Университета. Серия 11: Право. 1999. № 1. С. 2–7.
  13. Дорская А. А. Российская конституционно-правовая традиция регулирования свободы совести // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2016. № 1 (21). С. 17–24.
  14. Ефимовских В. Л. Религиозные преступления в русском праве Х — начала ХХ в.: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 56.
  15. Клочков В. В. Закон и религия: от государственной религии в России к свободе совести в СССР. М.: Мысль, 1982. С. 21.
  16. Черемных Г. Г. Свобода совести. М.: Манускрипт, 1996. С. 7.
  17. Юзефович Ж. Ю., Мокрушина К. С. История становления российского законодательства о религиозных организациях // Молодой ученый. 2020. № 48 (338). С. 389–393.
Основные термины (генерируются автоматически): свобода совести, вероисповедание, духовная коллегия, государство, Конституция РСФСР, российское государство, церковь, какая вера, православная церковь, Святейший правительствующий синод.


Похожие статьи

Задать вопрос