«Начинаем с родителей»: из опыта концертной просветительской работы преподавателей музыкально-теоретических дисциплин Детской школы искусств г. Москвы «Тутти» с родителями воспитанников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 04.11.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Соболева, Е. В. «Начинаем с родителей»: из опыта концертной просветительской работы преподавателей музыкально-теоретических дисциплин Детской школы искусств г. Москвы «Тутти» с родителями воспитанников / Е. В. Соболева, Л. Г. Константинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107349/ (дата обращения: 28.04.2024).



Необходимость приобщения детей и родителей к музыкальному образованию и в целом к музыкальному искусству стала актуальной проблемой для современной музыкальной педагогики. Несмотря на то, что театры, концертные площадки, филармонии с каждым годом становятся все доступней для широких масс, а YouTube стал уже некой информационной и образовательной площадкой, процент людей, по-настоящему вовлеченных в музыкальную среду и музыкально-образованных, уменьшается. По этой причине ДШИ все чаще сталкиваются с родителями и учащимися, которые не настроены на получение качественного музыкального образования. Очень часто единственной мотивацией учащихся для успешного окончания музыкальной школы становится прибавка нескольких баллов к результатам ЕГЭ.

Еще одна проблема связана с развитием современных технологий, которые сделали звучание музыки легкодоступным и обыденным. У людей отпала необходимость самим исполнять музыкальные произведения. Традиции петь песни а-капелла или под гитару во время застолья, в кругу семьи или друзей ушли в забвенье. А ведь именно живое исполнение способствует развитию эмоционального отклика на музыку и формированию чувств, переживаний, возникших в процессе прослушивания. Отметим, что эти важные перечисленные качества являются неотъемлемой частью не только музыканта, но и любой духовно-развитой личности. Благодаря технологиям у людей также отпала потребность в очном посещении концертов, спектаклей и даже музеев. Онлайн-трансляции, видеозаписи, виртуальные экскурсии способствуют этому печальному факту. Как показывает практика, примерно 50 % процентов родителей не посещают концерты ДШИ, в которых участвуют их дети. Из них примерно половина не приходит по причине того, что есть возможность посмотреть выступление ребенка в записи.

Чтобы лучше понять, насколько современное общество, с которым сталкиваются детские музыкальные школы, приобщено к музыкальному искусству, мы провели анкетирование среди родителей учащихся нашей школы. В опросе поучаствовало 109 человек, их которых 65 процентов составляли женщины возраста от 36 до 45 лет. Остальной процент относится к другим возрастным категориям (24 % — от 46–55 лет, 8 % — до 35, 4 % — 55 и выше). 63,3 % опрашиваемых не имеют музыкального образования, 33 % — уровень музыкальной школы, и по 1 % имеют среднее и высшее образования.

Результаты опроса следующие:

– 52 % опрашиваемых ответили, что в семье имеется кто-либо из взрослых, играющих на музыкальных инструментах. Из них большая часть владеет игрой на гитаре. У 48 % семей никто не владеет музыкальным инструментом.

– На вопрос «как часто Вы или другие члены семьи совместно музицируете» 36 % ответили, что не делают этого.

– 35 % семей совместно музицируют с ребенком, обучающимся в ДМШ.

– На вопрос «интересуетесь ли Вы и члены вашей семьи музыкальным искусством» 10 % ответили, что не интересуются или нет времени, 60 % время от времени, 13 % интересуются постоянно.

– На вопрос «посещаете ли Вы мероприятия музыкальной школы, в которых Ваш ребенок не участвует», 31 % ответили положительно, 33 % приходит по просьбе преподавателя, 11,4 % не считают нужным

– На вопрос «какая музыка часто звучит в вашем доме» 63 % ответили «популярная», при этом 60 % семей слушают классическую музыку, 53 % советскую классику, 31 % джаз, блюз, 18 % музыку на основе народной, 12 % специально музыку вообще не слушают.

Возможно, в этой статистике есть доля лукавства. Потому как с трудом верится, что 60 % процентов семей часто слушают классическую музыку, а всего 11 % не ходят на школьные концерты. Практика показывает обратное. Но радует, что родители осознают свою причастность к музыкальному искусству и понимают, что если ребенок учится в ДШИ, то классическая музыка должна звучать дома, а посещение театров, концертов и прочих мероприятий должно быть регулярным. Именно семья является первым институтом, который формирует у ребенка мотивы, интересы, предпочтения, закладывает основы личности ребенка. От отношения родителей к музыкальной школе и к музыкальному искусству в целом будет зависеть отношение ребенка к этим вещам. Заинтересованность музыкой у ребенка рождается там, где взрослые сами увлечены ею. В этом плане ДШИ является проводником в музыкальный мир не только для учащихся, но и для их родителей. По этой причине очень важно, чтобы внутри детского учреждения была своя развитая концертная деятельность. Школьные концерты должны не только преследовать исполнительскую цель в развитии учащихся, но и быть интересны детям и их родителям как зрителям. Опрос показал, что 70 % семей приобщают себя к музыкальному искусству через посещение различных мероприятий в музыкальной школе. В реалиях большого города зачастую это является чуть ли не единственным культурным досугом, где родители и дети сталкиваются с классической музыкой и музыкальным искусством, особенно если речь идет о спальных районах. Не у всех семей находится возможность даже раз в месяц посещать театры, филармонии, концертные залы и прочие площадки. По этой причине концерты в ДШИ и ДМШ должны в какой-то степени восполнить эти пробелы.

Существует много различных видов концертной деятельности, каждый из которых преследует свои цели и рассчитан на определённую аудиторию. Но есть среди них и те, которые в большей степени подходят для приобщения родителей и детей к музыкальной среде. К таким относится концерт-лекция, который является наиболее доступной и удобной для зрителей формой концерта. Тематика таких мероприятий может быть различной: начиная от освещения творчества конкретного композитора, музыкального жанра, стиля или эпохи, заканчивая музыкой для конкретного инструмента или определенного инструментального состава. В последнее время стали популярны концерты, в которых объединяются разные направления. Например, музыка и сказка, музыка и театр. Такие мероприятия сложны в плане организации, поскольку силами одних только музыкантов в них не обойтись. Однако, именно они пользуются большим спросом у публики и в особенности у детской аудитории.

Также нужно понимать, что сегодняшний формат концерта требует современных форм выражения. Визуализация — одна из отличительных черт нашей эпохи. Даже если лектор концерта подготовит очень удобную для слушательского восприятия речь, лишним не будет, если какие-то тезисы будут наглядно продемонстрированы на экране. Очень разбавляют концерт вставки видеофрагментов из фильмов. Такие «уловки» могут удержать внимание зрителя на протяжении всего мероприятия. Частой практикой на музыкальных концертах становится песочная анимация — еще один вид визуализации, в котором есть синтез музыки и изобразительного искусства.

При составлении программы концерта нужно учитывать не только желания исполнителей, но и вкусы и предпочтения публики. Конечно, в случае с детским концертом без учебного материала не обойтись. Но если в программу включить хотя бы несколько «шедевров», то зритель уйдет с концерта с чувством удовлетворения. Создать правильный баланс между неизвестным репертуаром и известным — задача любого организатора таких концертов.

В заключении статьи хочется отметить, что обучение в музыкальной школе, да и вообще в любом образовательном учреждении, должно быть направлено не только на ребенка, но и на всю семью в целом. Лучший прием воспитания — это собственный пример. От отношения родителей к музыкальной школе будет зависеть отношение к ней ребенка. Если взрослые интересуются классической, живой музыкой, то и ребенок будет увлечен ей. Преподаватели школ искусств являются проводниками детей и их родителей в этот мир искусства. Расширение спектра внешкольных и внеурочных мероприятий — один из важнейших путей приобщения семей к музыкальной среде и получения ими культурного опыта.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная школа, музыкальное искусство, ребенок, концерт, музыка, музыкальная среда, семья, мероприятие, музыкальное образование, отношение родителей.


Похожие статьи

Задать вопрос