Формирование культуры здоровья в молодежной среде: психолого-педагогическое исследование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 05.11.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Лакаева, Э. А. Формирование культуры здоровья в молодежной среде: психолого-педагогическое исследование / Э. А. Лакаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107335/ (дата обращения: 02.05.2024).



В настоящей статье исследуется актуальный вопрос формирования культуры здоровья молодежи. В ходе исследования было установлено, что формирование культуры здоровья в молодежной среде является многогранным процессом, который зависит от множества факторов, которые были раскрыты. В рамках научной работы были обусловлены и раскрыты ключевые направления, согласно которым станет возможным сформировать культуру здорового образа жизни среди молодежи.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, социальное воспитание, культура здоровья, молодежь, психолого-педагогическое исследование.

Состояние здоровья молодежи играет фундаментальную роль в определении благополучия общества и государства, ведь молодежь — это будущее нации, обеспечивая развитие и процветание общества, что впоследствии гарантирует устойчивое экономическое и социальное развитие. Вместе с тем, здоровье молодежи имеет непосредственное влияние на уровень образования. Заболевания и проблемы со здоровьем могут привести к пропускам занятий, снижению академической успеваемости и даже досрочному завершению образования. Следовательно, вопрос формирования культуры здоровья молодежи представляет собой актуальную тему исследования, так как здоровье молодежи является важным фактором для достижения устойчивого развития общества и государства, и его поддержка и пропаганда должны быть высокоприоритетными задачами как в политике, так и в образовании и обществе в целом.

Справедливым будет отметить, что формирование здорового образа жизни неразрывно связано с культурой [5, с. 233–2340]. Формирование здорового образа жизни действительно неразрывно связано с культурой, так как культура оказывает значительное влияние на наши ценности, нормы поведения и восприятие окружающей среды. Вместе с тем, культура формирует наше отношение к питанию, физической активности, отдыху и многим другим аспектам здоровья. Аспект ценностей культуры и их влияние на здоровый образ жизни проявляется в следующих проявления: грамотное питание, физическая активность, отношение к отдыху, социальные контакты, религия и духовность. Рассмотрим указанные ценности подробнее.

В разных культурах могут существовать разные подходы к физической активности [1, с. 8–9], так, некоторые культуры могут акцентировать внимание на танцах или йоге, в то время как другие предпочитают спортивные игры.

Культурные нормы могут влиять на то, как мы расслабляемся и справляемся со стрессом [3, с. 74–75]: некоторые культуры могут поощрять медитацию и релаксацию, в то время как другие могут больше склонять к использованию алкоголя или табака как средства расслабления.

Культура также формирует наши социальные связи и общение, что может влиять на наше психическое здоровье [2, с. 133–135]: семейные ценности и общественное одобрение могут оказывать давление на наше поведение и выборы в области здоровья.

Важно отметить, что формирование здорового образа жизни должно учитывать культурные особенности и уважать разнообразие культурных традиций. Эффективные программы по пропаганде здорового образа жизни должны учитывать культурные контексты и сотрудничать с местными сообществами, чтобы создать подходы, соответствующие местным ценностям и нормам поведения.

Ученые отмечают, что формирование культуры здоровья в молодежной среде является многогранным процессом, который зависит от множества факторов, включая:

— правовые факторы [6, с. 42–43] (законодательная база, которая может регулировать доступ молодежи к табаку, алкоголю и другим потенциально вредным веществам, а также способы рекламы и продажи таких продуктов);

— социально-экономические факторы [7, с. 178–180] (экономическое положение семей и молодежи может влиять на доступ к здоровым продуктам и услугам, а также на возможность участия в физической активности, а также борьба с социальным неравенством может способствовать формированию культуры здоровья);

— образовательно-воспитательные факторы [4, с. 189] (образовательные учреждения и воспитательные программы могут играть важную роль в формировании здоровых привычек среди молодежи, вместе с тем, уроки по здоровому образу жизни и воспитание в духе заботы о собственном здоровье могут быть ключевыми элементами);

— медицинские факторы [5, с. 235] (доступ к медицинской помощи и здоровым образам жизни, а также здравоохранение в целом, играют важную роль в формировании культуры здоровья);

— экологические факторы [4, с. 190–191] (экологическая обстановка может влиять на здоровье молодежи: загрязнение воздуха, вода и продуктов питания может оказывать влияние на здоровье и формирование культуры здоровья).

Эффективные программы должны учитывать все вышеперечисленные факторы и стремиться к созданию условий, которые способствуют здоровому образу жизни и развитию молодежи.

Формирование культуры здоровья молодежи является важным аспектом их развития. Психолого-педагогическое исследование этой темы позволяет лучше понять, каким образом формировать здоровый образ жизни у молодежи. Можно выделить ключевые направления, согласно которым станет возможным сформировать культуру здорового образа жизни среди молодежи с учетом психолого-педагогических особенностей их возраста и развития:

  1. Анализ текущего состояния здоровья молодежи: определение физического и психологического состояния молодежи, включая уровень физической активности, питания, вредных привычек и психологического благополучия.
  2. Оценка факторов влияния: исследование факторов, влияющих на формирование культуры здоровья молодежи, таких как семья, образование, социокультурная среда и медиа.
  3. Исследование мотивации: анализ мотивации молодежи к здоровому образу жизни. Понимание, что мотивирует молодежь к заботе о своем здоровье, и какие факторы могут способствовать или мешать этой мотивации.
  4. Разработка педагогических методик: создание и тестирование педагогических методик и программ, направленных на формирование культуры здоровья. Эти методики могут включать в себя уроки по физической культуре, занятия по здоровому питанию и психологическому благополучию.
  5. Изучение эффективности мероприятий: оценка эффективности проводимых мероприятий и программ по формированию культуры здоровья. Это позволяет определить, какие методики работают наилучшим образом и как их можно улучшить.
  6. Инволюция: исследование явления инволюции в контексте здоровья молодежи. Изучение того, как современные технологии и образ жизни влияют на физическое и психологическое здоровье.
  7. Сотрудничество с образовательными учреждениями: взаимодействие с учебными заведениями для интеграции вопросов здоровья в учебные программы и создания благоприятной среды для формирования культуры здоровья.

Подводя итоги, необходимо отметить, что психолого-педагогическое исследование по формированию культуры здоровья молодежи является важным инструментом для разработки эффективных стратегий и программ, направленных на улучшение здоровья и благополучия молодого поколения. Это также способствует созданию будущего общества, которое более здорово и устойчиво.

Литература:

  1. Айвазова Е. С., Соловьёв А. Г., Золотарева Э. Г. Подходы к обучению физической культуре в разных странах // Нацразвитие. Наука и образование. 2022. № 2 (5). С. 7–10.
  2. Воронов Н. А. Влияние социальных отношений на качество состояния психического и физического здоровья // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 7. С. 133–136.
  3. Гущина Т. В., Крюкова Т. Л., Екимчик О. А. Культура, стресс и копинг: влияние социокультурного контекста на выбор типа совладания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 4. С. 73–81.
  4. Пронюшкина Т. Г., Уколова О. Н. Формирование у школьников здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. № 1–1. С. 186–201.
  5. Пряникова Н. Г. Формирование культуры здорового образа жизни у молодежи // Научные известия. 2022. № 28. С. 233–237.
  6. Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Нормативно-правовые основы противодействия наркотизации и алкоголизации молодого поколения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 9–1. С. 41–46.
  7. Хоркина Н. А., Лопатина М. В., Костина Ю. В. Физическая активность российской молодежи и возможности государственной политики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 177–199.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, формирование культуры здоровья, физическая активность, формирование культуры здоровья молодежи, здоровье молодежи, культура, молодежь, многогранный процесс, молодежная среда, психологическое благополучие.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, культура здоровья, молодежь, социальное воспитание, психолого-педагогическое исследование

Похожие статьи

Задать вопрос