Некоторые проблемы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 05.11.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Касумова, М. В. Некоторые проблемы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли / М. В. Касумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107283/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье рассматриваются проблемы защиты прав потребителей, участвующих в дистанционной торговле. На основе анализа законодательства как международного, так и российского, судебной практики сделаны выводы теоретического и практического характера, направленные на совершенствование действующего законодательства. Дано авторское определение «дистанционной торговли».

Ключевые слова: дистанционная торговля, электронная торговля, права потребителей, продавец, исполнитель.

В современном мире цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, даже в сфере торговли. Сейчас редко можно встретить человека, который не участвует в дистанционных транзакциях, будь то покупка продуктов, одежды, косметики или различных услуг, таких как развлечения, путешествия и транспорт. Благодаря неоспоримым преимуществам цифровых инструментов появился новый вид торговли — дистанционная. Поскольку научный и промышленный прогресс продолжает развиваться, ожидается, что масштабы электронной торговли будут только расширяться.

Рост электронной торговли, или дистанционных покупок, наглядно демонстрируют аналитические данные. Хотя в настоящее время в России нет центрального органа по этому вопросу, мы можем опираться на статистику из надежных источников. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) сообщает, что оборот электронной торговли в России в 2022 году вырос почти на 30 %, достигнув в общей сложности 4,98 трлн рублей. Ожидается, что эта тенденция роста сохранится и в 2023 году. Кроме того, доля электронной торговле в общем объеме розничных продаж за год увеличилась на 2,4 процентных пункта, достигнув 11,6 % [1].

Создание благоприятной правовой среды имеет первостепенное значение для решения возникающих общественных отношений в сфере дистанционной торговли и защиты прав всех вовлеченных сторон. В настоящее время регулирование электронной торговле в России обеспечивается Гражданским кодексом Российской Федерации [2]. Законом РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «O защите прав потребителей» (далее — Закон о ЗПП) [3], Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г., которым утверждены Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи (далее — Правила № 2463) [4].

Эти законы играют решающую роль в защите финансовых интересов российских граждан. Они придают юридическую силу электронным сделкам и контрактам, определяя порядок их формирования и признавая использование информационных технологий при их исполнении. Более того, эти законы одержат всеобъемлющие руководящие принципы, касающиеся прав потребителей, включая подробные объяснения их прав и концепции дефектов продукции. Они также создают правовые механизмы для устранения подобных недостатков и восстановления нарушенных прав потребителей.

В 2019 году в Гражданский кодекс Российской Федерации были внесены изменения относительно признания сделок в электронной форме наряду со сделками на бумажных носителях. Эти изменения, в частности поправки к статьям 160 и 434, теперь классифицируют электронные сделки как форму простой письменной сделки и распространяют правила, касающиеся заключения, изменения и прекращения таких сделок, на электронные сделки.

Однако конкретное определение «электронной торговли» не предусмотрено ни в Гражданском кодексе, ни в Законе о ЗПП. Несмотря на отсутствие четкого определения, закон позволяет сторонам, заключающим договор купли-продажи, совершать это дистанционно, без физического осмотра товара. Согласно статье 26.1 закона о ЗПП информация о товаре может передаваться с помощью различных средств, таких как каталоги, брошюры, фотографии, образцы, телевидение, почтовые услуги и любые другие средства связи.

Для понимания понятия «электронная торговля», закрепленного в российском законодательстве, можно обратиться к международно признанным нормам права, в частности к Типовому закону об электронной торговле. Этот закон, одобренный Организацией Объединенных Наций 16 декабря 1996 года [5], не дает конкретного определения «электронной торговли». Однако, анализируя тексты Типового закона и Рекомендации по его принятию, мы можем получить представление о замысле законодателя, стоящего за этим термином.

Типовой закон, принятый Комиссией ООН, охватывает регулирование всех торговых отношений, независимо от того, являются ли они договорными или внедоговорными. Сюда входит обмен товарами, дистрибьюторские соглашения, коммерческое представительство, лизинг, консультационные услуги и многие другие аспекты делового сотрудничества. Закон также распространяется на любые коммерческие сделки, совершаемые с использованием электронного обмена данными и других форм передачи данных. Важно отметить, что Комиссия дала широкое определение электронного обмена данными, охватывая не только передачу текста с помощью электронных средств, но и стандартизированную передачу данных между компьютерами с использованием различных стандартов.

Действующие правила электронной торговле различаются между международными нормами и российским законодательством. В то время как международные нормы охватывают все виды коммерческих сделок, осуществляемых в электронной форме, российское законодательство уделяет особое внимание дистанционным продажам товаров, которые также могут осуществляться с помощью электронных средств связи. Важно отметить, что термин «дистанционная продажа товаров» в российском законодательстве не может использоваться взаимозаменяемо с термином «электронная торговля». При этом российское законодательство в первую очередь регулирует отношения, связанные с защитой прав потребителей, тогда как международные нормы распространяются как на физических, так и на юридических лиц, осуществляющих торговую деятельность в цифровом пространстве.

К недостатку можно отнести отсутствие в российском законодательстве конкретного юридического понятия «электронная торговля». Однако некоторые могут утверждать, что в законе достаточно положений, которые можно интерпретировать как охватывающие деятельность электронной торговли Например, согласно статье 2 Федерального закона № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года [6] торговая деятельность определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажа товаров. В этом определении единственным отличительным фактором электронной торговли является то, что она осуществляется через электронные средства связи, такие как Интернет и другие электронные платформы. Поэтому можно утверждать, что под электронной торговлей можно понимать вид предпринимательской деятельности, заключающийся в купле-продаже товаров посредством использования электронных средств связи.

Текущее состояние правового регулирования электронной торговли в России недостаточно определено, что создает проблемы для ее развития. Отсутствует ясность относительно того, кто может участвовать в электронных транзакциях, роли различных участвующих сторон, права и обязанности участников и способы подтверждения этих прав. Кроме того, возникают вопросы о видах сделок, которые могут быть заключены, их исполнении и методах привлечения сторон к ответственности за их несоблюдение.

Чтобы устранить эти пробелы и идти в ногу с международными стандартами, России было бы полезно рассмотреть возможность принятия специального закона, ориентированного на электронную торговлю, аналогично тому, что сделали другие страны, такие как Казахста [8]. Это обеспечит ясность и руководство для онлайн-транзакций, обеспечивая более плавную и безопасную работу для всех участвующих сторон.

Когда дело доходит до электронной торговли, одним из прав потребителя, которое становится решающим, является право на получение достаточной и достоверной информации о свойствах товара и производителе. Это связано с тем, что при онлайн-торговле потребители не могут физически осмотреть товар или увидеть образцы, поэтому они в значительной степени полагаются на описание продавца для принятия обоснованных решений.

Клиенты и физические лица, участвующие в дистанционных сделках, имеют право на получение четкой и понятной информации о производителе, продавце и продаваемом товаре. Эту информацию необходимо предоставить в наглядно доступном формате и на русском языке.

1 мая 2022 года Федеральным законом N 135 ФЗ внесена поправка в статью 16 Ф3 о ЗПП. Новый закон расширяет круг нарушений, за которые могут быть привлечены к ответственности владельцы агрегаторов. С 1 сентября 2022 года владельцы агрегаторов, продавцы и подрядчики теперь могут нести ответственность за любые убытки, понесенные потребителями из-за включения в их договоры неприемлемых условий, нарушающих права потребителей. Любые условия договора, нарушающие права потребителя, будут считаться недействительными. В этом законе также изложен список этих неприемлемых условий. В качестве примеров можно привести односторонний отказ от исполнения обязательств или одностороннее изменение условий обязательства продавца, ограничение права потребителя на выбор территориальной подведомственности, ограничение доступных потребителю средств и методов защиты своих нарушенных прав, а также ущемление прав потребителя. выбирать способ и форму оплаты товаров, услуг или работ.

Обновленная статья 16 закона теперь включает ряд ограничений для продавцов, исполнителей и владельцев агрегаторов. Им не разрешается отклонять или изменять договор, если потребитель требует удаления несправедливых условий, нарушающих его права. Кроме того, любые претензии потребителей должны быть рассмотрены в течение 10 дней, и они должны быть проинформированы о принятом решении и его обосновании.

Изменения, внесенные в статью 16 Федеральным законом № 135-Ф3 в мае 2022 года, демонстрируют приверженность правительства укреплению прав потребителей, особенно в сфере онлайн-торговли. Эти поправки предоставляют потребителям дополнительные механизмы правовой защиты.

Многие ученые выразили поддержку недавним изменениям в законодательстве и предложили разные подходы к решению проблемы прав потребителей. Продолжаются споры о степени ответственности, которая должна быть возложена не только на продавцов, но и на владельцев агрегаторов. Некоторые ученые утверждают, что владельцы должны нести частичную ответственность по субсидиарной ответственности, в то время как другие предлагают деликтную ответственность, солидарную ответственность или договорную ответственность [7]. Эта дискуссия остается нерешенной.

В настоящее время гражданская ответственность владельцев агрегаторов достаточно ограничена, как указано в Ф3 по ЗПП. Они могут быть привлечены к ответственности только в двух ситуациях: за непредоставление достоверной и полной информации о товаре, о себе и продавце (исполнителе) либо за включение в договор неприемлемых условий, ущемляющих права потребителя.

Таким образом, вопрос ответственности владельцев агрегаторов и прав потребителей до сих пор активно обсуждается среди ученых, мнения о том, как подходить и решать этот вопрос, расходятся.

Подводя итог, можно сделать вывод, что правила, регулирующие рынок электронной торговли, нуждаются в более обширной правовой базе. Благодаря накоплению практического опыта и правоприменению, а также различным инновационным научным исследованиям, станет возможным создание законодательства, эффективно устраняющего многочисленные нарушения в этой сфере.

Литература:

  1. https://c-pepper.ru/news/itogi-2022-goda-ot-akit.html
  2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) (в редакции от 01.07.2021г.. с изменениями от 08.07.2021. с изменением дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2022) // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 418167/;
  3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (в редакции от 05. 01. 2022)
  4. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «06 утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которое не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  5. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле и Руководство по принятию с дополнительной статьей 1996 года 5 бис, принятой в 1998 г.
  6. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_439195/
  7. Краулин К. К. Пределы гражданско-правовой ответственности владельцев маркетплейсов перед потребителями в РФ и США // https://base.garant.ru/76904448/
  8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2016 года № 852 «О регулировании торговой деятельности»
Основные термины (генерируются автоматически): электронная торговля, потребитель, российское законодательство, Россия, Гражданский кодекс, дистанционная торговля, сделка, торговая деятельность, электронное средство связи, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос