Необходимость развития хореографических способностей у детей в дошкольных образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 05.11.2023

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Черткова, А. И. Необходимость развития хореографических способностей у детей в дошкольных образовательных учреждениях / А. И. Черткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107244/ (дата обращения: 03.05.2024).



Диагностика образовательных результатов воспитанников детского сада направлена на выявление качества усвоения ими учебного и воспитательного материала. В данной статье описаны задачи, функции, методы организации диагностики образовательных результатов дошкольников. Хореографическое искусство всегда привлекало внимание детей. Танец — это мир волшебного искусства. Мир звуков, красоты движения, координации, световых красок и костюмов. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного физического и эстетического развития ребёнка, также, и для гармоничного развития духовного мира. Дошкольные образовательные учреждения имеют задачу в развитии творческого потенциала детей, что на современном этапе успешно реализовывается, но в тот же момент, имеет свои проблемы.

Ключевые слова: хореография, искусство, способность, развитие, ребенок, хореографический, движение, дошкольный возраст, необходимо, координация, метод, обучение, хореографические способности детей, занятие, музыкальный.

Развитие физических способностей человека необходимо начинать с раннего детства. Способности детей, как общие, так и специальные, чаще всего обнаруживаются именно в этом возрасте. Общие способности ребенка — это такие как: способность к обучению, к труду, умственные способности и пр. Обычно данные способности ребенка развиваются в семье и в детском саду во время двигательной, игровой, трудовой, коммуникативной, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

Способности, которые отчетливо проявляются в отдельных специальных областях деятельности, называются специальными. Это может быть спортивная область, музыкальная, хореографическая и т. д. Как правило, для развития специальных способностей ребенка необходимо выделять отдельное время и уделять им особое внимание.

Предпосылками для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки, но этого недостаточно. Зачастую они формируются в процессе овладения содержанием духовной и материальной культуры, науки, искусства, техники. Огромную роль для развития любых способностей играет настойчивость ребенка, которая говорит о его готовности к обучению. Полное включение и погружение ребенка в деятельность есть основной путь для развития способностей.

Хореографическое искусство комплексно развивает такие способности как: ориентация в пространстве, координация движений, гибкость тела, пластичность, чувство ритма, музыкальный слух, поддерживает общий тонус мышц, укрепляет опорно-двигательный аппарат и здоровье в целом. Также хореография затрагивает коммуникативные способности и умение ребенка работать в коллективе. Необходимо отметить, что хореографические способности во многом обусловлены физическими данными, которые необходимо развивать с дошкольного возраста, пока мышцы, связки и суставы сохраняют свою максимальную подвижность. Для успешного разностороннего развития занятия по хореографии необходимо включать в жизнь ребенка с дошкольного возраста.

Способности — это индивидуально психологические особенности человека. Скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями зависят от уровня развития способностей. Сами способности не сводятся лишь к знаниям, навыкам и умениям. Проблемы развития способностей разрабатывалась в работах таких исследователей, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. А. Бодалев, Л. А. Венгер и др.

О необходимости развитии способностей детей говорится в таких документах, как Национальная доктрина образования в РФ, Закон об образовании в РФ, Концепция развития дополнительного образования детей, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Данные документы включают следующие идеи: обеспечение равенства всех детей и их доступа к получению качественного образования; учет потребностей, индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка при развитии его способностей; развитие способностей дошкольников через игру, творчество, труд и исследовательскую активность; выявление талантливых детей, поддержка и развитие их творческих способностей.

Хочется отметить, что в настоящее время существует разнообразные учебные программы для детей дошкольных образовательных учреждений, которые направлены на развитие двигательных способностей ребенка. Среди них мы можем встретить программы по физической культуре, игровой гимнастике, детскому фитнесу, музыкальному и ритмическому развитию детей. Но в данных программах не ставится цель развития хореографических способностей детей дошкольного возраста. Для развития хореографических способностей требуется комплексное психомоторное развитие ребенка. В него включаются: координация разнообразных движений, развитие музыкально-ритмического чувства и понимание выразительности музыкальной интонации, и многое другое.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что проблема развития хореографических способностей дошкольников требует дополнительного изучения. Проанализировав хореографическое развитие детей в ДОУ можно увидеть, что далеко не везде созданы условия для развития двигательной активности детей, а так же существует недостаток теоретических работ по проблеме развития хореографических способностей.

Вернувшись непосредственно к хореографии, по методике Э. П. Костиной можно выделить три уровня развитости хореографических способностей у детей дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

Для продуктивного обучения и развития хореографических способностей у детей дошкольного возраста, педагогу необходимо использовать словесные, наглядные, практические и игровые методы. Во время хореографического занятия рекомендуют использовать приемы обучения, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений. Например, при подготовке изучения движения Demi plie, можно сказать детям, что это «подражание лягушке». А при выполнении Saute, мы прыгаем «как зайчики» или бегаем легко, «как мышки». Методы эмоционального воздействия позволяют детям перейти от выполнения подражательных движений к ощущению, осознанию, запоминанию своих мышечных ощущений.

Таким образом, приведенный комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов позволяет проектировать разнообразные занятия в ДОУ в процессе выявления и развития хореографических способностей детей.

Часто в детском возрасте возникает вопрос о целесообразности заниматься танцами. На самом деле, хореографические занятия позволяют ребенку не только дать выход энергетике, но и одновременно зарядиться бодростью. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что хореография полезна и важна. Она развивает музыкальный слух и чувство ритма. Способствуют развитию координации движения, и, как следствие, человек способен хорошо владеть телом, он гибок, ловок, пластичен, вынослив и физически развит. Танцы развивают дыхательную систему органов и помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний, что так актуально в условиях ДОУ. Занятия воспитывают трудолюбие, настойчивость, выносливость и приучают к внутренней дисциплине. И коль нравятся вашему ребенку танцы, пусть он танцует на радость вам и себе.

Литература:

  1. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2000. 256 с.
  2. Лукьянова Е. А. Дыхание в хореографии. Учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусства и культуры, — М., искусство, 1979. — 184с.
  3. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий. М.: 1961. С. 9–20.
  4. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры: Метод. пособие / под ред. Г. А. Колодницкого. М.: Дрофа, 2003. 96 с.
  5. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12376/2/05Komarovaeu.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, способность, развитие, ребенок, хореографическая способность детей, детский сад, музыкальный слух, проблема развития, РФ, хореографическое искусство.


Ключевые слова

обучение, искусство, развитие, способность, метод, ребёнок, координация, дошкольный возраст, занятие, хореография, движение, хореографический, необходимо, хореографические способности детей, музыкальный

Похожие статьи

Задать вопрос