Правовой статус иностранного инвестора в Российской Федерации: проблемы теории и юридической практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 01.11.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Смелова, А. Е. Правовой статус иностранного инвестора в Российской Федерации: проблемы теории и юридической практики / А. Е. Смелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 280-281. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107197/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье исследуются проблемы правового статуса иностранного инвестора в Российской Федерации, вызванные поправками 2023 года в Федеральный закон № 57-ФЗ. Автор работы анализирует практическую проблему о необходимости согласования с Правительственной комиссией прав лица по осуществлению прямого или косвенного контроля над российскими стратегическими обществами, в случаях еще оно приобретает еще одно гражданство или вид на жительство в ином государстве.

Ключевые слова: иностранный инвестор, государство, гражданство, двойное гражданство, вид на жительство, поправки в законодательство.

This article examines the problems of the legal status of a foreign investor in the Russian Federation caused by the 2023 amendments to Federal Law No. 57-FZ. The author of the work analyzes the practical problem of the need to agree with the Government Commission on the rights of a person to exercise direct or indirect control over Russian strategic companies, in cases where he also acquires another citizenship or residence permit in another state.

Keywords: foreign investor, state, citizenship, dual citizenship, residence permit, amendments to legislation.

Несмотря на внешнеэкономические проблемы последних лет, по-прежнему важную роль в развитии национальной экономики любого государства играют иностранные инвестиции. Обмен опытом, привлечение иностранного капитала стимулируют отечественные бизнес-структуры к освоению новых технологий, а следовательно, поднимают уровень развития производства и управления, не только крупного, но и малого и среднего бизнеса.

К сожалению, печальная статистика снижения привлекательности отечественной экономики для иностранных инвестиций продолжает свое существование. Так, начиная с проведения военной специальной операции на Украине объем прямых иностранных инвестиций сократился с $610 млрд. долларов до 402 млрд долларов [4]. Окончательные итоги 2023 года подводить еще рано, но по прогнозам аналитиков ситуация с инвестированием в России, как и в мировом масштабе оставляет желать лучшего.

Более того, проблема непривлекательности для иностранных инвесторов отечественного бизнеса, подкрепилась оттоком граждан Российской Федерации, вызванным проведением частичной мобилизации, предопределившим внесение ряда законодательных поправок [1] в российское законодательство, с целью защиты предпринимательского сектора страны. В частности, внесенные поправки в Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ [2], изменили правовой статус иностранного инвестора, позволяя относить к таковому не только лиц, имеющих двойное гражданство, но и категорию граждан, имеющих вид на жительство в ином государстве, вне зависимости от первого фактора.

Следует отметить и то, что данная коррекция отечественного законодательства непосредственным образом отразилась на практике его применения, породив определенные проблемы.

В частности, действующее законодательство обязывает лиц, имеющих как гражданство, так и вид на жительство в ином государстве, получать согласие Правительственной комиссии на приобретение ими прямого или косвенного контроля над российскими стратегическими обществами. Данные правила распространяются и на иностранных инвесторов, которые до принятия указанных поправок уже выполняли данную компетенцию. Однако, в данном случае они должны узаконить такой контроль у данного органа исполнительной власти после приобретения статуса «иностранного инвестора», а именно после получения второго гражданства или вида на жительство.

Проблематика данных положений определяется тем, что на практике, если инвестор уже имеет двойное гражданство или вид на жительство, контролирует российское стратегическое общество, но приобретает еще одно гражданство или вид на жительство в ином государстве, требуется ли в данном случае ему повторно обращаться за согласованием к Правительственной комиссии?

Специалисты, анализируя исследуемую практическую проблему, отмечают, что гражданин уже имеющий вид на жительство или гражданство иного государства не нуждается в повторном согласовании контроля над стратегическим обществом, поскольку его правовой статус не изменился, даже с учетом изменения его принадлежности к тому или иному государству [3].

Не соглашаясь с данным подходом, полагаем, что данный вопрос требует законодательной конкретики, которая может быть выражена в обязанности иностранного инвестора, при изменении своих отношений с тем или иным государством в форме гражданства или вида на жительства, каждый раз согласовать контроль над стратегическим обществом, с Правительственной комиссией.

Обосновать свою позицию видится возможным тем, что напряженные внешнеэкономические и политические отношения России с иными державами требуют особого контроля со стороны государства, а учитывая тот факт, что формально лицо получает новое гражданство или новый вид на жительство, в том числе из недружественно настроенных стран, то данные факторы заслуживают особого внимания и контроля со стороны исполнительной власти.

Таким образом, проблема приобретения лицом нового вида на жительство или гражданства, должна найти свое практическое разрешение, а следовательно, указанная коллизия в скором времени требует своего устранения.

Правовой статус иностранного инвестора в России до сих пор остается одной из наиболее актуальных проблем теории и юридической практики. Несмотря на то, что существует законодательство, регулирующее деятельность иностранных инвесторов в России, многие проблемы до сих пор не решены. В частности, необходимо разработать единую систему правового регулирования для иностранных инвесторов, улучшить защиту их прав и интересов, а также устранить ограничения на иностранные инвестиции в некоторые отрасли экономики. Только тогда Россия сможет привлечь еще больше иностранных инвестиций и стать еще более привлекательной для иностранных инвесторов

Литература:

  1. Федеральный закон от 28.04.2023 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Российская газета. 2023. № 95.
  2. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства РФ. 05.05.2008. № 18. Ст. 1940.
  3. Карин О., Силаков А. Как изменилось определение «иностранного инвестора» и какие вопросы остались к законодателю? // Новости права. 2023. № 6. С.11–12.
  4. Федеральная служба государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 27.10.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный инвестор, жительство, Правительственная комиссия, правовой статус, Россия, вид, государство, двойное гражданство, исполнительная власть, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос