Особенности правового регламентирования института коммерческой тайны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 01.11.2023

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Хубиев, Д. А. Особенности правового регламентирования института коммерческой тайны / Д. А. Хубиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107179/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассмотрены основные подходы правового регулирования института коммерческой тайны в РФ в контексте теоретических обоснований и правоприменения.

Ключевые слова: оборот информации, конкуренция, коммерческая тайна, коммерческая ценность, конфиденциальная информация, защита.

Информация в условиях бурного роста информационно-коммуникационных и иных технологий играет ключевую роль практически во всех сферах общественной жизни. Это с неизбежностью актуализирует проблемы правового регулирования оборота информации — генерирования, хранения, получения, передачи, распространения, приобретения, защиты. Сохранность информации о секретах производства обеспечивает физическим и юридическим лицам высокую конкурентоспособность, что придает ей свойства одного из самых востребованных товаров. Коммерческая тайна — одна из разновидностей такой информации. К числу основных угроз для любой разновидности тайны следует отнести потерю тайной информации, ее видоизменение, несанкционированное использование, незаконное присвоение, взлом системы защиты в разных целях и др. С развитием технологий число угроз растет, как и потребность обеспечить интересы субъекта владельца тайны как технологическими ресурсами, так и правовыми механизмами.

Защита коммерческой тайны в сфере предпринимательской деятельности занимает одно из центральных мест в российском праве. Актуальность проблематики напрямую связана с особенностями осуществления предпринимательской деятельности в условиях конкуренции, которая является неотъемлемой частью сферы экономических отношений. Конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в современных условиях во многом обеспечивается институтом защиты коммерческой тайны. Правовое регулирование отношений, связанных с коммерческой тайной и защитой конфиденциальной информации, регламентируется нормами гражданского, трудового, административного и другого законодательства, что связано с установлением мер дисциплинарной, гражданской, административной, уголовной ответственности за разглашение конфиденциальной информации. В силу этого приходится констатировать, что специальный закон о коммерческой тайне устанавливает общие принципы и основы правового регулирования режима коммерческой тайны. И проблема не только в большом количестве отсылочных норм. Она в самой природе конфиденциальной информации и механизма ее защиты, эффективность которой поставлена в полную зависимость от действий самого лица, единолично решающего, какая информация будет иметь конфиденциальный характер, как и какими средствами будет сохраняться и защищаться, что в немалой степени зависит от степени финансовой состоятельности. В этом смысле правы те, кто утверждают, что «коммерческая тайна, как защищаемый правом объект, не существует вне предприятия, она неотделима от предприятия» [6]. Сам обладатель права устанавливает режим конфиденциальности: формулирует правила работы с информацией под грифом «коммерческая тайна», не допускающие использования конфиденциальной информации без соблюдения установленной процедуры, издает об этом локальный нормативный акт, контролирует выполнение всех правил и требований и создает условия для привлечения к ответственности за их нарушение, обеспечивает качество документооборота, — изменяет и отменяет режим конфиденциальности информации. Он же решает вопрос об обороте коммерческой тайны — использовании, защите, распоряжении, о ее хранении на материальных или электронных носителях.

Коммерчески важная информация — понятие достаточно широкое, на каждом данном этапе общественно-экономического развития ее обозначали разными терминами. Это и «производственная тайна», под которой понимали нововведения в процессе создания тех или иных благ; и «фабричная тайна» как предмет патента или любая особенность производства (эквивалент современного понятия ноу-хау); и «торговая тайна», включавшая в себя информацию о местах реализации товаров, о поставщиках, постоянной клиентуре и др. [5]. Согласно Федеральному Закону № 98-ФЗ от 29.07.2004 «О коммерческой тайне» (далее — ФЗ № 98 от 29.07.2004), коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. При этом информация, составляющая коммерческую тайну, определена как сами сведения (любого характера), которые «имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны» [2]. Как видим, законодатель напрямую связывает факт наличия определенной информации с возможностью получения коммерческой выгоды. Следовательно, основополагающим признаком коммерческой тайны является чисто экономический признак: возможность получить выгоду, равно как и потерпеть убытки в случае разглашения тайны. Другим критерием является обязательность обеспечения режима секретности информации, составляющей тайну, что и отграничивает конфиденциальные сведения от сведений другого рода. Поэтому в основе понятия коммерческой, как и любой тайны, лежит фундаментальный принцип убыточности, вреда, который может быть причинен лицу, группе лиц [3]. Таким образом, законодательством воспринят подход, превалирующий в научной среде: 1) коммерческой тайной является информация, имеющая для хозяйствующего субъекта реальную или потенциальную ценность, утечка которой может нанести ему вред; 2) она на законных основаниях не является общеизвестной; 3) она обозначена в качестве конфиденциальной и соответствующим образом охраняется, но не механизмами авторского и патентного права; 4) в состав такой информации не может входить информация о противоправной, неэффективной и любой негативной деятельности предприятия, способной причинить вред лицу, обществу, государству [7].

Эти теоретические подходы нашли отражение в положениях ФЗ № 98 от 29.07.2004. Так, закон устанавливает критерии, в соответствии с которыми информация может или не может быть отнесена к статусу коммерческой тайны. Утверждение информации в этом статусе требует соблюдения установленного законом порядка, принятия владельцем мер для ее охраны и защиты как от внешних, так и внутренних посягательств. Таким образом, российское законодательство восприняло общепризнанный в международной практике подход, согласно которому закрепление понятия коммерческой тайны осуществляется путем определения ее юридически значимых признаков: коммерческой ценности, конфиденциальности (секретности), наличия надлежащих мер защиты конфиденциальности.

Считается, что институт коммерческой тайны являет собой по большому счету охраняемое законом право любого хозяйствующего субъекта на засекречивание коммерческой информации и установление для нее ограниченного доступа. Следовательно, это право 1) возникает при наличии у лица намерения о придании информации характера коммерческой тайны 2) с момента установления режима конфиденциальности информации и 3) действует в течение периода сохранения такого режима. Поэтому реализация этого права накладывает на самого обладателя права определенные обязанности, связанные с установлением и обеспечением режима конфиденциальности. Согласно действию критерия конфиденциальности, информация, имеющая режим коммерческой тайны, должна быть отграничена от другой информации и быть известной только тем лицам, которые имеют право доступа к ней. В силу этого в ст. 11 ФЗ № 98 от 29.07.2004 установлены обязанности работодателя и работника, исполнение которых и обеспечивает охрану конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель обязан: 1) под расписку ознакомить работника с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, в том случае, если деятельность сотрудника напрямую зависит от использования секретной информации; 2) ознакомить сотрудника с мерами ответственности за нарушение режима коммерческой тайны; 3) создать работнику условия, необходимые для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны. В свою очередь в обязанности работника по обеспечению секретности информации входят 1) прямое соблюдение установленного работодателем режима коммерческой тайны; 2) неразглашение информации и неиспользование ее в своих интересах независимо от срока действия трудового договора, но в рамках срока действия режима коммерческой тайны; 3) возмещение причиненных работодателю убытков в случае виновности в разглашении информации; 4) возвращение материальных носителей, содержащих сведения, составляющих коммерческую тайну, при расторжении трудового договора. Таким образом, на работодателе лежит ответственность за создание и обеспечение соблюдения условий сохранения тайности коммерческой информации, а на работнике — строгое их соблюдение.

Одной из наиболее острых из современных проблем, связанных с институтом коммерческой тайны, является обеспечение права лица на ее защиту и контексте информационных прав его работников в условиях обработки больших массивов информации в информационной системе и ее передачи по каналам связи. Как свидетельствует судебная практика, во избежание исков по поводу посягательства на конституционные права сотрудников в процессе использования систем контроля над информационным обменом с целью мониторинга за работой с информацией ограниченного доступа, работодателям следует 1) применять качественно разработанные локальные нормативные акты; 2) предупреждать сотрудников о внедрении таких систем, об использовании ее возможностей в ограниченном (контроль исходящих сообщений) или в полном объеме, об обработке и использовании информации, полученной с их помощью; 3) исключить тайное копирование трафика для последующего анализа [4].

Защита права на конфиденциальную информацию, составляющую коммерческую тайну, всегда представляла сложность с точки зрения правоприменения. По мнению большинства исследователей, проблема заключается в отсутствии качественного правового регулирования института коммерческой тайны — множество пробелов затрудняют его применение на практике, что сказывается на степени защищенности субъектов предпринимательской деятельности. Обратившись к конкретным примерам, увидим, с какими сложностями связан процесс привлечения работников к ответственности за разглашение конфиденциальной информации. Проблема заключается в том, что в п.7 ст.243 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 — ФЗ (далее — ТК РФ) закреплено положение о возможности привлечения к полной материальной ответственности сотрудника в случае разглашения коммерческой или иной, прописанной в законе тайны. Но в ст. 238 ТК РФ закреплено положение о возмещении работником только прямого ущерба без выплаты работодателю упущенной выгоды предприятия. В условиях таких противоречий норм трудового законодательства работодатель не имеет возможности возложить на виновное лицо больший объем ответственности. Хотя, исходя из общих норм гражданского законодательства, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, при установлении факта ее разглашения без его согласия вправе требовать 1) полного возмещения понесенных убытков (если договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере); 2) упущенной выгоды в размере не меньшем, чем доходы, полученные лицом в результате несанкционированного разглашения (ст. 15 ГК РФ). Кроме того, вышеназванное положение ТК РФ входит в противоречие с самой сущностью института коммерческой тайны, основанного на принципе предотвращения убытков и обеспечения коммерческой выгоды в силу не только реальной, но и потенциальной коммерческой ценности информации. Таким образом можно признать, что самым слабым звеном в системе защиты права на коммерческую тайну является сведение ответственности нарушителей к возмещению причиненного ущерба. Это не соответствует реалиям времени и растущей роли информации и спросу на информацию ограниченного доступа, имеющую в том числе и коммерческую ценность. В современных условиях при определении санкций за нарушение права на коммерческую тайну следует исходить из факта того, что этим нарушением причиняется вред установленной государством системе оборота информации, что требует соответствующих штрафных санкций в пользу государства.

Другой проблемой, имеющей непосредственное отношение к вопросу о санкциях за нарушение коммерческой тайны, является отсутствие в законодательстве градации степеней конфиденциальности информации.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что любая информация ограниченного доступа является объектом правовой охраны до тех пор, пока она сохраняет свое самое главное качество — конфиденциальность. Поэтому право на коммерческую тайну по сути есть право на установление монополии лица на определенную информацию при условии наличия предусмотренных законом требований по ее охране. В вопросе неправомерного использования информации всегда возникали сложности при определении состава убытков. В наши дни при решении этого вопроса нельзя не учитывать растущую роль информационного фактора. Следует исходить из осознания того, что злоупотребления в сфере информации с неизбежностью негативно сказываются на реализации прав граждан, хозяйствующих субъектов, общества и государства в целом.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023).
  2. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г., № 32, ст. 3283.
  3. Братановский С. Н. Правовой режим коммерческой тайны // Гражданин и право. — М.: Новая правовая культура. 2013. № 6. — С. 12–18.
  4. Воликов А. Правда о коммерческой тайне // Безопасность деловой информации. 2015. № 12. с 45–48.
  5. Объект и субъекты права на коммерческую тайну. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / Беляев М. В. — М., 2005. — 209 c. с 28.
  6. Потапов Н. А. Субъекты прав на коммерческую тайну // «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Актуальные проблемы юридической науки: Материалы VII Международной научно-практической конференции. — Тольятти: Изд-во Волжск. ун-та, 2010, Ч. I. — С. 403–408.
  7. Чайков М. Ю., Чайкова A. M. Коммерческая тайна как фактор повышения устойчивости и конкурентоспособности предприятия // Безопасность бизнеса. — М.: Юрист, 2012. № 1. — С. 15–17.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая тайна, тайна, конфиденциальная информация, информация, защита, коммерческая выгода, коммерческая ценность, лицо, предпринимательская деятельность, коммерческая информация.


Похожие статьи

Задать вопрос