Институт диктатуры в Древнем Риме: политико-правовые особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.11.2023

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Наговицын, П. Д. Институт диктатуры в Древнем Риме: политико-правовые особенности / П. Д. Наговицын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107166/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье автор раскрывает политико-правовые особенности диктатуры в Древнем Риме в конечный период республиканского устройства. Затрагивается процесс трансформации формы правления из республики в монархию-диктатуру.

Ключевые слова: Древний Рим, государственная власть, государственное устройство, диктатор, сенат, народное собрание.

На сегодняшний день вопросы государственного устройства в частности и распределение власти в целом имеют достаточно высокую степень актуальности, так как проблемы, связанные с глобализацией и сопутствующей ей трансформацией политико-правовых систем разных стран, требуют нового взгляда на многие базовые понятия. Одной из возможностей лучше понять современные институты и процессы является изучение схороненных институтов и процессов прошлом.

Изучение древнеримской диктатуры позволит лучшие понять такие базовые вопросы как трансформация политического режима, формы правления в контексте политической и правовой системы, а также применить полученные результаты как для изучения современных явлений и процессов, так и для практического использования в государственно-правовом строительстве.

Появление института диктатуры в Древнем Риме является значимым этапом трансформации государства из республики в империю. Будучи одним из институтов системы государственного устройства, постепенно он приобретает все более значимый характер и начинает служить ключом к изменению и развитию государства.

В конце IV — начале V века до н. э. в Риме произошел переход от военной демократии к республике: на смену системе с выборным царём и племенным собранием была утверждена более сложная республиканская, которая лучше отражала изменения в обществе.

Во главе республиканской системы стояли народное собрание и сенат. Народное собрание состояло из комиций, которых было три вида: куриатные, центуриатные и трибутные. Куриатные собрания решали вопросы, связанные с отношениями между родами и фамилиями делами религиозного характера. Центуриатные собрания решали вопросы войны и мира, избирали высшие магистратуры, исполняли судебные функции. Трибутные собрания принимали составляли законов, избирали низшие магистратуры.

Важную роль в системе государственной власти наряду с народным собранием играл сенат ведению которого относились международные отношения финансовые вопросы, вопросы культа, предварительное рассмотрение и принятие законопроектов. Сенат созывался консулами или диктаторами, которые и председательствования на заседаниях.

Несмотря на демократический характер римского государственного устройства, оно также имело ярко выраженные аристократические черты. Это было связано с тем, что занятия государственных должностей не выплачивалось, а считалось почетной обязанностью, поэтому рядовые граждане не могли стать членами магистерских коллегий [1, с. 61].

Государственные должности назывались магистратурами, которые делились на обычные (консулы, преторы цензоры, квесторы, эдилы и др.) и чрезвычайные (диктатор и интеррекс). Все магистратуры были коллегиальными, то есть состояли из нескольких членов.

Исключением из коллегиального правила назначения магистратур являлось должность диктатора и интеррекса, которые назначались единолично. Важной особенностью диктатора было сосредоточение в его руках всей полноты государственной власти: законодательной, гражданской судебной, военной. Также он не был ответственен перед народным собранием и сенатом. Главным ограничением диктатора был срок полномочий, который ограничивался шестью месяцами и целью назначения.

В обычное время военными вопросами заведовала коллегия консулов, которые в то же время имели право созыва народного собрания и сената, издание приказов, отправления правосудия.

Вопросы, связанные с ведением войны, были одними из самых важных. Этому способствовало, главным образом, то, что все граждане Рима были обязаны нести воинскую повинность, что в условиях постоянного ведения войн имело существенное значение. С увеличением территории усилилась проблема набора в армию новых легионеров, так как основная их часть была выходцами из крестьян, то они не желали покидать свои земли, а полученная в ходе войны добыча, как правило, не была достаточной компенсацией за пустующие в их отсутствие поля [2, c. 63].

Во II веке до н. э. реформа Мария за счет набора жителей покоренных земель позволила сделать армию постоянной и профессиональной, однако вместе с тем усилила классовое расслоение и народное недовольство, так как значительное число рекрутов составляли малоимущие [1, с. 71]. Армия прекращает быть лишь государственным инструментом внешней политики и все более приобретает роль самостоятельной политической силы, становясь центром поддержки отдельных политиков-полководцев. Сначала она становится опорой диктатора Суллы, затем Цезаря, и в результате играет большую роль в образовании империи с императором-принцепсом во главе [2, c. 16].

Гражданская война 83–82 годов до н. э. подтолкнула систему государственной власти в Риме к изменениям. Сложилась непростая политическая ситуация, приведшая к кризису республиканизма. К власти приходит Луций Корнелий Сулла, который обратился к сенату для наделения его полномочиями диктатора. Особенность ситуация заключалась в том, что если по закону диктатор должен исполнять свои полномочия в течение шести месяцев, то на этот раз они должны были продолжаться «до тех пор, пока Рим, Италия, вся римская держава, потрясенная междоусобными распрями и войнами не укрепится» [5, с. 360]. К тому же основными причинами для назначения диктатора являлись война, либо подавление мятежей. Сулла же стал диктатором для издания законов и установления порядка в государстве. Таким образом, власть диктатора стала больше походить на монархическую, нежели на власть государственного служащего. Как следствие, такое обстоятельство приводит к тому, что Сулла начинает репрессии в отношении своих противников.

Диктатура Суллы стала отражением назревающего кризиса римского общества, основой этого кризиса являлась борьба между сторонниками демократии и сторонниками аристократии. Также она стала значимым прецедентом трансформации политического режима, так как до этого власть в римском государстве не была настолько сильно сосредоточена в руках одной личности.

При Сулле была сохранена видимость республиканского строя, а именно были избранные консулы, которые, однако, не обладали сколько-нибудь значимыми полномочиями.

Следующий кризис республики произошел во время образования первого триумвирата — объединение трёх наиболее значимых политиков Древнего Рима: Гая Юлия Цезаря, Гнея Помпея Великого, Марка Луция Красса. В действительности это была коллегиальная диктатура, ставившая себя над республиканскими органами власти, и обозначившая в очередной раз проблемы республиканского устройства [6, с. 282–283].

Вторым пожизненным диктатором стал Гай Юлий Цезарь. Это произошло в 44 году до н. э. Как и Сулла он пользовался значительной поддержкой и авторитетом у населения и армии, которая ко времени заката республики и нарастание противоречий в обществе приобретала все большее влияние как инструмент политической борьбы.

Придя к власти, Цезарь принимает шаги для ее сакрализации, что еще более приближает ее к монархической. Например, утверждается легенда о божественном происхождении рода Юлиев. Также ему был присвоен титул «parens patriae» — отец Отечества. Он перестает оказывать былое почтение к сенату.

Таким образом власть Цезаря приобрела монархический характер, однако с той особенностью, что базировалась она все еще на республиканских институтах и не имела собственного бюрократического аппарата.

Отчасти возвышение Цезаря было связано с кризисом именно сената, так как постоянные войны и междоусобицы приводили к его опустошению. Фактически он перестал играть роль главенствующего органа и превратился в источник противоречия и фактор кризисов. Понимая это, Гай Юлий Цезарь не делает коренных изменений в республиканском строе. Его реформы были направлены прежде всего на порядок функционирования политических институтов, а не на изменение их ключевых функций [6, с. 367–368]. Например, он пополнил сенат значительным количеством провинциальных аристократов и всадников, хотя до этого большинство сенаторов принадлежали к старой римское родовое аристократии.

Таким образом, диктаторское правление Суллы и Цезаря отнюдь не носило зашоренный и деструктивный характер, а напротив стала попыткой реформировать устаревшую систему, решить назревшие противоречия, противостоять классовым интересам родовой знати [7, с. 131]. Понимание новой сложившейся реальности, в которой Риму для того, чтобы сохранить лидирующее положение среди государств Средиземноморья, надо было покончить с неактуальной системой старой полисной демократии, стала основой политики диктаторов.

Литература:

  1. История Древнего Рима: учеб. для вузов по спец. «История»/ В. И. Кузищин, И. Л. Маяк, И. А. Гвоздева и др.; под ред. В. И. Кузищина. — 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 2002.— 383 с.
  2. Игнатенко А. В. Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре: (Историко-правовое исследование) / А. В. Игнатенко. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та. — 1988. — 157 с.
  3. Меркулов И. В. К вопросу о привлечении бедных граждан на военную службу в республиканском Риме // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. — 2010. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-privlechenii-bednyh-grazhdan-na-voennuyu-sluzhbu-v-respublikanskom-rime (дата обращения: 30.10.2023).
  4. Меркулов И. В. К вопросу о реформе Гая Мария в Риме (II в. до н. э.) // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. — 2006. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-reforme-gaya-mariya-v-rime-ii-v-do-n-e (дата обращения: 30.10.2023).
  5. Аппиан Александрийский. Римская история [Текст] / отв. ред. Е. С. Голубцова. — М.: Наука, 1998. — 726 с.
  6. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики. — СПб.: Гуманитар. Академия. — 2005. — 480 с.
  7. История Древнего Рима: учеб. для вузов по спец. «История»/ В. И. Кузищин, И. Л. Маяк, И. А. Гвоздева и др.; под ред. В. И. Кузищина. — 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 2002.— 383 с: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): народное собрание, государственная власть, Древний Рим, Рим, государственное устройство, сенат, Гай Юлий, политический режим, республиканский строй, республиканское устройство.


Ключевые слова

Древний Рим, Сенат, государственная власть, государственное устройство, диктатор, народное собрание

Похожие статьи

Задать вопрос