Налог на прибыль организаций: актуальные вопросы налогообложения операций с цифровыми правами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 01.11.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Поликарпова, В. А. Налог на прибыль организаций: актуальные вопросы налогообложения операций с цифровыми правами / В. А. Поликарпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 255-258. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107153/ (дата обращения: 03.05.2024).



В публикации автором рассмотрены правовые, правоприменительные и научные аспекты реформирования системы налогообложения прибыли, получаемой организациями при использовании цифровых прав и электронных финансовых активов. В данном исследовании затронуты вопросы юридической характеристики отдельных разновидностей цифровых финансовых прав в России для разрешения современных вопросов налогообложения. Указаны проблемные практические и законодательные аспекты, связанные с реализацией элементов налогообложения в отношении некоторых финансовых цифровых прав. Статья написана с привлечением материалов теоретических наработок и публикаций различных исследователей указанных вопросов.

Ключевые слова: цифровые финансовые активы, гибридные цифровые права, утилитарные цифровые права, налог на прибыль, налогообложение, регламентация.

Правовая регламентация различных налоговых правоотношений в сфере взимания и расчета налогов на прибыль предприятий и иных организаций довольно давно была осуществлена в рамках принятия и введения в действие двух частей Налогового кодекса России (далее по тексту — НК РФ). Данная кодификация финансовых процессов привела к различным положительным и позитивным результатам в рамках повышения эффективности налогового администрирования.

Однако такой объект гражданских и налоговых правоотношений, как цифровые ресурсы (криптовалюта, цифровые финансовые активы (далее по тексту также — ЦФА), гибридные цифровые права (ГЦП), утилитарные цифровые права (далее по тексту также — УПЦ), цифровая валюта, инструменты майнинга (например, оборота виртуальных денег) и т. д.), долгое время остался без должной правовой регламентации.

Да и в настоящее время только отдельные инструменты финансового цифрового оборота официально закреплены для целей налогообложения в отношении поступающей прибыли организаций.

Например, юридической регламентации с учетом внесения изменений и дополнений в отдельные статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) подверглась область финансовых цифровых прав, где в ст. 128 к объектам гражданских прав были отнесены цифровые права, а в ст. 141.1 было закреплено официальное легальное понятие существующего правового явления (с отсылкой на правила информационной системы), основы оборота цифровых финансовых прав, а также взаимодействия отдельных субъектов [1; 4].

Федеральным законом от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была создана система детальной нормативной регламентации вопросов оборота на инвестиционных платформах одной из разновидностей цифровых прав, — утилитарных цифровых прав для обоснования их существования и заключения различных видов сделок (как прав на передачу вещевого объекта; как требования на выполнение работ и услуг и т. д.) [5].

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были регламентированы «отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов» [6].

Данный законодательный акт федерального значения ввел еще одну разновидность финансовых прав различных субъектов в форме ЦФА, а также урегулировал отдельные положения, касающиеся гибридных (смешенных) видов цифровых прав на финансовом электронном рынке, цифровой валюты и т. д.

Особенностями цифровых финансовых активов является то, что они по своему существу являются специальной разновидностью обязательств, появляющихся в гражданском обороте из-за внесения особых записей в информационную электронную систему.

Именно отсутствие у них отдельной функции (свойства) средства или инструмента платежа отличает их от существующих цифровых валют (например, цифрового национального рубля) или криптовалют, других распространенных в современном мире электронных средств платежных систем.

Значимость модернизации налогового законодательства в отношении расчета и взимания налога на прибыль организаций от использования в обороте цифровых прав объясняется и тем, что появилось значительное число публикаций различных ученых и специалистов, касающихся указаний и требований в отношении устранения недостатков (отсутствия отдельной специальной регламентации) налогового законодательства в отношении регулирования взимания, определения и расчета налога на прибыль организаций, касающегося оборота цифровых финансовых прав и активов.

Отдельными авторами публикаций ставились вопросы совершенствования налогового администрирования в рамках развития гражданского и финансового законодательства, касающегося отдельных видов финансовых прав в экономическом цифровом обороте [11; 12; 13].

Например, Л. А. Елина производит детальный анализ различных аспектов налогообложения отдельных форм цифровых финансовых прав, включая особенности уплаты налога на прибыль [14].

Поэтому и появилась необходимость практической разработки на законодательном уровне форм налогового администрирования в отношении расчета и уплаты налога на прибыль организаций при доходном использовании данных указанных выше цифровых финансовых правомочий.

Законодателем был принят для урегулирования вопросов налогообложения в отношении прибыли предприятий, получаемых от использования различных видов финансовых цифровых прав и активов, федеральный закон от 14.07.2022 № 324-ФЗ, касающихся отдельных изменений нормативных положений второй части НК РФ [7].

Данным нормативным документом был введен п. 4.5 ст. 284 НК РФ, где указаны особенности определения ставок в отношении различных финансовых активов, разработанных и внедренных в цифровой форме:

– 13 % к налоговой базе в отношении доходов российских предприятий от выпущенных активов (электронно оформленные цифровые права по эмиссионным ценным документам; отдельные денежные требования, связанные с различным выпуском финансовых цифровых активов и т. д.);

– 15 % в отношении иностранных субъектов, владеющих цифровыми финансовыми инструментами и осуществляющих в отношении них доходную прибыльную деятельность [3].

При этом законодателем вменяется обязанность в отношении субъекта, выпустившего указанные финансовые активы (предполагающая привлечение к ответственности лиц, не выполнивших ее), известить владельца цифровых ценных бумаг и иных активов о сумме получаемых ими дивидендов для последующего расчета налога на прибыль двумя способами:

– документарном (официальной письменной бумагой, подписанной руководством предприятия, занимающегося выпуском электронных ценных бумаг и иных финансовых активов);

– виртуальном, т. е. специально оформленным в соответствии с законом и завизированным цифровой подписью электронным документом.

Новая, введенная законодателем в июле 2022 года, ст. 282.2 НК РФ теперь закрепляет нормативные положения, касающиеся специфики конкретизации для нужд налогообложения прибыли предприятий основной базы по оборотам с ЦФА, а также гибридными ЦФА, включающими одновременно ЦФА и УЦП [3].

Кроме того, система обложения налогом на прибыль предприятий разниться от функциональной направленности использования финансовых цифровых прав.

Если они используются как средство платежа, к ним применяются нормативные правила общего содержания, предусмотренные основными нормами Главы 25 второй части НК РФ.

В случае, когда различные формы цифровых прав в виде электронных финансовых активов и утилитарных прав представляют собой специальные самостоятельные объекты оборота, налоговая база рассчитывается как доходы от их реализации с вычетом отдельных расходов (на реализацию и приобретение).

Для облегчения понимания изменений налогового законодательства Минфин России в официальном письме от 22.11.2022 № 03–03–06/2/113989 разъяснил отдельные моменты расчета, определения и выплат налога на прибыль с оборота различных финансовых цифровых прав [8].

Несмотря на существующие разработки законодателя при регламентировании процесса налогообложения прибыли от финансовых цифровых прав, в отношении различных цифровых валют и инструментов деятельности по майнингу до сих пор не приняты значимые законопроекты (№ 1065710–7 и № 237585–8) [9;10].

Именно их принятие позволило бы полностью легализировать и конкретизировать область применения норм НК РФ в отношении взимания налога на прибыль организаций от доходной части деятельности по майнингу или обороту различных видов официальных цифровых валют.

Также можно отметить и отдельные недоработки законодателя в отношении регулирования процесса правоприменения:

  1. Трудности в установлении реальной или рыночной стоимости различных финансовых цифровых инструментов получения прибыли, особенно если они реализуются не в свободном обороте на рынке, а путем совершения закрытых операций с отдельными заинтересованными субъектами. В этом случае часто налоговые службы самостоятельно пытаются определить стоимость объектов налогообложения, что приводит к завышению исчисленного налога на прибыль, подлежащего уплате налогоплательщиками. Можно в этом случае рекомендовать законодателю на подзаконном уровне сформировать и внедрить в практику деятельности федеральной налоговой службы комплексную методику оценки и расчета стоимости различных цифровых прав для нужд налогообложения прибыли предприятий.
  2. В этом же аспекте можно указать на отсутствие до сих пор на подзаконном и законодательном уровнях четких и детально прописанных нормативных правил, которые бы детализировали вопросы идентификации и классификации для целей налогообложения прибыли организаций отдельных цифровых финансовых прав и активов. Данная недоработка часто приводит к спорным ситуациям в налоговых правоотношениях налогоплательщиков и фискальных органов, а также может вызывать на практике злоупотребления и ошибки среди сотрудников ФНС.
  3. Экспертиза фискальных органов, проводимая в процессе контрольной проверки в отношении цифровых финансовых инструментов получения прибыли организациями, не всегда оказывается полноценной или правильной из-за частого отсутствия у экспертов и специалистов налоговых служб нужной компетенции и навыков в отношении проведения анализа и исследования цифровых технологий и обращения электронных средств получения доходов.
  4. Возникают сложности при определении территории нахождения финансового актива или иного цифрового права в целях конкретизации местоположения объекта налогообложения.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать общий вывод, что внедрение цифровых технологий в целях получения прибыли различными организациями вызвало значительные трудности перестройки законодательной базы современного налогообложения.

Это связано с вопросами: определения территории нахождения финансового актива или иного цифрового права; отсутствия детально прописанных нормативных правил; трудностями в установлении реальной или рыночной стоимости различных финансовых цифровых инструментов получения прибыли; неурегулированностью вопросов налогообложения инструментов майнинга или цифровых валют и т. д.

Однако, как показало исследование, в 2019–2022 гг. все-таки произошли значительные изменения в регламентации правового существования различных финансовых цифровых прав, которое теперь постепенно начинает носить не хаотичный характер, а вполне осознанный и официально урегулированный нормами реальных законов.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.
  4. О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 12. — Ст. 1224.
  5. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 31. — Ст. 4418.
  6. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31 (часть I). — Ст. 5018.
  7. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 14.07.2022 № 324-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 29 (часть III). — Ст. 5291.
  8. О налоге на прибыль по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права: письмо Минфина России от 22.11.2022 № 03–03–06/2/113989 // Гарант.ру: информационно-правовой портал: [Офиц. сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405781573/. (дата обращения: 21.10.2023).
  9. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения цифровой валюты): законопроект № 1065710–7 // Система обеспечения законодательной деятельности: [Офиц. сайт]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1065710–7. (дата обращения: 21.10.2023).
  10. О внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: законопроект № 237585–8 (в части установления правового регулирования деятельности по майнингу) // Система обеспечения законодательной деятельности: [Офиц. сайт]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/237585–8. (дата обращения: 21.10.2023).
  11. Амиров, Ж. М. Цифровые активы как объект гражданского права: вид или подвид? / Ж. М. Амиров // Матрица научного познания. — 2023. — № 3–1. — С. 232–240.
  12. Березовская, А. А. Проблемы налогового администрирования в условиях цифровой экономики и пути их решения / А. А. Березовская, Н. Н. Обидовская // Экономика. наука. инноватика. — Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2021. — С. 60–61.
  13. Вакулина, Г. А. О видах цифровых прав / Г. А. Вакулина // Хозяйство и право. — 2023. — № 6(557). — С. 3–12.
  14. Елина, Л. А. Особенности налогообложения цифровых финансовых активов / Л. А. Елина // Главная книга. — 2023. — № 5. — С. 51–57
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, актив, прибыль организаций, налоговое администрирование, налоговое законодательство, отношение, цифровая валюта, налоговая база, Российская Федерация, рыночная стоимость.


Ключевые слова

налог на прибыль, налогообложение, регламентация, цифровые финансовые активы, гибридные цифровые права, утилитарные цифровые права

Похожие статьи

Задать вопрос