Обращение кандидата в суд с заявлением об отмене решения о регистрации иного кандидата как способ борьбы с конкурентом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 30.10.2023

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Киянова, В. И. Обращение кандидата в суд с заявлением об отмене решения о регистрации иного кандидата как способ борьбы с конкурентом / В. И. Киянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 204-205. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107149/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор исследует о бращение кандидата в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата с целью устранения противниковкак одно из проявлений злоупотребления правом. Предлагаются пути решения указанной проблемы.

Ключевые слова: кандидат, административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, злоупотребление правом.

В соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных законом [1].

С соответствующим заявлением может обратиться в том числе кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

Безусловно, указанное положение направлено на соблюдение принципа равенства кандидатов, согласно которому они несут равные права и обязанности, обеспечивает законность проведения выборов. Вместе с этим, на практике встречаются случаи обращения зарегистрированных кандидатов с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата без наличия достаточных данных о нарушении требований Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и иных законов. Кандидат таким образом борется с противником, полагаясь лишь на удачу, что при рассмотрении дела в суде нарушения требований закона будут обнаружены.

При таких ситуациях возникает вопрос — является ли обращение в суд в целях избавления от другого кандидата злоупотреблением правом.

Под злоупотреблением правом понимается совершение обладателем права формально правомерного, но заведомо недобросовестного действия (бездействия).

Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) установлено право кандидатов и их доверенных лиц оспаривать в суде решения избирательной комиссии [2]. При этом для реализации указанного права необходимо, чтобы решение избирательной комиссии нарушало их права, свободы и законные интересы.

Таким образом, для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата необходимо не только наличие нарушения закона, допущенного избирательной комиссией при принятии решения, но и нарушения этим решением избирательных прав кандидата, обратившегося с административным исковым заявлением в суд.

Согласимся с позицией И. В. Советникова, который полагает, что в избирательном процессе основными формами проявления злоупотреблений правом выступают соответствующие избирательные технологии, которые основываются на формальном соблюдении положений законодательства о выборах, но направлены на создание необоснованных преимуществ одному из кандидатов, избирательных объединений (технологии, основанные на злоупотреблении правом) [4, с. 9–10].

По нашему мнению, в определенных случаях зарегистрированный кандидат, реализуя свое право на оспаривание решения избирательной комиссии на основании части 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и формально соблюдая требования КАС РФ, осуществляет технологию, основанную на злоупотреблении правом. При этом такая технология выражается, в большей части, не в создании необоснованных преимуществ кандидату, а в злоупотреблении процессуальным правом, которое реализуется с целью возможного выведения из строя соперника и облегчения победы на выборах.

Приведем пример из практики. При проведении в 2022 году муниципальных выборов депутатов представительного органа одного из муниципальных образований Иркутского района зарегистрированный кандидат обратился в районный суд с пятью административными исковыми заявлениями об отмене решения Иркутской районной территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Думы муниципального образования. Все административные исковые заявления были идентичными.

Административный истец полагал, что кандидаты в заявлении о согласии баллотироваться указали недостоверные сведения, при этом он не уточнял какие именно сведения не соответствуют действительности, а перечислял все установленные частью 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ указываемые в заявлении сведения.

Также одним из доводов административных исковых заявлений было не предоставление кандидатами в избирательную комиссию документов, подтверждающих сведения в заявлении о согласии баллотироваться, с перечислением всех возможных документов.

Кроме того, административный истец в своем заявлении указал, что уполномоченные представители политической партии, выдвинувшие кандидатов, не представили в избирательную комиссию документы, необходимые для заверения списка кандидатов. Как и в случае с документами, подтверждающими сведения в заявлении о согласии баллотироваться, он перечислял все требуемые документы.

Обосновывая нарушение своих избирательных прав, кандидат указывал, что избирательная комиссия предоставила кандидатам привилегированные условия для регистрации по сравнению с другими кандидатами, зарегистрировав их при наличии оснований для отказа в регистрации. Никакие документы к административному исковому заявлению административный истец не прилагал.

Подавая указанные заявления, кандидат не обладал достоверными сведениями о наличии нарушений требований законов, с документами, предоставляемыми в избирательную комиссию кандидатами и уполномоченными представителями политической партии, выдвинувшими кандидатов, был ознакомлен непосредственно перед судебными заседаниями, что в дальнейшем привело к отказу административного истца от административных исковых требований по трем исковым заявлениям и принятии по одному исковому заявлению решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Как пояснил административный истец после судебных заседаний, такие административные исковые заявления он подал с целью «снести» хоть одного кандидата, а поскольку возможность ознакомиться в избирательной комиссии с пакетом документов, предоставляемым другим кандидатом, отсутствует, ему потребовалось обратиться в суд для такого ознакомления.

Приведенный пример, на наш взгляд, ярко демонстрирует злоупотребление кандидатом своим правом. Подача административных исковых заявлений без конкретных доводов и доказательств нарушения требований законов с формальным обоснованием нарушений избирательных прав только с целью устранения противников влечет отвлечение от работы и создание дополнительной нагрузки в условиях сокращенных сроков рассмотрения дела как на суд, так и на участвующего в деле прокурора и административных ответчиков. Кроме того, распространение сведений о подаче подобных административных исковых заявлений может дискредитировать кандидатов, выступающих административными ответчиками, сформировать негативное отношение избирателя к ним, что, на наш взгляд, является проявлением «серой» избирательной технологии.

Одним из возможных путей устранения подобного злоупотребления правом могло бы послужить предоставление кандидатам возможности знакомиться с предоставляемыми в избирательную комиссию другими кандидатами документами для регистрации в качестве кандидата. При этом может возникнуть вопрос о нарушении указанных требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Согласно статье 7 вышеназванного закона, на лиц, получивших доступ к персональным данным, наложена обязанность не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом [3].

Таким образом, закрепление в федеральном законе права кандидатов знакомиться с предоставляемыми в избирательную комиссию документами другими кандидатами может быть исключением, предусмотренным в статье 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Другим способом преодоления поставленной проблемы может служить закрепление на законодательном уровне обязанности при обращении зарегистрированного кандидата с подобным административным исковым заявлением предоставлять соответствующие доказательства. Это бы могло поспособствовать снижению нагрузки на суд и иных участников процесса, искоренению практики необоснованного обращения в суд в личных целях.

Литература:

  1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ: [в ред. от 31 июля 2023 г.]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: принят 30 декабря 2001 года.: [в ред. от 24 июля 2023 г. № 364–ФЗ]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
  3. Федеральный закон О персональных данных [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ: [в ред. от 6 фев. 2023 г.]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Советников, И. В. Злоупотребления правом в избирательном процессе: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02 / И. В. Советников. — М., 2006. –195 с.
Основные термины (генерируются автоматически): избирательная комиссия, кандидат, административное исковое заявление, административный истец, отмена решения, регистрация кандидата, заявление, зарегистрированный кандидат, суд, Российская Федерация.


Ключевые слова

злоупотребление правом, кандидат, административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата

Похожие статьи

Задать вопрос