Социально-культурная деятельность в образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 29.10.2023

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Кашпирова, С. А. Социально-культурная деятельность в образовательных учреждениях / С. А. Кашпирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107144/ (дата обращения: 01.05.2024).



На сегодняшний день образовательное пространство многих школ рассматривается как сфера социально-культурной деятельности, где реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы. В нашем обществе прослеживается тенденция поиска не только новых подходов к организации образования, но и иного, адекватного современной ситуации, понимания его особенностей и механизмов, попытка системного рассмотрения взаимодействия культуры и образования как фактора социальной жизни.

Для того чтобы успешно и плодотворно обучаться в условиях современного образовательного учреждения, обучающимся все чаще приходится проявлять поисковую активность, вовлекаться в такую активность, используя различные методы обучения, которые постоянно изменяются, усложняются и приобретают новые формы.

Сегодня бытует мнение некоторых родителей, что, к сожалению, наша школа недостаточно хорошо готовит детей для реальной жизни. Они не включены в различные сферы деятельности общества, не вовлечены в обсуждение тех проблем, которыми живет страна. Одним из вариантов изменения существующего в школе положения вещей и общественных представлений — это предоставление возможностей для воспитания самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, обеспечение самостоятельной творческой деятельности ребенка в школе, ориентирование его на эту деятельность и вне школы. Для этого необходимо обратить внимание на осуществление социально-культурной деятельности в школе, выработать новые или дополнить и пересмотреть старые методы обеспечения условий для полноценного творческого и интеллектуального развития детей. К сожалению, сегодня в образовательных учреждениях создаются такие условия, при которых от обучающихся требуют не проявления ответственности, а вырабатываются такие качества, как иждивенчество, пассивность, ребенок встает в позицию потребителя. Дети чаще не включены в различные сферы деятельности общества, не вовлечены в обсуждение тех проблем, которыми живут взрослые: экологических, экономических, социально-политических. Следовательно, необходимо внедрение новых форм организации социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях.

Цель: выявление особенностей и проблем организации социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях и разработка предложений по её совершенствованию.

Социально-культурная деятельность: понятие, содержание, функции

Нравственно мотивированное, общественно значимое взаимодействие людей в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, среди которых главной ценностью выступает человек, его духовный мир, его гражданская позиция, его нравственные качества называется социально-культурной деятельностью. Разнообразие средств, методов и форм рациональной организации информационно-просветительного воздействия на человека и включения людей в культурное творчество предопределяет сама природа социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время.

Социально-культурная деятельность понимается как процесс «приобщения», целесообразная деятельность, культурная деятельность, общественная практика, исторически обусловленный социально-востребованный процесс преобразования культуры, деятельность по выявлению и сохранению, совокупность педагогических технологий, профессиональная деятельность, как область научно-педагогической практики и теории, специфическая область знания, целостное педагогическое явление и т. д.

Приведём несколько позиций, в которых авторы рассматривают содержание социально-культурной деятельности. М. А. Ариарский определяет понятие «социально-культурная деятельность» как «обусловленную нравственными и интеллектуальными мотивами общественно целесообразную деятельность по созданию, освоению, сохранению ценностей культуры» [3]. Социально-культурную деятельность автор рассматривает как «социальный феномен, как деятельность, которая находится в зависимости от внутренних потребностей человека. При этом деятельность автор рассматривает как занятия, труд, как научная деятельность, как педагогическая деятельность, которые, он рассматривает через призму трех компонентов (создание, освоение, сохранение)» [3].

Именно эти компоненты и должны лежать в основе социально-культурной деятельности в образовательном учреждении.

Сначала обучающихся необходимо познакомить с объектами культуры, затем, создать условия для освоения «присвоения» и в последующем привитие культуры сохранения (сбережения).

Образовательное учреждение — это пространство культуры, так как каждый участник образовательного процесса является носителем определённой культуры. Он не только усваивает её грани, он и как социальный субъект творит её на своём уровне, в меру своих сил и возможностей. Таким образом, социально-культурную деятельность в образовательном учреждении можно определить как культуроосвоение и культуросозидание в ситуации социального взаимодействия. Цифровой контент официальных сайтов образовательных учреждений России в настоящее время активно развивается. Публикуются, в том числе, и сведения об организации и проведении социально-культурной деятельности. Выделив социально-культурную деятельность как направление практики отдельных образовательных учреждений России в качестве предмета исследования, мы обратили внимание, что подобная работа ведется во многих образовательных учреждениях.

А. Н. Сырбу, С. Е. Бурыкин предложили следующие современные формы организации социально-культурной деятельности в образовательном учреждении: общепринятые формы (массовые, специальные, групповые, коллективные); инновационные формы (мультижанровый лонг-фестиваль, квест, велокарнавал, перформанс, интернет-конкурс, виртуальные экскурсии, художественные, книжные ярмарки, цифровые выставки, флеш-моб и другие формы); а также досуговые занятия по систематизации занятий в сфере медиаграмотности и других увлечений досуга; досуговые занятия по обобщению области социального и культурного опыта в произвольной деятельности; досуговые занятия по усовершенствованию художественных, отделочных, хореографических умений и навыков.

Заключение

Социально-культурная деятельность понимается как процесс «приобщения», целесообразная деятельность, культурная деятельность, общественная практика, исторически обусловленный социально-востребованный процесс преобразования культуры, деятельность по выявлению и сохранению, совокупность педагогических технологий, профессиональная деятельность, как область научно-педагогической практики и теории, специфическая область знания, целостное педагогическое явление и т. д.

Социально-культурная деятельность в образовательном учреждении формирует качественно новое образовательное пространство, в котором возможно становление обучающегося сообщества детей и взрослых. Формы такой работы, известны: тематические лектории, дискуссионные площадки, народные театры, клубы по интересам, фестивали творчества, добровольческие движения и акции.

Организация социально-культурной деятельности в образовательном учреждении даёт возможность обучающимся разобраться в сложных и противоречивых процессах культурной жизни, развить интерес к искусству, привить художественных вкус, выработать умение воспринимать и оценивать явления духовной жизни, наслаждаться подлинными творениями человеческого гения. Научить плодотворно использовать свободное от уроков время — одна из важных педагогических задач образовательного учреждения. Научить рационально, продуктивно и творчески организовать процесс свободного общения с искусством, техникой, спортом, природой, другими людьми — заказ современного общества.

Изучение и анализ проблем организации социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях является, несомненно, важной задачей в современных условиях.

Социально-культурная в образовательных учреждениях может проявляться в выполнении совместных проектов, заданий, исследований, поисков культурного наследия и носителей этого культурного наследия.

Социально-культурная деятельность в образовательном учреждении формирует качественно новое образовательное пространство, в котором возможно становление обучающегося сообщества детей и взрослых.

Литература:

  1. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления: монография / М. А. Ариарский. — Санкт-Петербург: Концерт, 2008. — 792 с. — Текст: непосредственный.
  2. Бурыкин, С. Е. Сущностные характеристики и понятия организации досуговой деятельности в образовательных организациях / С. Е. Бурыкин, Я. Я. Кайль // Теория и практика современной науки. — 2017. — № 1. — С. 134–141. — Текст: непосредственный.
  3. Васильковская, М. И. Современные тенденции в организации культурно-досуговой деятельности молодежи / М. И. Васильковская, В. С. Лукьянчикова // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 11–13. — С. 17–21. — Текст: непосредственный.
  4. Винник, Ю. С. Развитие креативности обучающихся средствами социально-культурной деятельности при изучении литературы в школе / Ю. С. Винник. — Текст: электронный // Академия профессионального образования. — 2017. — № 6. — С. 35–49. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32259652 (дата обращения: 02.04.2022). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  5. Инновационные формы и технологии организации социально-культурной деятельности: сб. науч.-метод. работ / сост. В. А. Кавера, Н. Д. Каминская, Е. В. Эртман. — Санкт-Петербург, 2016. — 124 с. — Текст: непосредственный.
  6. Исаева, В. В. Организация и проведение культурно-досуговых программ / В. В. Исаева // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф., Казань, май 2018 г. — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 75–78. — Текст: непосредственный.
  7. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: основные тенденции развития / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Ю. А. Стрельцов // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. — М.: МГУК. — 2005. — С. 12–16. — Текст: непосредственный.
  8. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — Москва: МГУКИ, 2004. — 539 с. — Текст: непосредственный.
  9. Сырбу, А. Н., Бурыкин, С. Е. Функции социально-культурной деятельности в образовательной сфере / А. Н. Сырбу, С. Е. Бурыкин. — Текст: электронный //Международный журнал гуманитарных и специальных наук, 2018. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnoy-sfere (дата обращения: 02.04.2022). — Режим доступа: Научная электронная библиотека CYBERLENINKA.RU.
  10. Кашпирова, С.А. https://infourok.ru/nauchnaya-statya-na-temu-socialno-kulturnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-6820079.html
Основные термины (генерируются автоматически): социально-культурная деятельность, образовательное учреждение, образовательное пространство, целесообразная деятельность, культурная деятельность, культурное наследие, научно-педагогическая практика, обусловленный социально-востребованный процесс, общественная практика, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос