Вопросы системности муниципальных правовых актов в Республике Крым | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 31.10.2023

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Хаджиева, В. В. Вопросы системности муниципальных правовых актов в Республике Крым / В. В. Хаджиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 230-234. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107140/ (дата обращения: 02.05.2024).



Системность муниципальных правовых актов является важным аспектом эффективного функционирования местного самоуправления в любом регионе. Она обеспечивает согласованность и соответствие муниципальных актов общегосударственной и региональной правовой базе, что способствует устойчивому развитию и решению насущных вопросов на местном уровне. В данной работе будет представлено исследование и обзор основных вопросов системности муниципальных правовых актов в общем контексте. Понятие системности и ее значение для обеспечения правопорядка и эффективного управления в муниципалитетах. Помимо этого, данная работа выявит проблемы, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при обеспечении системности муниципальных правовых актов, и предложит возможные пути решения данных проблем. Целью данного исследования является анализ и обзор важного аспекта местного самоуправления — системности муниципальных правовых актов.

Ключевые слова: муниципальный правовой акт, органы местного самоуправления, ненормативный акт, нормативный акт, местное самоуправление, глава муниципального образования, правовой акт.

Системность муниципальных правовых актов в контексте местного самоуправления предполагает организованность и единообразие нормативных документов, принимаемых муниципальными органами. Она обеспечивает взаимосвязь, целостность и соответствие правовых актов общегосударственным и региональным нормативным документам. Важность системности состоит в том, что она способствует согласованному функционированию местного самоуправления, устраняет противоречия в нормативной базе и облегчает применение правовых актов на местном уровне [9].

Значение системности для эффективного функционирования муниципальных органов заключается в том, что системные муниципальные правовые акты играют ключевую роль в обеспечении эффективного функционирования муниципальных органов. Они создают прозрачную и предсказуемую правовую среду для деятельности местных органов, что способствует более эффективному и ответственному принятию решений. Благодаря системности, муниципальные органы могут лучше планировать и осуществлять свои полномочия, а также обеспечивать устойчивое развитие территории и удовлетворение потребностей жителей. [4]

Муниципальные правовые акты играют ключевую роль в организации местного самоуправления и регулировании жизни на муниципальном уровне. Они представляют собой нормативные документы, разрабатываемые и принимаемые муниципальными органами для решения местных вопросов и регулирования местных отношений. Роль муниципальных правовых актов в местном самоуправлении включает:

  1. Регулирование местных вопросов: Муниципальные правовые акты определяют порядок и правила решения конкретных вопросов на местном уровне. Они затрагивают различные аспекты жизни городов и поселений, такие как благоустройство территории, охрана окружающей среды, предоставление социальных услуг, развитие инфраструктуры и другие вопросы, непосредственно влияющие на жизнь жителей [3].
  2. Определение компетенций и полномочий органов местного самоуправления: Муниципальные правовые акты определяют полномочия муниципальных органов и устанавливают границы их компетенции. Это позволяет обозначить сферу ответственности местных органов и их права на принятие решений в соответствии с законодательством [6].
  3. Установление порядка взаимодействия с жителями и бизнесом: Муниципальные правовые акты регулируют отношения между органами местного самоуправления, жителями и предпринимателями. Они обозначают правила взаимодействия с населением, устанавливают порядок обращения за государственными услугами, предоставления разрешений и лицензий и т. д. [1]

Сферы применения и действия муниципальных правовых актов:

Муниципальные правовые акты действуют на территории конкретного муниципального образования и применяются к местным вопросам, не урегулированным федеральным или региональным законодательством. Они охватывают широкий спектр сфер и областей, включая:

  1. Муниципальное управление и организацию власти: Муниципальные правовые акты определяют порядок создания и функционирования муниципальных органов управления, устанавливают права и обязанности должностных лиц, занимающих должности в органах местного самоуправления. [7]
  2. Бюджетное и финансовое законодательство: Муниципальные правовые акты регулируют вопросы местного бюджета, установления налогов и сборов, распределения финансовых ресурсов на муниципальном уровне. [8]
  3. Земельные отношения и градостроительство: Муниципальные правовые акты определяют правила землепользования и застройки территории, устанавливают порядок выдачи разрешений на строительство и использование земельных участков. [5]
  4. Социальное обеспечение и благополучие населения: Муниципальные правовые акты регулируют вопросы социальной защиты населения, оказания социальных услуг, развития образования и здравоохранения на местном уровне. [2]
  5. Экология и охрана окружающей среды: Муниципальные правовые акты определяют меры по охране окружающей среды, рациональному природопользованию, утилизации отходов и обеспечению экологической безопасности на местном уровне. [1]

Муниципальные правовые акты имеют большое значение для управления местными ресурсами и обеспечения устойчивого развития муниципалитетов. Они позволяют местным органам управления эффективно реагировать на изменяющиеся потребности жителей и решать конкретные проблемы регионального масштаба.

Системность муниципальных правовых актов обеспечивается на основе ряда ключевых принципов, которые позволяют создать целостное и согласованное правовое пространство на местном уровне. Вот основные принципы, которые обеспечивают системность муниципальных актов:

  1. Принцип соответствия вышестоящим нормативным актам: Муниципальные правовые акты должны соответствовать федеральным и региональным нормативным актам. Это предотвращает противоречия между муниципальным и общегосударственным законодательством и обеспечивает единую правовую систему на территории региона.
  2. Принцип целостности и взаимосвязанности актов: Муниципальные правовые акты должны быть организованы в единое правовое поле и взаимосвязаны друг с другом. Они не должны противоречить друг другу и должны взаимодействовать для достижения общих целей и задач местного самоуправления.
  3. Принцип законности и правовой ответственности: Муниципальные правовые акты должны быть разработаны и приняты с соблюдением принципов законности и правопорядка. Они не должны противоречить основополагающим принципам права и должны быть соответствующим образом оформлены и опубликованы.
  4. Принцип доступности и прозрачности: Муниципальные правовые акты должны быть понятны и доступны для всех граждан. Они должны быть официально опубликованы и предоставлены для ознакомления жителям региона. Это способствует обеспечению прозрачности деятельности муниципальных органов и участия граждан в процессе принятия решений.
  5. Принцип адаптивности и гибкости: Муниципальные правовые акты должны быть гибкими и адаптивными к изменяющимся условиям и потребностям. Они должны учитывать текущие вызовы и изменения в обществе и способны быстро реагировать на новые ситуации. [4]

Примеры и практические подходы к обеспечению соответствия принципам:

  1. Участие общественности: Проведение публичных обсуждений и консультаций с населением при разработке муниципальных правовых актов позволяет учесть интересы и потребности жителей и обеспечить соответствие принципу доступности и прозрачности.
  2. Анализ нормативной базы: Систематический анализ федеральных и региональных нормативных актов позволяет обнаружить возможные противоречия и несоответствия муниципальных актов и исключить их, что способствует соблюдению принципа соответствия вышестоящим нормативным актам.
  3. Мониторинг и оценка эффективности: Постоянный мониторинг и оценка применения муниципальных правовых актов позволяет выявить и устранить недостатки и противоречия, обеспечивая соответствие принципу законности и правовой ответственности.
  4. Адаптивные механизмы: Включение в муниципальные акты механизмов быстрого реагирования и корректировки при изменении обстоятельств и условий позволяет обеспечить соответствие принципу адаптивности и гибкости.
  5. Обучение и повышение квалификации: Обучение сотрудников муниципальных органов правовым аспектам и специфике разработки муниципальных правовых актов способствует соблюдению принципов системности и повышает качество правовых документов [1].

Проблемы и вызовы системности муниципальных правовых актов:

  1. Недостаток координации и согласования: Одной из главных проблем является недостаток координации и согласования между различными муниципальными правовыми актами. Множество муниципальных органов может разрабатывать акты, которые касаются одних и тех же вопросов, что приводит к противоречиям и несогласованным нормам.
  2. Отсутствие мониторинга и оценки: Недостаток систематического мониторинга и оценки применения муниципальных правовых актов приводит к тому, что не всегда возможно установить их эффективность и выявить возможные проблемы и несоответствия.
  3. Недостаток ресурсов и компетенций: Многие муниципальные органы сталкиваются с ограничениями в ресурсах и компетенциях, что затрудняет разработку и принятие качественных и эффективных муниципальных правовых актов.
  4. Отсутствие обратной связи с общественностью: Недостаток обратной связи с населением и представителями общественности может привести к тому, что интересы граждан и реальные потребности регионального сообщества не будут полностью учтены в муниципальных правовых актах.
  5. Изменяющаяся ситуация и потребности: быстро меняющаяся ситуация, как на местном, так и на более высоких уровнях, может вызвать необходимость в обновлении и корректировке муниципальных правовых актов, что может представлять определенные трудности [3].

Анализ факторов, мешающих эффективной работе муниципальных органов:

  1. Политические факторы: иногда муниципальные правовые акты могут становиться объектом политических влияний и манипуляций, что может затруднить их разработку и принятие в соответствии с реальными потребностями общества.
  2. Юридическая сложность: часто муниципальные правовые акты являются сложными с точки зрения юридических аспектов, что требует специализированных знаний и компетенций, а не все муниципальные органы обладают достаточными ресурсами для этого.
  3. Ограниченные ресурсы: Недостаток финансовых, человеческих и временных ресурсов может существенно ограничить возможности муниципальных органов для разработки и внедрения эффективных муниципальных правовых актов.
  4. Отсутствие координации: Недостаточное взаимодействие между различными муниципальными органами может привести к несогласованности актов и созданию противоречий в правовой системе на местном уровне.
  5. Недостаточная общественная активность: Низкая активность граждан и общественных организаций может снижать эффективность обратной связи и обсуждения муниципальных правовых актов, что может привести к неполному учету интересов общества [3].

Решение данных проблем и преодоление вызовов требует улучшения взаимодействия между муниципальными органами, обеспечения прозрачности и открытости процесса разработки правовых актов, а также участия общественности в этом процессе. Также важным является предоставление достаточных ресурсов и компетенций муниципальным органам для эффективной работы над системностью правовых актов на местном уровне.

Таким образом, основные вопросы системности муниципальных правовых актов в Республике Крым заключаются в проблематике следующих аспектов:

  1. Согласованность с общегосударственными и региональными нормами:

Муниципальные правовые акты должны быть согласованы с федеральными и региональными законами и нормативными актами. Это обеспечивает единое правовое пространство и предотвращает противоречия между муниципальным и вышестоящими уровнями власти.

  1. Целостность и взаимосвязанность актов:

Системные муниципальные правовые акты должны формировать цельное правовое поле и быть взаимосвязанными друг с другом. Такая целостность облегчает их применение и понимание, а также предотвращает дублирование и противоречивость правовых норм.

  1. Учет интересов и потребностей граждан:

Системность муниципальных правовых актов предполагает учет интересов и потребностей жителей региона. Акты должны быть направлены на решение актуальных проблем местного населения и способствовать улучшению качества жизни.

  1. Прозрачность и доступность:

Системные муниципальные правовые акты должны быть понятны и доступны для всех граждан. Четкость формулировок и языка актов улучшает их понимание и применение, а также способствует разъяснению правовых норм гражданам.

  1. Адаптивность и гибкость:

Системные муниципальные правовые акты должны быть адаптивными и гибкими, чтобы учитывать изменяющиеся обстоятельства и потребности. Это позволяет быстро реагировать на вызовы и изменения в обществе.

  1. Эффективность и реализуемость:

Муниципальные правовые акты должны быть эффективными и реализуемыми. Они должны предусматривать механизмы и инструменты для их успешной реализации, а также обеспечивать контроль за их исполнением [3].

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

  1. Системность муниципальных правовых актов играет решающую роль в обеспечении эффективного развития и функционирования местного самоуправления. Она позволяет создать целостную и согласованную правовую систему на местном уровне, что способствует решению местных вопросов и удовлетворению потребностей жителей.
  2. Принципы системности муниципальных правовых актов, такие как соответствие вышестоящим нормативным актам, целостность и взаимосвязанность актов, законность и правовая ответственность, доступность и прозрачность, а также адаптивность и гибкость, являются основополагающими для обеспечения системности муниципальных актов.
  3. Наличие проблем и вызовов в обеспечении системности муниципальных правовых актов требует внимания и усилий со стороны муниципальных органов и общественности. Основными проблемами являются недостаток координации и согласования, недостаточная обратная связь с общественностью, ограниченные ресурсы и компетенции, а также недостаточное взаимодействие между различными муниципальными органами.
  4. Преодоление данных проблем и вызовов требует совместных усилий муниципальных органов и общественности. Необходимо развивать механизмы координации и согласования актов, обеспечивать прозрачность и доступность процесса разработки и обсуждения муниципальных правовых актов, а также улучшать взаимодействие и обратную связь с общественностью.

Значимость обеспечения системности муниципальных правовых актов для развития местного самоуправления заключается в том, что это позволяет создать стабильную и предсказуемую правовую среду на местном уровне. Это способствует более эффективному решению местных вопросов и достижению приоритетных целей развития региона. Правильно организованная системность муниципальных актов укрепляет доверие населения к местным органам и способствует развитию демократических институтов и гражданского общества. Кроме того, она способствует устойчивому развитию региона и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития предпринимательства. Все это вместе обеспечивает улучшение качества жизни жителей и повышение привлекательности региона для инвесторов и туристов. Таким образом, системность муниципальных правовых актов является фундаментальным аспектом для успешного развития и процветания местного самоуправления в Республике Крым.

Литература:

  1. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 174 с.
  2. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. — 2020. — № 5–1. — С. 450–454.
  3. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 194 с.
  4. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. — 2020. — № 1(15). — С. 16–22.
  5. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 412 с.
  6. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г. А. Борщевский. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 293 с.
  7. Васильева, В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 441 с.
  8. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева; под общей редакцией Н. А. Восколович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 324 с.
  9. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 453 с.
Основные термины (генерируются автоматически): акт, местное самоуправление, местный уровень, орган, обратная связь, системность, взаимосвязанность актов, недостаток координации, правовая ответственность, эффективное функционирование.


Похожие статьи

Задать вопрос